Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Солдатовой С.В. и Семейкиной С.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1/2023 (УИД 91OS0000-01-2021-000422-58 по апелляционным жалобам Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки", Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 г. по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финансовые решения" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А., представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" Янушкевич Н.Н., представителя Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А., руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Финансовые решения", являясь собственником объектов недвижимого имущества, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило:
- установить кадастровую стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 11 695, 00 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной 27 500 000 рублей по состоянию на 9 июня 2017 г.;
- установить кадастровую стоимость в отношении нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 2 935, 20 кв м, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной 29 328 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.
В обоснование административных исковых требований указал, что юридическому лицу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости. В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 9 июня 2017 г. составляет 88 761 42 рубля 55 копеек, кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2019 г. - 70 935 960 рублей 30 копеек. Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 9 июня 2017 г. составляет 27 500 000 рублей, а рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2019 г. - 29 328 000 рублей, о чем свидетельствуют отчеты независимого оценщика об оценке стоимости объектов недвижимости. Таким образом, установленная кадастровая стоимость земельного участка и нежилого здания значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, поскольку влечет за собой увеличение налоговых платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 г. административный иск Общества с ограниченной ответственностью "Финансовые решения" удовлетворен.
Установлена кадастровая (архивная) стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 11 695, 00 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 9 июня 2017 г. в размере 32 723 (тридцать два миллиона семьсот двадцать три тысячи) рублей 00 копеек до введения новой кадастровой стоимости постановлением Совета Министров Республики Крым от 16 ноября 2022 г. N 1010 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" - земельных участков, расположенных на территории Республики Крым.
Установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N, общей площадью 2 935, 20 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 31 044 000 (тридцать один миллион сорок четыре тысячи) рублей 00 копеек.
Указано, что решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка и здания.
Постановлено взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" судебные расходы по административному делу за проведение повторной судебной оценочной экспертизы N 16/12 от 16 декабря 2022 года по 100 000 (сто тысяч) рублей с каждого.
В апелляционной жалобе представитель государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" считает решение Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 г. незаконным и подлежащим отмене в части взыскания судебных расходов в размере 100 000 рублей. Просит принять в этой части новое решение, которым расходы по оплате судебной экспертизы в размере 100 000 рублей возложить на административного истца - Общество с ограниченной ответственностью "Финансовые решения".
В апелляционной жалобе представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым считает решение Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 г. незаконным и подлежащим отмене в части взыскания судебных расходов в размере 100 000 рублей. Просит принять в этой части новое решение, которым судебные расходы возложить на административного истца - Общество с ограниченной ответственностью "Финансовые решения".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО "Финансовые решения" указывает, что при вынесении судом решения были верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, при точном соблюдении и правильном применении норм материального и процессуального права. Просит решение Верховного суда Республики Крым от 17 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании статей 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционные жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям, закрепленным в части 1 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации), из которой следует, что к отношениям, возникшим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 01 января 2017 года по 01 января 2023 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке или Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных законами. При этом в соответствии с частью 6 статьи 24, частью 1 статьи 25 Закон о государственной кадастровой оценке, положения данного закона не применяются к государственной оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 01 января 2017 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 распоряжения Совета министров Республики Крым от 06 апреля 2016 г. N 334-р "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым" определено проведение в 2016 году государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым. Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым определен от имени Совета Министров Республики Крым заказчиком работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.
29 ноября 2016 г. Советом Министров Республики Крым принято распоряжение N 1498-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым", в соответствии с которыми определена их кадастровая стоимость.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 21 ноября 2019 г. N 1492-р установлено применять результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, утвержденных распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 г. N 1498 с учетом изменений, внесенных настоящим распоряжением.
15 ноября 2018 г. Советом министров Республики Крым принято постановление N 544 "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Республики Крым и о внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 157.
Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Крым от 15.11.2018 N 554 предусмотрено, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым по осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", за исключением принятия решения об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 2 приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 26.11.2018 N 2888 "О проведении в Республике Крым государственной кадастровой оценки" Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости: зданий, помещений, расположенных на территории Республики Крым.
14 октября 2019 г. Советом министров Республики Крым принято распоряжение N 1253-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" - зданий, помещений, расположенных на территории Республики Крым", в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость, в том числе, указанного административными истцами здания.
С учетом положений, закрепленных в частях 1, 3 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", а также принимая во внимания, дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, правоотношения, связанные с пересмотром кадастровой стоимости такого объекта, подлежат регулированию в соответствии с нормами Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), подлежащей применению в спорных правоотношениях, предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежали объекты недвижимости: капитальное здание и земельный участок, в связи с чем он имел право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости указанных объектов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N от 4 августа 2021 г. N КУВИ-002/2021-98942443, кадастровая стоимость здания определена по состоянию на 1 января 2019 г. и составляет 70 935 960 рублей 30 копеек.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N от 04 августа 2021 г. N КУВИ-002/2021-98942443 кадастровая стоимость здания определена по состоянию на 1 января 2019 г. и составляет 70 935 960 рублей
В соответствии с отчетом об оценке от 18273 /03-2021, подготовленном ООО Агентство оценки "Северная столица" рыночная стоимость здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес" составляет 29 327 774 рубля.
Рыночная стоимость земельного участка общей площадью 11 695 кв м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 09.06.2017 г. составляет 27 500 000 рублей.
Принимая во внимание тот факт, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, по делу назначались судебные экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению судебной экспертизы ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности", установлено, что величина рыночной стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 11 695 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 09 июня 2017 г. составляет 32 723 000, 00 рублей.
- нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 2 935, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2029 г. составляет 31 044 000 рублей.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что заключение эксперта
содержит всю необходимую информацию, предусмотренную Федеральным стандартом оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", Федеральным стандартом оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7). Также экспертом подробно описаны объекты оценки, проанализирован и правильно определен сегмент рынка, к которому относятся оцениваемые объекты недвижимости, детально описано проведенное исследование, с учетом которого даны ответы на поставленные вопросы.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральными стандартами оценки. Таким образом, заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой оценки.
При оценке объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером N был применен сравнительный подход оценки недвижимости - метод сравнительного анализа продаж.
Экспертом обоснован отказ от иных методов оценки (доходный и затратный подходы оценки недвижимости).
Экспертом исследованы объекты - аналоги (3) земельные участки, представленные на рынке г. Евпатория, Симферопольского района, Бахчисарайского района Республики Крым, наиболее сопоставимых по основным ценнообразующим параметрам с объектом оценки, расположенных в г. Евпатория.
В заключении эксперта в рамках сравнительного подхода применена скидка на торг, произведены корректировки на торг, на площадь объекта, рельеф, местоположение, на расположение относительно берега моря.
При оценке объекта недвижимости здания с кадастровым номером N экспертом установлено, что оно относится к сегменту рынка - нежилая недвижимость, объект гостиничного (рекреационного) назначения.
При оценке объекта недвижимости был применен затратный подход оценки недвижимости, обоснован отказ от применения доходного и сравнительного подходов.
В заключении эксперта в рамках затратного подхода применен метод сравнительной единицы.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта от ряда актуальных факторов.
В заключении эксперта в рамках сравнительного подхода применена скидка на торг, произведены корректировки на размер общей площади, назначение объекта. Экспертом приведены обоснования отсутствия необходимости применения иных корректировок.
Судебная коллегия, оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает его допустимым доказательством по делу. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса РФ, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса РФ.
Суд соглашается с выводами, изложенными в заключении судебной экспертизы и полагает, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером
Доказательств того, что рыночная стоимость объектов недвижимости является иной, чем отражено в вышеуказанном заключении, суду не представлено.
Также судом первой инстанции верно разрешен вопрос о судебных расходах на проведение экспертизы по делу в размере 200 000 рублей.
Положениями пунктов 1, 4 и 7 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в этой связи вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Из обстоятельств дела следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером N утверждена Государственным бюджетным учреждением Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки", кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
С учетом характера рассмотренного судом спора, предметом которого явилось установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в предмет доказывания при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов входит выяснение вопроса о том, допущена ли в результате массовой кадастровой оценки объектов недвижимости ошибка, повлекшая нарушение прав соответствующего лица, либо удовлетворение заявленных административным истцом требований сводилось к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости (пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года N 20-П).
Установленная в ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу разница между кадастровой стоимостью объектов недвижимости и их рыночной стоимостью является существенной и свидетельствует об ошибке, допущенной при установлении кадастровой стоимости. Допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью в обозначенном размере не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и является свидетельством ошибки, которая привела к нарушению прав административного истца. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении судебных расходов по оплату судебной экспертизы на административных ответчиков.
Разрешая указанные требования суд обоснованно исходил из наличия документов, подтверждающих стоимость экспертизы, объем произведенных работ, их расчет и финансово-экономическое обоснование, Сведения об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости, на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению органом кадастрового учета в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является 11 октября 2021 года (дата направления административного иска в суд посредством почтового отправления), в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит дополнению в указанной части.
При рассмотрении административного иска судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, ОПРЕДЕЛИЛА:
резолютивную часть решения Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 г. дополнить, указав, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ООО "Финансовые решение" 11 октября 2021 года.
Решение Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение суда изготовлено 24 апреля 2023 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.