Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Семейкиной С.А., Солдатовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой С.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
N 3а-12/2023 по апелляционной жалобе Ибрагимова М.А. на решение Верховного суда Республики Дагестан от 1 февраля 2023 г. вынесенное по административному иску Ибрагимова М.А. об оспаривании нормативных правовых актов в части, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 25 декабря 2018 г. N 147 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 г.).
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношения Республики Дагестан от 17 октября 2019 г. N 463 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 г.).
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30 ноября 2020 г. N 314 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 г.).
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 1 декабря 2021 г. N 177 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 г.).
Пунктом 6 512 приложения к перечню на 2019 г, пунктом 3 938 Перечня на 2020 г, пунктом 9 112 Перечня на 2021 г, пунктом 6 495 Перечня на 2022 г в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Ибрагимов М.А, являясь собственником указанного здания, обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском о признании не действующими указанных пунктом Перечней на 2019-2022 гг, обосновывая требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что нарушает права административного истца, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 1 февраля 2023 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Ибрагимов М.А. просит об отмене решения суда и вынесении нового об удовлетворении заявленных требований, приводит доводы об отсутствии правовых оснований для включения в Перечни спорного объекта.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание, не явились, извещены надлежащим образом о времени и места рассмотрения дела, доказательств уважительности причин неявки не предоставили. С учетом изложенного судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
В заключении прокурор Екимцов М.Н. настаивал на оставлении решения суда по доводам апелляционной жалобы без изменения.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Екимцова М.Н, судебная коллегия оснований к отмене решения суда либо его изменению, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не находит.
Судебная коллегия признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права и не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Министерства по земельным и имущественным отношения Республики Дагестан, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из его кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, иди документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Решением Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения "сельсовет Сергокалинский" от 14 ноября 2018 г. N 53 "Об установлении на территории муниципального образования "сельсовет сергокалинский" налога на имущество физических лиц" налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Целью указанной нормы об ином порядке налогообложения - исходя из кадастровой стоимости (вопреки общего правила об исчислении налога исходя из остаточной стоимости основных средств) в отношении отдельных видов коммерческой недвижимости являлся переход к более справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости при расчете налоговой базы, увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе торгового назначения.
Из материалов дела следует и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов, Ибрагимову М.А на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес", назначение "нежилое", наименование "нежилое здание коммерческого назначения".
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, указанное здание находится в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес", имеющего вид разрешенного использования - "для строительства коммерческого магазина".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в соответствии с содержащими в Едином государственном реестре недвижимости сведениями о назначении, разрешенном использовании, наименовании спорного объекта недвижимости, спорное нежилое здание является торговым центром, расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение зданий коммерческого назначения и торговых объектов
На спорное здание в материалы административного дела предоставлен технических паспорт, из экспликации к которому следует, что здание включает в себя два торговых зала площадями 41, 4 кв.м. и 65, 3 кв.м, то есть включает в себя помещения, непосредственно предназначенные для размещения торговых объектов.
Здание с кадастровым номером N являлось предметом обследования комиссией Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, по результатам которого был составлен акт обследования от 25.10.2021 г. N 16-8/21.
В соответствии с актом установлено, что помещения на втором этаже здания использовались и предназначены для осуществления торговой деятельности (магазина) и оказания услуг общественного питания. Общая площадь, используемая для осуществления торговой деятельности, составляет 65, 3 кв.м. или 22, 75 % от общей площади объекта. На основании изложенного комиссия пришла к выводу о том, что здание с кадастровым номером N отвечает критериям, установленными пунктами 3, 4, 4.1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца, что актом обследования установлено отсутствие в здании текущей предпринимательской деятельности, не влияет на выводы суда первой инстанции, поскольку здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение здания коммерческого назначения, а также в связи с тем, что само здание, несмотря на не осуществление в нем на момент обследования предпринимательской деятельности, предназначено для использования в целях коммерческого назначения.
Несмотря на то, что дата осмотра не совпадает с оспариваемыми периодами включения объекта в Перечни, судебная коллегия находит возможным принять его в качестве достоверного и допустимого доказательства, достаточного для выводов об отказе в удовлетворении административных требований, ввиду того, что сведения указанные в нем соответствуют данным технического паспорта, составленного по состоянию, что свидетельствует об отсутствии реконструкции объекта и возможности его иного использования.
Учитывая приведенные обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.
Иные доводы административного истца не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
определила:
решение Верховного суда Республики Дагестан от 1 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ибрагимова М.А.- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 апреля 2023 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.