Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-261/2022, УИД: 54RS0006-01-2021-006563-65 по иску Герасимова Владимира Викторовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Герасимова Владимира Викторовича на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Герасимов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту также ГУ ОПФ РФ по Новосибирской области, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что решением Государственного учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска от 30 апреля 2020 г. ему незаконно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком необоснованно исключены при подсчете его страхового стажа на соответствующих видах работ следующие периоды: с 28 апреля 1981 г. по 28 декабря 1982г. - совмещения работы и учебы, с 10 января 1983 г. по 12 декабря 1983 г. - в должности помощника механика на т/х СТ233 как полную навигацию, с 11 апреля 1986 г. по 15 апреля 1992 г. в должности работника плавсостава как полную навигацию, с 16 апреля 1992г. по 19 октября 1993г. в должности механика по эксплуатации и ремонту оборудования станции по обезжелезиванию воды пристани Красный Яр, с 20 октября 1993г. по 15 июля 1997г. в должности начальника цеха зачистки пристани Красный Яр.
Считает, что данные периоды подлежат включению в его специальный стаж, засчитываемый для назначения досрочной страховой пенсии.
Просил признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, включить в его специальный стаж указанные спорные периода, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента его обращения с заявлением (20 апреля 2020 г.).
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2022 г, с учетом определения об исправлении описки от 22 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 ноября 2022 г, постановлено:
Исковые Герасимова Владимира Викторовича - удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска от 30 апреля 2020 г. N и от 23 марта 2021 г. N в части отказа во включении в специальный страховой стаж Герасимова Владимира Викторовича, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы с 28 апреля 1981г. по 31 мая 1981г.
Включить в специальный страховой стаж Герасимова Владимира Викторовича, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях", период работы с 28 апреля 1981 г. по 31 мая 1981 г. в должности матроса т\х "М. Калинин".
В удовлетворении требований в остальной части - отказать.
В кассационной жалобе истец Герасимов В.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России судебное извещение истцом не получено, возвращено в суд по истечении срока хранения, ответчиком судебное извещение получено 17 марта 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 20 апреля 2020 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика Герасимову В.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В решении указано, что общий страховой стаж истца составляет 34 года 09 месяцев 05 дней, при этом в специальный страховой стаж в календарном исчислении были включены периоды работы истца с 10 мая 1982 г. по 28 сентября 1982 г. в качестве моториста-рулевого т/х "Ракета - 18", с 5 мая 1983 г. по 2 ноября 1983 г. в качестве 3 штурмана - 3 помощника механика т/х "СТ-238", с 10 апреля 1986г. по 19 ноября 1986г. в качестве 2 штурмана - 2 помощника механика т/х "Речной-12". Периоды работы с 12 апреля 1987г. по 27 октября 1987г. в качестве 2 штурмана - 2 помощника механика т/х "Речной-12", с 6 апреля 1988г. по 14 ноября 1988г. в качестве 2 штурмана - 2 помощника механика т/х "Речной- 12", с 28 марта 1989г. по 15 ноября 1989г. в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика т/х "РТ-145", с 26 марта 1990г. по 21 ноября 1990г. в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика т/х "РТ-145", с 25 апреля 1991г. по 19 ноября 1991г. в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика т/х "РТ-145" были включены как полная навигация. Также был учтен период работы с 16 апреля 1992г. по 19 октября 1993г. в должности механика по эксплуатации и ремонту оборудования. Итого, специальный страховой стаж составил 08 лет 01 день вместо требуемого 12 лет 6 месяцев.
Решением ГУ - ОПФ РФ по Новосибирской области от 23 марта 2021г. N истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Согласно данному решению, общий страховой стаж истца составил 36 лет 03 месяца 05 дней. При этом в льготный страховой стаж были включены следующие периоды работы истца в Новосибирской ремонтно-эксплуатационной базе флота "Западносибирского речного пароходства":
- с 10 мая 1982г. по 28 сентября 1982г. в качестве моториста - рулевого т/х "Ракета-186" (в льготном исчислении как полная навигация);
- с 5 мая 1983г. по 2 ноября 1983г. в качестве 3 штурмана - 3 помощника механика т/х "СТ-238" (календарно, так как не отработана полная навигация);
в "Новосибирском речном порту" Западносибирского речного пароходства:
- с 11 апреля 1986г. по 19 ноября 1986г. в качестве 2 штурмана - 2 помощника механика т/х "Речной - 12" (календарно, так как не отработана полная навигация);
- с 12 апреля 1987г. по 27 октября 1987г. в качестве 2 штурмана - 2 помощника механика т/х "Речной - 12" (в льготном исчислении как полная навигация);
- 6 апреля 1988г. по 14 ноября 1988г. в качестве 2 штурмана - 2 помощника механика т/х "Речной - 12" (в льготном исчислении как полная навигация);
- с 16 марта 1989г. по 13 апреля 1989г. в качестве 2 штурмана - 2 помощника механика т/х "Речной - 12" (календарно, так как не отработана полная навигация).
Итого, льготный страховой стаж составил 04 года 02 месяца 05 дней.
Не были включены в льготный страховой стаж периоды работы в "Новосибирском речном порту" Западносибирского речного пароходства: с 14 апреля 1989г. по 15 апреля 1989г. в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика т/х "РТ-145", так как т/х "РТ-145" относился к судам портового флота, постоянно работающих в акватории порта. Также не были включены периоды работы с 16 апреля 1992г. по 19 октября 1993г. в качестве механика по эксплуатации и ремонту оборудования станции по обезжелезиванию воды пристани Красный Яр, с 20 октября 1993г. по 15 июля 1997г. в должности начальника цеха зачистки пристани Красный Яр, так как отсутствует документальное подтверждение занятости в профессиях, на должностях на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности; отсутствует подтверждение занятости в машинной команде плавающего состава морского и речного флота судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения (или берегового состава морского и речного флота).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что в льготный страховой стаж истца в календарном исчислении подлежит включению период работы с 28 апреля 1981г. по 31 мая 1981г. в должности матроса т/х "М. Калинин", поскольку в указанный период Герасимов В.В. работал на должности, относящейся к плавсоставу, на судне, которое не относилось к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, что подтверждается архивной справкой от 28 марта 2022г. N, согласно которой в 1981 году т/х "М. Калинин" был в списке раскрепления флота по линиям работы на навигацию по направлениям Новосибирск - Тобольск, Новосибирск - Салехард, то есть данный теплоход осуществлял рейсы за пределами акватории Новосибирского порта.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований судом отказано.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 октября 2018г. N 350-ФЗ).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Исходя из указанной нормы, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ, от наименования их профессий и должностей, не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца, необходимо только документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержались в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "ж" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, - Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 467 "Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности" (далее - Список N 467).
Списком N 467 предусмотрены все виды работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на следующих видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности: агломератовозы; буксиры - толкачи, постоянно занятые на транспортировке нефтяных барж; газовозы; нефтеналивные, нефтеперекачивающие, нефтебункеровочные и зачистные станции; подводные аппараты (лаборатории); суда с атомными энергетическими установками; суда атомного технологического обслуживания; суда, постоянно работающие в Арктике; химовозы.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Пункт 4 указанных Правил предусматривает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 13 указанных Правил периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичная норма содержалась в пункте 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, согласно которой при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.
Сроки начала и конца навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства (ГБУПйС) с учетом местных климатических и гидрологических условий.
Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работ включаются все периоды работы, дающие право на досрочную пенсию по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по их фактической продолжительности в порядке, предусмотренном пунктом 5 Правил, то есть в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.
Отработанный навигационный период на водном транспорте с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 266 "О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы.
Из изложенного следует, что периоды работы на водном транспорте в течение полного навигационного периода учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном составила полный год. Работы в течение полного навигационного периода засчитываются в стаж как календарный год. В тех случаях, когда работник не весь навигационный период был занят на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, в частности работа начата не с начала навигационного периода или закончена до его окончания или в течение навигационного периода работник находился в отпуске или отгулах, то указанный период засчитывается в стаж по фактической его продолжительности.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н, подтверждению подлежат периоды следующих работ - работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н, предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах, (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Выводы судов являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в обжалуемых судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая период работы истца с 28 апреля 1981г. по 28 декабря 1982г, суд первой инстанции исходил из следующего:
Согласно трудовой книжке в период с 1 сентября 1979г. по 31 декабря 1982г. истец проходил обучение в ГПТУ N3 г. Новосибирска по специальности "штурман - помощник механика", 28 декабря 1982г. истец получил диплом по специальности "штурман - помощник механика".
Согласно архивной справке от 7 октября 2020г. N в документах Новосибирской ремонтно-эксплуатационной базы флота Западно- Сибирского речного пароходства в приказах по личному составу и личной карточке формы Т-2 Герасимова В.В. содержатся сведения о том, что Герасимов В.В, учащийся ГПТУ-3, был принят матросом и направлен на вооружение т/х "М. Калинин" с 23 апреля 1981г. (приказ от 28 апреля 1981г. N). Герасимову В.В. - матросу т/х "М. Калинин" в связи с окончанием практики ГПТУ-3 была выплачена компенсация отгулов за нав. 1981 г. всего 12 дн, отпуск за период раб. с 1 апреля 1981г. по 31 мая 1981г, основн. 5 кал.дн (как несовершеннолетнему) (приказ от 30 декабря 1981г. N).
Герасимов В.В. - рулев.мотор, уч-ся ГПТУ направлен на т/х "Ракета- 186" с 10 мая 1982г. для подготовки судна к эксплуатации (приказ от 19 мая 1982г. N). Герасимову В.В. - рул.мотор. т/х "Р-186" в связи с окончанием практики 24 октября 1982г. оплачена компенсация отгулов за навиг. 1982 г. по 24 октября 1982г, осн. 6 дн, вр. - 3 дн, за недост. - 1 дн, всего - 10 дн. (приказ от 3 ноября 1982г. N). Герасимову В.В. - 3 шт. - 3 п/мех. т/х СТ-233 предоставлен отпуск за период учебы с 10 января 1982г. по 10 января 1983г, осн. 12 дн, вред. 12 дн, всего 24 дн. С 10 января 1983г. по 5 февраля 1983г. (приказ от 10 января 1983г. N).
Согласно справке АО "Западно-Сибирское речное пароходство" от 5 февраля 2019г. РП/34 Герасимов В.В. 10 мая 1982г. был принят для прохождения производственной практики на штатную должность мотористом-рулевым т/х "Ракета-186", 10 мая 1982г. судно было введено в эксплуатацию, 28 сентября 1982г. судно было выведено из эксплуатации, 24 октября 1982г. истец был уволен по окончании практики. В справке указано, что работа истца на данной должности дает ему право на льготное пенсионное обеспечение, истец работал в течение полных навигационных периодов. Занимаемая истцом должность относятся к плавсоставу, а суда, на которых работал истец, не относятся в портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Согласно архивной справке от 28 марта 2022г. N в приказе от 30 января 1981г. N в списке раскрепления флота по линиям работы на навигацию 1981 содержатся следующие сведения: грузопассажирский флот: туристские линии: Новосибирск - Тобольск, Новосибирск - Салехард - т/х "М. Калинин", вид перевозок - пассажирские. В приказе от 7 мая 1981г. N указаны сроки открытия навигации по соответствующим направлениям и в приказе от 4 ноября 1981г. N указаны сроки закрытия навигации по соответствующим направлениям.
Принимая решение о включении в льготный стаж истца период с 28 апреля 1981 г. по 31 мая 1981 г, суды исходили из того, что Герасимов В.В, как учащийся ГПТУ-3, в указанный период был принят на работу матросом согласно приказу от 28 апреля 1981 г. и в конце года ему была выплачена компенсация отгулов за навигацию, отпуск за период работы как несовершеннолетнему, что подтверждается архивной справкой от 7 октября 2020г. N.
Вместе с тем, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не усмотрел оснований для включения периода с 28 апреля 1981 г. по 31 декабря 1981 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ как полный навигационный период, поскольку доказательств, подтверждающих, что указанный период навигации был отработан истцом полностью, в материалах дела не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что в архивной справке от 7 октября 2020г. N указано о том, что истцу за навигацию 1981 г. была оплачена компенсация отгулов всего 12 дней, что свидетельствует, по мнению кассатора о том, что истец отработал именно полную навигацию в 1981 г, были предметом исследования и оценки судебными инстанциями и признаны несостоятельными, поскольку соответствующих доказательств о работе истца в 1981 году полную навигацию, материалы дела не содержат.
Таким образом, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно установив фактические обстоятельства дела, суды правомерно включили период работы истца с 28 апреля 1981г. по 31 мая 1981г. в должности матроса т/х "М.Калинин" в специальный страховой стаж в календарном исчислении.
Кроме того, поскольку период 1982 года в льготный страховой стаж истца включен как полная навигация, судом обоснованно не приняты во внимание требования истца в части данного периода.
Разрешая требования истца в части периода его работы в 1983 году, суды также правомерно исходили из того, что период работы истца с 5 мая 1983г. по 2 ноября 1983г. был засчитан пенсионным органом в льготный страховой стаж календарно, так как не отработана полная навигация.
Согласно данным о стаже истца период с 10 января 1983 г. по 4 мая 1983г. был учтен пенсионным фондом как обычные условия труда, то есть, зачтен в общий страховой стаж, а период с 5 мая 1983 г. по 2 ноября 1983 г. был зачтен как период работы в льготных условиях труда календарно.
Из пояснений представителя ответчика следует, что период работы с 10 января 1983г. по 4 мая 1983г. не был засчитан в льготный страховой стаж, поскольку т/х "СТ-233", на который был принят истец, введен в эксплуатацию только 9 мая 1983г. приказом от 4 мая 1983г, далее период с 5 мая 1983г. по 2 ноября 1983г. был засчитан в календарном исчислении, а период с 3 ноября 1983г. по 12 декабря 1983г. не был засчитан, так как судно было выведено из эксплуатации.
Из трудовой книжки истца следует, что 10 января 1983г. он был принят 3 штурманом - 3 помощником механика на т/х "СТ-233", 5 мая 1983г. был назначен 3 штурманом - 3 помощником механика на т/х "СТ-238".
Согласно архивной справке от 7 октября 2020г. N Герасимов В.В. принят на 3-3 на "СТ-233" с 10 января 1983г. (приказ от 12 января 1983г. N), назначен на 3-3 на "СТ-238" с 5 мая 1983г. (приказ от 4 мая 1983г. N). Герасимову В.В. - 3 шт. - 3 пом.мех. т/х "СТ-238" в связи с призывом в Сов.Армию оплачена комп, отпуска за навиг. 1983 г, всего: 64 дн. (в т.ч. по РБТ - 8) ком.отпуска за период работы с 10 января 1983г. по 12 декабря 1983г, осн.: 12 дн, вред.: 12 дн, всего - 24 дн. (приказ от 25 ноября 1983г. N). Герасимов В.В. уволен с 12 декабря 1983 г. в связи с призывом в Сов.Армию (приказ от 26 ноября 1983г. N).
Согласно справке АО "Западно-Сибирское речное пароходство" от 5 февраля 2019г. РП/34 Герасимов В.В. 10 января 1983г. истец был принят 3 штурманом - 3 помощником механика т/х "СТ-233", 9 мая 1983г. судно т/х "СТ-233"было введено в эксплуатацию, 5 мая 1983г. истец был назначен 3 штурманом - 3 помощником механика т/х "СТ-238", 25 апреля 1983г. судно т/х "СТ-238" было введено в эксплуатацию, 2 ноября 1983г. судно т/х "СТ-238" было выведено из эксплуатации, 12 декабря 1983г. истец был уволен. В справке также указано, что навигация за 1983 г. истцом была отработана не полностью.
Таким образом, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом судов, что пенсионный орган верно засчитал истцу период с 5 мая 1983г. по 2 ноября 1983г. в специальный страховой стаж в календарном исчислении, поскольку в указанный период Герасимов В.В. работал на т/х "СТ-238", которое не относилось к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения судам, и на должности "3 штурман - 3 помощник механика", которая относится к плавсоставу, что следует из справки от 5 февраля 2019г.
Довод истца о том, что период с 10 января 1983г. по 4 мая 1983г. подлежит зачету в специальный страховой стаж, правомерно не принят судами во внимание, поскольку данное судно было введено в эксплуатацию только 9 мая 1983г, то есть после того, как истец был переведен 3 штурманом - 3 помощником механика на судно "СТ-238" (5 мая 1983г.). На момент ввода в эксплуатацию судна "СТ-233" истец уже работал на судне "СТ-238".
Истец в период с 10 января 1983г. по 4 мая 1983г, то есть до ввода т/х "СТ- 238" в эксплуатацию, был занят на работах, предшествующих направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, был задействован по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с пунктом 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет", утратившего силу 10 мая 2017 г, в специальный стаж засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах.
Наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).
Вопреки доводам кассационной жалобы, поскольку отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что после того, как 2 ноября 1983г. судно т/х "СТ-238" было выведено из эксплуатации, истец был занят на каких-либо работах по своей специальности, следующих за окончанием рейса, оснований для включения в льготный страховой стаж периода работы истца с 3 ноября 1983г. по 12 декабря 1983г. у судов нижестоящих инстанций не имелось.
Доказательств, подтверждающих особый характер работы истца в периоды с 10 января 1983г. по 4 мая 1983г. и с 3 ноября 1983г. по 12 декабря 1983г. материалы дела не содержат.
Установив из уточняющей справки, что в 1983 году истец не отработал полную навигацию, суды правомерно включили период с 5 мая 1983г. по 2 ноября 1983г. в льготный страховой стаж в календарном исчислении, принимая во внимание то, что само по себе указание на периоды навигации в 1983 г. в архивной справке не свидетельствует о том, что истец отработал именно полную навигацию. Таким образом, за 1983 год пенсионным органом правомерно был включен в льготный страховой стаж только период работы с 5 мая 1983г. по 2 ноября 1983г. в календарном исчислении.
Также правильно истцу отказано в удовлетворении требования о включении в специальный страховой стаж периода работы с 11 апреля 1986г. по 15 апреля 1992г. как полную навигацию, поскольку в соответствии с решением пенсионного фонда от 23 марта 2021г. в специальный страховой стаж истца как полная навигация включены периоды 1987 года и 1988 год.
Периоды работы истца с 11 апреля 1986г. по 19 ноября 1986г. и с 16 марта 1989г. по 13 апреля 1989г. были зачтены пенсионным органом в льготный страховой стаж календарно, так как не отработана полная навигация; период с 14 апреля 1989г. по 15 апреля 1992г. не был включен в льготный страховой стаж, поскольку истец работал на судне "РТ-145", которое работало постоянно в акватории порта, а также поскольку занимаемая им должность не была предусмотрена Списком N 2 от 1991 г.
Согласно трудовой книжке истец 11 апреля 1986г. был назначен 2 штурманом - 2 помощником механика т/х "Речной-12, с 30 сентября 1988г. был назначен на должность 1 штурмана - 1 помощника механика на т/х "Речной- 9", с 14 апреля 1989г. был назначен 1 штурманом 1 помощником механика т/х "РТ-145", в которой проработал до 15 апреля 1992г.
Согласно справке Новосибирского речного порта от 23 апреля 2013г. N истец с 11 апреля 1986г. был принят 2 штурманом - 2 помощником механика т/х "Речной-12", с 10 апреля 1986г. данное судно было введено в эксплуатацию, 19 ноября 1986г. данное судно было выведено из эксплуатации. С 30 сентября 1988г. был назначен стажером 1 штурмана - 1 помощника механика т/х "Речной - 9", 21 марта 1988г. данное судно было введено в эксплуатацию, 14 ноября 1988г. данное судно было выведено из эксплуатации. С 14 апреля 1989г. истец был назначен 1 штурманом - 1 помощником механика т/х "РТ-145", в указанной должности и на указанном судне истец проработал до 15 апреля 1992г. включительно, а с 16 апреля 1992г. истец был переведен механиком по эксплуатации и ремонту оборудования станции по обезжелезиванию воды пристани Красный Яр.
В справке также указано, что работа дает право на льготное пенсионное обеспечение, так как истец работал в течение полных навигационных периодов, на должностях, относящихся к плавсоставу судов речного флота, а суда, на которых работал истец, не относились к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
В справке Новосибирского речного порта от 27 января 2021г. N содержатся аналогичные сведения о периодах работы истца в 1986 году и с 1989 по 1992 год, однако указано, что истец работал полные навигационные периоды всегда, кроме 1986 года, а также указано, что т/х "РТ-145" относился к судам портового флота, постоянно работающих на акватории порта.
В связи с наличием указанных противоречий в двух уточняющих справках, выданных одним и тем же учреждением, судом был сделан запрос в Новосибирский речной порт, в ответе на который указано, что навигация в периоды 1987, 1988 гг. Герасимовым В.В. была отработана полностью.
Навигация в 1986 году истцом была отработана не полностью в связи с неполным календарным годом его работы на флоте (назначен на должность, относящуюся к плавсоставу с апреля 1986). В навигацию 1989 - 1992 г. т/х "РТ-145" эксплуатировалось в режиме рейдово-маневрового флота, задействованного на Центральном рейде (акватории) порта. Рейдово-маневровые работы на Центральном рейде включают в себя постановку, отводку барж от стенки порта, формирование, расформирование транзитных составов, обеспечение постановки барж на причалы в черте города, вождение бункеровочных баз в Красный Яр на заправку, перевозка рабочих смен. В ответе на запрос суда также указано, что разночтения в ранее выданных справках обусловлены тем, что на момент составления справки за 2013 год сменился весь состав АО "Новосибречпорт" в связи с прекращением деятельности в сфере речного транспорта, сотрудники не имели достаточно опыта и знаний по данной теме в целях составления соответствующих уточняющих справок, в связи с чем, справку от 23 апреля 2013г. N считать недействительной.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно согласились с ответчиком о включении периодов работы с 11 апреля 1986г. по 19 ноября 1986г. и с 16 марта 1989г. по 13 апреля 1989г. в льготный страховой стаж истца в календарном исчислении, поскольку в 1986 истцом не была отработана полная навигация, а судно "Речной-9" было введено в эксплуатацию 28 марта 1989г, тогда как истец был переведен на него на должность стажера 1 штурмана - 1 помощника механика только 30 сентября 1988г.
Кроме того, поскольку истец работал на судне РТ-145, которое работало постоянно в акватории порта, у ответчика не имелось оснований для включения периода с 14 апреля 1989г. по 15 апреля 1992г. в льготный страховой стаж истца.
Суды правильно указали, что данный период работы истца на судне РТ-145 мог быть включен в льготный страховой стаж в соответствии со Списком N2 от 1991 г, однако, занимаемая истцом должность на данном судне не была предусмотрена Списком N2.
Согласно пункта 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении пенсии может производиться суммирование периодов работ в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правил.
В основу суммирования положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и стажу на соответствующих видах работ и присоединения большей льготы к меньшей льготе (кроме случаев, предусмотренных законодательством).
Согласно пункту 3 Правил от 11 июля 2002г. N 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работы, указанной в подпункте 9, - периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 5 - 7, 12.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком N2 от 22 августа 1956г. N1173 и Списком N2 от 26 января 1991г. N10 не предусмотрена должность "штурман - помощник механика". При этом относимых и допустимых доказательств того, что указанная должность была тождественна по своим функциональным обязанностям должностям "помощник механика", "механик", которые были предусмотрены указанными Списками, материалы дела не содержат.
Согласно справки работодателя в спорный период работы истца с 1 января 1989 г. - 31 декабря 1992 г, время работы истца с 16 марта 1989 г. по 13 апреля 1989 г. зачтено в стаж в календарном исчислении, поскольку судно теплоход РТ-145 эксплуатировалось в режиме рейдово-маневрового флота, задействованного на Центральном рейде (акватории) порта и представленная истцом карта реки Обь данные обстоятельства не отвергает.
Таким образом, период работы истца с 14 апреля 1989г. по 15 апреля 1992г. правомерно не был зачтен в льготный страховой стаж как по пункту 9 части 1 статьи 30, так и по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно трудовой книжке, истец 16 апреля 1992г. был переведен механиком по эксплуатации и ремонту оборудования станции по обезжелезиванию воды пристани Красный Яр, с 20 октября 1993г. истец был назначен на должность начальника цеха зачистки пристани Красный Яр, 15 июля 1997г. был уволен по собственному желанию.
Данный период работы истца на пристани Красный Яр не был включен в специальный страховой стаж ответчиком, поскольку не было представлено доказательств в подтверждение занятости в профессиях и должностях на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, а также в виду отсутствия подтверждения занятости в машиной команде (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Из пояснений истца следует, что в период работы на пристани в Красном Яре он занимался зачисткой нефтеналивных барж. Зачистка - это процесс очистки нефтеналивного судна от остатков перевозимых нефтепродуктов, что предоставляет право на льготное пенсионное обеспечение согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992г. N467. Истцом также представлена архивная справка от 17 ноября 2021г, согласно которой т\х "Кренователь-8" относится к зачистным комплексам, который работал в Красном Яре.
Действительно, согласно Списку работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники, занятые на следующих видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности: нефтеналивные, зачистные станции.
Вместе с тем, как правильно указали суды нижестоящих инстанций, справки, уточняющей особый характер работы истца в период с 16 апреля 1992г. по 19 октября 1993г. и с 20 октября 1993г. по 15 июля 1997г. материалы дела не содержат, в связи с чем у суда отсутствовала возможность сделать вывод о том, где и на каким оборудовании работал истец, что входило в его обязанности, работал ли истец на должности плавсостава, на каком судне работал истец. Не представлено доказательств того, что истец в спорный период работал на т/х "Кренователь" (несамоходный флот), при том, что согласно представленной истцом архивной справке от 17 ноября 2021г. в Красном Яре имелся самоходный флот- т/х Симферополь, т/х Говоров - паро-зачист. комплекс.
Ссылка на представленные сведения из сети интернет по Нефтезачистному комплексу и зачистной станции Ермолаевской РЭБ флота Енисейского пароходства и должностной инструкции - начальника цеха зачистки нефтеналивных судов не свидетельствует об идентичности выполняемых функций и условий труда в Западно - Сибирском речном пароходстве Новосибирского речного порта Обского бассейна.
Также правильным является вывод судов, что данные периоды работы истца не могут быть включены в льготный страховой стаж на основании Списка N 2 от 1991 г, согласно которому право на льготное пенсионное обеспечение по разделу XXVIII. ТРАНСПОРТ (позиция 23000000) имеет право (позиция 23003010) машинная команда судов служебно -вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно - разъездных, пригородных и внутригородского сообщения): кочегары судов, работающих на жидком топливе, машинисты всех наименований, мотористы всех наименований, механики и их помощники, главные и старшие механики, электромеханики и их помощники, электромеханики старшие. Занимаемые истцом должности - механик по эксплуатации и ремонту оборудования станции и начальник цеха зачистки пристани - не предусмотрены Списком N 2. Не представлено доказательств того, что истец работал в машинной команде судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта. Не представлено доказательств, подтверждающий особый характер работы, в тяжелых условиях труда, полный рабочий день.
Таким образом, вывод судов о признании решений пенсионного органа от 30 апреля 2020г. N и от 23 марта 2021г. N незаконными в части отказа во включении в специальный страховой стаж истца периода работы с 28 апреля 1981г. по 31 мая 1981г. соответствует действующему пенсионному законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Указанный период работы истца правомерно включен в льготный страховой стаж в календарном исчислении.
В остальной части заявленные истцом периоды работы правомерно не были включены в специальный страховой стаж.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Герасимова Владимира Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.