Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Солдатовой С.В. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-185/2022 (УИД 91OS0000-01-2022-000257-84) по апелляционной жалобе представителя Администрации города Ялта Республики Крым на решение Краснодарского краевого суда от 26.12.2022 г. по административному исковому заявлению ООО "Крымаквасервис" о признании недействующим пункта 1.1. решения 40 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 10 марта 2022 года N 16 "О внесении изменений в Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", которым в удовлетворении административных исковых требований было отказано
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителя ООО "Крымаквасервис" Пахомова С.А, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И,
УСТАНОВИЛА:
Решением 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 года N 8 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
10 марта 2022 года принято решение 40 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва N 16 "О внесении изменений в Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденное решением 8-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 25.12.2019 г. N 8.
Представитель ООО "Крымаквасервис" обратился в Верховный Суд Республики Крым к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, в котором, с учетом уточненных административных исковых требований, просил признать пункт 1.1. решения 40 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 10 марта 2022 г. N 16 недействующим.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании акта постоянного бессрочного пользования землей для строительства первой очереди "Парка водоспортивных аттракционов" административному истцу в постоянное пользование предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" Акт утвержден решением 20 сессии 23 созыва решением 20 сессии 23 созыва Симеизского поселкового совета народных депутатов N 1 от 16 декабря 1999 года. 30 декабря 2020 г. заключен договор аренды земельного участка общей площадью 78556 кв метров, расположенного по адресу: "адрес". Приложением N 1 к договору установлено, что расчет размера арендной платы производится согласно решению 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 г. N 8 (с изменениями и дополнениями).
Пунктом 2.11 Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на дату утверждения Положения, годовой размер арендной платы в отношении указанного земельного участка устанавливался в размере 2%кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. В случае, если годовой размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения, меньше размера арендной платы, равной 2% от кадастровой стоимости, то размер арендной платы определяется в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения.
Решением 9 сессии Ялтинского городского совета Республики Крфм 2 созыва от 12 февраля 2020 г. N 28 внесены изменения в Положение, в пункте 2.11 определено, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной пдаты устанавливается в размере 1% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
29 июля 2021 г. решением 32 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва N 21 пункт 2.11 изложен в новой редакции, установлено, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ставка арендной платы устанавливается на уровне ставки земельного налога, определенной в соответствии с решением 6 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городской округ Ялта республики Крым" от 28 ноября 2019 г. N 2, с учетом соответствующего разрешенного использования, но не менее 1 % от кадастровой стоимости земельного участка.
10 марта 2022г. принято решение 40 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва N 16 "О внесении изменений в Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Ялта Республики Крым, утвержденное решением 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 26.12.2019 г. N 8. Пунктом 1.1. Решения от 10 марта 2022 г. N 16 пункт 2.11 Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 г. N 8 исключен.
Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2019 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 26 декабря 2022 г. административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Крымаквасервис" удовлетворены. Признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 решения 40 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 10 марта 2022 г. N 16 "О внесении изменений в Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденное решением 8 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26.12.2019 г. N 8.
С решением суда не согласна Администрация города Ялта Республики Крым, в апелляционной жалобе считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование доводов жалобы указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с учетом экономического обоснования, анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков и обеспечивающих справедливый баланс интересов арендодателя и арендаторов земельного участка. Указанный акт в полном объеме соответствует законодательству Российской Федерации, принципу недопущения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки. Просит отменить решение Верховного Суда Республики Крым от 26.12.2022 г, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО "Крымаквасервис".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО "Крымаквасервис" Пахомов С.А. считает решение Верховного Суда Республики Крым от 26.12.2022 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Представитель ООО "Крымаквасервис" Пахомов С.А, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики, считает Решение Верховного Суда Республики Крым от 26 декабря 2022 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 КАС РФ, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И, о законности решения Верховного Суда Республики Крым от 26 декабря 2022 г. судебная коллегия приходит к следующему.
Решением 8-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 г. N 8 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Пунктом 2.11 Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым годовой размер арендной платы в отношении вышеуказанного земельного участка устанавливался в размере 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. В случае, если годовой размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения, меньше размера арендной платы, равной 2% от кадастровой стоимости, то размер арендной платы определяется в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения.
29 июля 2021 г. решением 32 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва N 21 пункт 2.11 изложен в следующей редакции: установлено что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков ставка арендной платы устанавливается на уровне ставки земельного налога, определенной в соответствии с решением 6 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" от 28 ноября 2019 года N 2, с учетом соответствующего разрешенного использования, но не менее 1% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением 9 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 12 февраля 2022 г. N 28 внесены изменения в Положение, в пункте 2.11 определено, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в размере 1% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
10 марта 2022 г. принято решение 40 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва N 16 "О внесении изменений в Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденное решением 8-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 г. N 8, пунктом 1.1. которого исключен пункт 2.11 Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденное решением 8-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 декабря 2019 г. N 8.
Пунктами 3, 4 Решения от 10 марта 2022 г. N 16 установлено, что пункт 1.1 настоящего решения вступает в силу с 01.04.2022.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Ялтинского городского совета Республики Крым, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, введения его в действие и официального опубликования. Решение суда в этой части не оспаривается сторонами.
Из материалов дела следует, что на основании государственного акта на право постоянного пользования землей II-КМ N 001909, выданного 29 декабря 199 года ООО "Крымболгарюгсервис" в постоянное пользование для строительства первой очереди "Парка водоспортивных аттракционов" передан земельный участок, площадью 5, 0331 га, в границах согласно плану землепользования, в соответствии с решением 20 сессии 23 созыва Симеизского поселкового совета народных депутатов от 16 декабря 1999 года N 1 (т.1 л.д.11-13).
В государственный акт на право постоянного пользования землей II-КМ N 001909 внесены сведения об изменении в землепользовании на основании: решения N 20 32 сессии 23 созыва от 27 декабря 2022 года "О изъятии земельного участка"; решения N 20 32 сессии 23 созыва от 27 декабря 2000 года "О передаче в пользование земельного участка"; решения N 18 21 сессии 24 созыва от 2 февраля 2004 года "Об изъятии земельного участка" (т.1 л.д.13).
Согласно протоколу N 1 общего собрания учредителей ООО "Крымболгарюгсервис" от 21 октября 2014 г. в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 21 октября 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 мая 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" документы ООО "Крымболгарюгсервис" приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, наименование изменено на ООО "Крымаквасервис" (т.1 л.д.14-15).
30 декабря 2020 г. между муниципальным образованием городской округ Ялта и ООО "Крымаквасервис" заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 78556 кв м, в том числе: площадью8743 кв. метров, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 22406 кв метров, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, для строительства объекта первой очереди "Парка водоспортивных аттракционов". Вид разрешенного использования земельного участка "развлечения", категория земель - земли населенных пунктов (т.1 л.д.16-21).
Согласно Приложению N 1 к договору аренды от 30 декабря 2020 года "Расчет размера годовой арендной платы", размер арендной платы рассчитывается по формуле: АП=КС*САП*1, где АП-арендная плата, КС- кадастровая стоимость земельного участка, САП - ставка арендной платы 1%.
Также определено, что расчет производится согласно решению 8-1 сессии 2 созыва Ялтинского городского совета от 26.12.2019 N 8 (с изменениями и дополнениями). Изложенные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к выводу о том, что ООО "Крымаквасервис" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми положениями нормативного правового акта и вправе ставить вопрос о его соответствии иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из предусмотренных законом оснований для признания недействующими отдельных положений нормативного правового акта.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы Постановление N 582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
В целях применения данного принципа при установлении порядка определения размера арендной платы необходимо предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Проверяя соответствие оспариваемых положений имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих экономическое обоснование расчета арендной платы.
Из материалов дела следует, что фактически величина ставки арендной платы изменена без принятия во внимание коммерческой привлекательности конкретных земельных участков, потребительского спроса на землю, при этом не проводилась оценка местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, не проведен анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2021 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Одновременно пунктом 2 статьи 3 названного закона определено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых в обороте или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков, только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Поскольку содержащиеся в Законе N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении арендной платы для всех публичных собственников. Приведенная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г.
Согласно Приложению N 1 к договору аренды от 30 декабря 2020 г. расчет размера годовой арендной платы для административного истца произведен согласно решению 8-й сессии 2 созыва Ялтинского городского совета от 26.12.2019 г. (с внесенными изменениями). При заключении договора арендной платы размер годовой арендной платы арендатору был рассчитан по ставке 1% в соответствии с п.2.11 решения 8-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 26.12.2019 г. N 8 и составлял 6091240, 09 рублей в год.
22 апреля 2022 г. Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым ООО "Крымаквасервис" направлено уведомление о том, что решением 40-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2 созыва от 10 марта 2022 г. N 16 внесены изменения в порядок определения размера годовой арендной платы за земельные участки. Согласно данному решению с 1 апреля 2022 г. расчет арендной платы по договорам аренды земельных участков, заключенных до 21 марта 2014 г. производится исходя из установленного вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости. Арендная плата ООО "Крымаквасервис" с 1 апреля 2022 г. рассчитана из расчета 3, 5 % кадастровой стоимости земельных участков для вида разрешенного использования "Развлечения", код 4.8 и составила 19166129, 30 рублей в год.
Размер арендной платы в указанном размере не соответствует требованиям федерального законодательства - пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, оспариваемое решение не соответствует нормативному правому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем не могло быть признано законным и обоснованным.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.