Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Семейкиной С.А., Солдатовой С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-163/2022 по апелляционной жалобе административного истца Салех Ольги Викторовны, апелляционному представлению участвующего в деле прокурора прокуратуры Республики Крым
на решение Верховного Суда Республики Крым от 24 ноября 2022 г. вынесенное по административному иску индивидуального предпринимателя Салех Ольги Викторовны об оспаривании в части решения 9 сессии Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым 2 созыва от 27 марта 2020 года N 2-9/2020 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым", заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Салех О.В. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия решения 9 сессии 2 созыва Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым N 2-9/2020 от 27 марта 2020 года в части установления в Приложении N 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, показателя ставки арендной платы в размере 6% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования "объекты торговли" (код 4.2), "магазины" (код 4.4).
Исковые требования мотивированы применением к административному истцу - арендатору земельного участка с указанными видами разрешенного использования оспариваемой арендной ставки в размере 6%. Считает, что данная ставка принята произвольно, без учета принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, в частности, без соблюдения принципа экономической обоснованности арендной платы за землю, чем нарушаются права административного истца как арендатора земельного участка муниципальной собственности.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец настаивает на отмене судебного акта и вынесении нового об удовлетворении заявленных требований, ввиду несогласия с выводами суда. Настаивает на отсутствии документа, свидетельствующего об оценке экономической обоснованности установленной ставки оспариваемым нормативным актом. Так, по мнению апеллянта, финансово-экономическое обоснование, представленное административным ответчиком, положенное в основу решения суда, сфальсифицировано. Данное обстоятельство судом не учтено. Довод суда о том, что размер ранее установленной истцу процентной ставки за аренду земельного участка оспариваемым актом не изменен, является несостоятельным, поскольку правового значения при разрешении настоящего дела не имеет и не освобождает административного ответчика от обязанности подтвердить наличие экономического обоснования в отношении установленного решением сельского совета размера арендной платы.
На решение подано апелляционное представление прокурором отдела прокуратуры Республики Крым Алескеровым Д.А. об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении административных требований. Указывает, что представленное в материалы дела финансово-экономическое обоснование к Проекту сводится к вычислению равновесной ставки между размером арендной платы, рассчитанным ранее по нормативной цене и рассчитанным с применением кадастровой стоимости, что не позволяет сделать вывод о соблюдении принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
На апелляционную жалобу и апелляционное представление поступили письменные возражения Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, в которых административный ответчик просит оставить решение Верховного Суда Республики Крым от 24 ноября 2022 г. без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И. поддержал апелляционное представление.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь частью 2 статьи 306, частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия оснований к отмене или изменению оспариваемого судебного акта, перечисленных в статье 310 КАС Ф не установила.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Предоставленными в материалы административного дела документами достоверно подтверждается применение оспариваемого размера арендной ставки в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "объекты торговли" (код 4.2), "магазины" (код 4.4) в отношении административного истца Салех О.В, о чем верно указано судом в мотивировочной части решения.
Так, Салех О.В, являлась арендатором земельного участка из состава муниципальной собственности с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования "строительная промышленность", по договору аренды земельного участка N 17/19 от 14 ноября 2019 г, заключенного с администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым. Из состава указанного земельного участка был выделен и образован земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "бытовое обслуживание, культурное развитие, объекты торговли, магазины, спорт", ввиду расположения на нем здания с кадастровым номером N.
Установив изложенное, суд пришел к верному выводу о наличии у Салех О.В. прав на оспаривание нормативного акта в указанной части, с чем судебная коллегия соглашается.
Изучая полномочия Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, суд, применив положения пунктов "в", "г", "к" части 1 статьи 72, статью 76 Конституции Российской Федерации, пункт 4 статьи 2, пункт 3 статьи 39.7, статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 и 4 статьи 7, пункт 3 части 1 статьи 14, пункты 5, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 12, часть 1 пункта 16, часть 2 статьи 13 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", установил, что вопросы определения размера арендной платы, являющиеся предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, относятся к компетенции органов местного самоуправления, которые на территории образованного в составе Симферопольского районе Родниковского сельского поселения осуществляет представительный орган - Совет Родниковского сельского поселение Симферопольского района Республики Крым.
С данным выводом судебная коллегия согласна.
Порядок принятия оспариваемого нормативного акта и его опубликование, предусмотренные Уставом Родниковского сельского поселение Симферопольского района Республики Крым, судом первой инстанции проверены документами, находящимися в материалах административного дела, из которых следует принятие оспариваемого нормативного акта на 9 сессии Родниковского сельского поселение Симферопольского района Республики Крым, состоявшейся 27 марта 2020 г, при наличии необходимого кворума.
Решение суда в указанной части является верным, доводов апелляционной жалобы, представления по порядку его принятия, опубликования, полномочиям органа, не имеется.
Приложение N 1 к оспариваемому нормативному акту - решению N 2-9/2020 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым" устанавливает размеры ставок аренды исходя из вида разрешенного использования земельных участков. В частности, в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "магазины" (код 4.4), "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры, комплексы)" (код 4.2), установлена ставка в размере 6%.
Рассматривая административное дело, суд установил, что до принятия оспариваемого нормативного акта, на территории Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым действовали ставки арендной платы, утвержденные решением Родниковского сельского совета N 3/16 от 11 ноября 2016 г. "Об утверждении Положения о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым", равные в отношении земельных участков с кодами видов разрешенного использования 4.2, 4.4, в размере 6% от нормативной цены.
Введение расчета арендных платежей за земельные участки в Республике Крым исходя из их кадастровой стоимости введено распоряжением Совета Министров Республики Крым от 29 ноября 2016 г. N 1498-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым", и изменений, внесенных распоряжением Совета Министров Республики Крым от 4 июля 2018 г. N 755-р.
Отказывая в удовлетворении административных требований, суд установил, что размер арендной ставки в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "объекты торговли" (код 4.2), "магазины" (код 4.4) оспариваемым нормативным актом по сравнении с ранее действующими ставками, не изменен, финансово-экономическое обоснование сохранение ставок административным ответчиком предоставлено, ставки дифференцированы в зависимости от вида земельного участка, что свидетельствует о соблюдении принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N 582, таких как экономическая обоснованность и предсказуемость расчетов.
Судебная коллегия с данным выводом согласна ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы являтся принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
В целях применения данного принципа при установлении порядка определения размера арендной платы необходимо предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела суду административным ответчиком предоставлено Финансово-экономическое обоснование размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, к проекту оспариваемого решения 9 сессии 2 созыва Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым.
В суде апелляционной инстанции административным истцом сделано заявление о фальсификации указанного документа.
Данное заявление рассмотрено судебной коллегией, оснований для его удовлетворения не имеется. Судебная коллегия также не нашла оснований, предусмотренных статьей 61 КАС РФ для признания данного доказательства недопустимым, поскольку данный документ в полной мере отвечает требованиям, установленным статьей 59 КАС РФ.
Таким образом, оспариваемая административным истцом ставка не ухудшала экономического состояния землепользователей и землевладельцев, поскольку была утверждена также в названном размере, что соотносится с принципом предсказуемости расчета размера арендной платы, закрепленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N582.
Кроме того, из материалов административного дела следует, что изменение арендной платы в отношении административного истца Салех О.В. обусловлено выделением из состава арендуемого земельного участка с видом разрешенного использования "строительная промышленность", к которому применяется арендная ставка в размере 3%, и образование нового земельного участка с видом разрешенного использования "бытовое обслуживание, культурное развитие, объекты торговли, магазины, спорт", в отношении которого применима арендная ставка в размере 6%.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка является величиной, в том числе, характеризующей и доходность земельного участка, учитывая наличие и содержание предоставленного суду финансово-экономического обоснования оспариваемого акта, принимая во внимание, что размер ранее установленной административному истцу процентной ставки за аренду земельного участка оспариваемым актом не изменён, что размер арендной платы для административного истца после применения оспариваемого в части нормативного правового акта существенным образом уменьшен, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что, принятое в установленном законом порядке компетентным органом решение Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым N2-9/2020 от 27 марта 2020 года "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым" в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судебной коллегией по правилам статьи 84 КАС РФ и соотносятся с выводами Верховного Суда РФ, изложенными в апелляционном определении от 20 февраля 2019 года по делу N 127-АПГ18-14.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 24 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Салех Ольги Викторовны, апелляционное представление участвующего в деле прокурора прокуратуры Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2023 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.