Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сицинской О.В.
судей Семейкиной С.А. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-202/2022 (УИД 91OS0000-01-2022-000294-70) по административному исковому заявлению ООО "Миллениум" о признании недействующим с даты принятия подпункта 1 пункта 3.2.2. Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 24 ноября 2016 г. N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи оплаты за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
по апелляционной жалобе представителя ООО "Миллениум" на решение Верховного Суда Республики Крым от 25 ноября 2022 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления, Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителя административного истца ООО "Миллениум" Баграй М.В, представителя Симферопольского городского совета Республики Крым Гинали О.А, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Административный истец ООО "Миллениум" обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим, с даты принятия, подпункт 1 пункта 3.2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 24 ноября 2016 г. N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи оплаты за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В обоснование административных исковых требований указал, что обжалуемый нормативный правовой акт противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно п.1 ст.1 ГК РФ, п.1 ст.422 ГК РФ, п.1 ст.3 ЗК РФ, пп.2 п.2 ст.39.4 ЗК РФ, ч.2 ст.15 ЗК РФ, п.3 ст.39.4 ЗК РФ. Также истец считает, что имеет место несоответствие обжалуемого нормативного правового акта положениям Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, Постановлению Совета Министров Республики Крым от 28.12.2019 г. N 281 "О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. N 450. По мнению истца, обжалуемый нормативный правовой акт, в оспариваемой части нарушает права административного истца, препятствует реализации права для выкупа земельного участка собственнику зданий, расположенных на земельном участке, поскольку право пользования земельным участком у истца оформлено не на основании Государственного акта на право пользования земельным участком, а на основании договора аренды.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 25 ноября 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований ООО "Миллениум " отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Миллениум" считает решение Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2022 г. незаконным и подлежащим отмене, приводя в обоснование доводы, аналогичные изложенным при предъявлении административных исковых требований, которым, по его мнению, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле Алескеровым Д.А. представлены письменные возражения.
Представитель ООО "Миллениум" Баграй М.В, участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Крым, считает решение Верховного Суда Республики Крым от 25 ноября 2022 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, вынести новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Представитель Симферопольского городского совета Республики Крым Гинали О.А, участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Крым, считает решение Верховного Суда Республики Крым от 25 ноября 2022 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ООО "Миллениум" - без удовлетворения.
На основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 КАС РФ, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения Баграй М.В, Гинали О.А, заключение прокурора Костюка А.И. о законности решения Краснодарского краевого суда от 25 ноября 2022 г, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Одним из принципов землепользования является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 2, 3 статьи 39.4 Земельного Кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015г. N66-ЗРК/2015г. "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, устанавливается: 1) Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; 2) органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года N15- ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" муниципальное образование город Симферополь наделено статусом городской округ и его административным центром определен город Симферополь.
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского городского совета от 13 ноября 2014 года N 61 (далее Устав) предусмотрено, что Симферопольский городской совет является представительным органом муниципального образования городской округ Симферополь. Срок полномочий первого и последующего созывов Симферопольского городского совета - пять лет (т.2, л.д.26).
В соответствии со статьёй 37 Устава к компетенции Симферопольского городского совета отнесено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные нормы, правила на территории городского округа с целью решения органами местного самоуправления вопросов местного значения в соответствии с законодательством лет (т.2, л.д.33-36).
Оспариваемый административным истцом подпункт 1 пункта 3.2.2 Положения был принят решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 28.01.2021 г. N 296 "О внесении изменений в решение 55-сессии Симферопольского городского совета I созыва от 24.11.2016 г. N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Согласно данному решению пункт 3.2.2. действовал до 31.12.2021 г. (т.4 л.д.22-25).
Указанное решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 28.01.2021 г. N 296 опубликовано в газете "Южная столица Крым" спецвыпуск N 4 (1476) от 05.02.2021 г. и размещено на официальном сейте Симферопольского городского совета (т.4 л.д.31-33).
11.02.2022.г. Симферопольским городским советом Республики Крыфм принято решение N 496 "О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского Совета 1 созыва от 24.11.2016 г. N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" действия пунктов 3.2.1, 3.2.2 Положения было продлено до 31 декабря 2022 г. (т.4 л.д. 86-87).
Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанный нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме, виду, процедуре и порядку принятия и введения его в действие.
Пунктом 3.2.2. вышеуказанного Положения предусмотрено, что цена продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов составляет 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.2.1.
Существенным условием, при котором цена продажи земельных участков будет составлять 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, является совокупное соблюдение следующих условий:
1) земельный участок находится на праве постоянного пользования и подлежит переоформлению в порядке части 4 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" или находится на праве аренды, возникшей в порядке переоформления в соответствии с частью 4 статьи 3 указанного Закона;
2) соответствие вида разрешенного использования земельного участка требованиям градостроительного регламента Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением 45-й сессии Симферопольского городского совета II созыва от 30.04.2021 N 361;
3) наличие возможности в соответствии с федеральным законом предоставления земельного участка в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (в случае обращения указанных лиц с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность);
4) наличие на земельном участке объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность;
5) отсутствие в Администрации города Симферополя Республики Крым информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка (п. 3.2.2 в ред. п. 7.4 разд. 7 (ред. 11.02.2022) приложения данного документа).
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым определены Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым.
Частью 4 статьи 3 Закона Республики Крым N 38-ЗРК установлено, что юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.
Переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 сентября 2019 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 5 статьи 3 Закона Республики Крым N 38-3PK).
На основании части 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - закон N 38-ЗРК) право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Понятие "пользование землей" в Земельном Кодексе Украинской ССР от 18 декабря 1990 года (статья 7) наряду с постоянным (без заранее установленного срока) предусматривало временное пользование (краткосрочное - до 3 лет и долгосрочное - от 3 до 10 лет). Согласно статье 23 Земельного кодекса Украинской ССР от 18.12.1990 года N 561-Х11 право собственности или право постоянного пользования землей удостоверялось государственными актами, которые выдавались и регистрировались сельскими, поселковыми, городским, районными Советами народных депутатов.
Таким образом, из указанных положений следует, что государственный акт, зарегистрированный соответствующим, уполномоченным на то органом, являлся документ, подтверждающим право постоянного пользования земельным участком.
Земельный кодекс Украины, принятый 25 октября 2001 г. определял право постоянного пользования земельным участком как право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока (часть 1 статьи 92).
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 123 Земельного Кодекса Украины государственные и коммунальные учреждения и организации могут получить землю (безусловно, только государственной или коммунальной собственности), на которой расположены их здания и сооружения, лишь на праве постоянного пользования.
Законом Украины "О государственной регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их ограничений" от 01 июля 2004 г. предусмотрено, в частности, обязательность государственной регистрации права постоянного пользования земельным участком, право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд и т.д.
Соответственно, переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона. Приобретение всех прочих прав осуществляется на общих основаниях. Использование процедуры переоформления права для целей приобретения иных прав, не предоставленных в соответствии с законодательством Украины, не допускается.
Согласно решению 71-сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым созыва от 29.11.2013 г. N 853 "О вопросах регулирования земельных отношений с юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность" ООО "Миллениум" была утверждена документация по землеустройству и передан в аренду земельный участок площадью 1, 0014 га по "адрес" для строительства и обслуживания торгового комплекса сроком на 13 лет.
Согласно договору аренды N 1377-р определено право пользования Общества на условиях срочного, платного пользования с целью строительства и обслуживания торгового комплекса на определенный период времени, а именно до 13.12.2026 г. После окончания срока аренды договора арендатор имел преимущественное право аренды на новый срок, а по окончании срока договора аренды арендатор был обязан вернуть земельный участок (т.5 л.д. 29-33).
15.08.2017 г. был переоформлен ранее заключенный с ООО "Миллениум" договор аренды земельного участка от 13.12.2013 г. N 1377-р, стороны определили срок его действия до 13.12.2016 г, то есть на тот же период времени.
Из материалов дела следует, что административный истец ООО "Миллениум" является собственником нежилых зданий, расположенных по адресу: "адрес" а. Право собственности на нежилые здания зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости на основании свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество от 24.02.2014 г, с кадастровыми номерами: N; N; N; N; N, N; N; N (т.1, л.д. 29-35, 62-67).
Право собственности на нежилые здания с кадастровыми номерами N, N было зарегистрировано в ЕРГН на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации N РК 14216010303 от 01.11.2016 г, орган выдачи: Служба государственного строительного надзора Республики Крым, договор аренды земельного участка N 422-2017 от 15.08.2017 г, дата регистрации 04.12.2017 г, номер регистрации 90:22:010215:367-90/090/2017-2 (т.1, л.д.27, 68).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что в отношении земельного участка, расположенного по адресу "адрес", с кадастровым номером N ранее Государственный акт на право постоянного пользования землей не выдавался, указанный земельный участок не принадлежал истцу на праве постоянного пользования, в связи с чем истец не подпадает под круг лиц, установленных подпунктом 1 пункта 3.2.2. Положения N 987.
Объем прав истца в связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта не изменился. Ни законами Украины, действующими на момент заключения договора аренды, ни действующим законодательством Российской Федерации, истцу не предоставлялось право выкупа земельного участка по льготной цене.
Истец не лишен права выкупа арендуемого им земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городской округ Симферополь, Республики Крым без проведения торгов, по цене, равной кадастровой стоимости такого земельного участка.
В процедуре переоформления права легализации в российском правовом поле подлежат лишь те права, которые были законно приобретены их обладателем до вступления в силу закона N 38-ЗРК. Оспариваемый нормативный правовой акт имеет своей целью защиту прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости при приведении его условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оспариваемым в части нормативным правовым актом не установлены ограничения прав лиц, имеющих одинаковые основания пользования земельным участком.
Необоснованными являются доводы истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта требованиям Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку данное нормативное правовое регулирование не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с арендой истцом указанного в иске земельного участка, так как объекты недвижимого имущества, находящиеся на арендованном земельном участке были приобретены истцом 24.02.2014 г, а строения с кадастровыми номерами N, N возведены 15.08.2017 г, то есть после выступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, отсутствуют основания применения п.1.1 ст.2 N 137-ФЗ, поскольку указанные объекты недвижимости не были отчуждены из государственной или муниципальной собственности и не были созданы в процессе реконструкции зданий, сооружений относящейся к государственной или муниципальной собственности.
Иные доводы административного ответчика не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 25 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Миллениум"- без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 марта 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.