Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бутковой Н.А, судей Стаховой Т.М. и Вдовиченко С.В, с участием прокурора Капсамун И.С, при секретаре Родионовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-100/2022 по апелляционной жалобе Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области на решение Тюменского областного суда от 7 декабря 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Манякина А.В. о признании недействующим распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25 июля 2022 года N 29/01-21 "Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения представителя Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Щербининой Е.А, поддержавшей апелляционную жалобу, административного истца Манякина А.В. и его представителя Одинцовой О.В, возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
25 июля 2022 года Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области принято вышеназванное распоряжение N 29/01-21 (далее - распоряжение N 29/01-21 от 25 июля 2022 года), которым установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ согласно приложению к этому распоряжению.
В соответствии с данным приложением для указанной категории объектов использована расчетная единица - 1 участник (член), в отношении которой установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов - 159, 89 кг в год / 1, 68 куб.м в год.
Согласно пунктам 2 и 3 названного Распоряжения оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года, и действует до утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ в установленном порядке.
Манякин А.В, являющийся собственником земельного участка, расположенного на территории садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ) "Березка-4" в Тюменской области, обратился в суд с административным иском о признании распоряжения N 29/01-21 от 25 июля 2022 года недействующим с момента его принятия, ссылаясь на то, что оно противоречит пунктам 11, 15 и 17 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, поскольку замеры отходов по указанной категории объектов осуществлены не во все сезоны, при определении среднесуточного норматива массы и объема использованы данные замеров без учета периодичности вывоза отходов. Оспариваемый акт, будучи экономически необоснованным, нарушает права и законные интересы административного истца, так как может повлечь необоснованное увеличение размера платы за оказанную ему услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Решением Тюменского областного суда от 7 декабря 2022 года административный иск Манякина А.В. удовлетворен.
В апелляционной жалобе Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области просит отменить указанное решение как необоснованное и не соответствующее нормам материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска; настаивает, что использование результатов замеров на одних объектах (жилые дома) для расчета норматива, утверждаемого замещающим нормативным правовым актом, для других объектов, имеющих сходные характеристики (СНТ), возможно.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Изложенные в решении суда первой инстанции выводы о том, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме с соблюдением процедуры принятия, введения в действие и опубликования нормативного правового акта, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждены доказательствами и не оспариваются участниками дела.
Учитывая, что Манякин А.В. является собственником земельного участка, расположенного на территории СНТ "Березка-4", осуществляющего свою деятельность в Тюменской области, и соответственно, потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые образуются для указанной категории объектов - садоводческих некоммерческих товариществ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что административный истец вправе оспаривать распоряжение N 29/01-21 от 25 июля 2022 года, поскольку оно непосредственно затрагивает его права, обязанности и законные интересы.
Проверяя указанное распоряжение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд правильно исходил из того, что согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 (далее - Правила определения нормативов), устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно - нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
В целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые не содержат положений обязательного характера.
Распоряжение N 29/01-21 от 25 июля 2022 года согласно его преамбуле принято во исполнение апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года по административному делу N 66а-978/2021. Данным апелляционным определением признан недействующим со дня принятия пункт 9 приложения 2 к распоряжению Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25 декабря 2018 года N 624/01-21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - распоряжение от 25 декабря 2018 года N 624/01-21), устанавливающий норматив накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ в отношении расчетной единицы - 1 участник (член).
Ранее, во исполнение этого же апелляционного определения, Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области было принято распоряжение от 24 сентября 2021 года N 104/01-21 "Об установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ, огороднических некоммерческих товариществ" (далее - распоряжение от 24 сентября 2021 года N 104/01-21), приложением к которому был установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов - садоводческие некоммерческие товарищества, огороднические некоммерческие товарищества в отношении расчетной единицы - 1 участник (член).
Данное распоряжение признано недействующим со дня принятия решением Тюменского областного суда от 28 января 2022 года по административному делу N 3а-2/2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года.
Таким образом, оспариваемое распоряжения N 29/01-21 от 25 июля 2022 года является заменяющим актом по отношению к распоряжению от 25 декабря 2018 года N 624/01-21 и последующему распоряжению от 24 сентября 2021 года N 104/01-21. Ввиду отсутствия специальных норм, которыми были бы урегулированы вопросы принятия заменяющего акта в области обращения с отходами, суд правильно исходил из того, что при принятии такого акта должен быть соблюден общий порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренный вышеназванными нормативными правовыми актами.
При этом в силу положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", абзаце 7 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по административным делам N 66а-978/2021 и N 3а-2/2022, имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Как следует из апелляционного определения от 19 августа 2021 года, основанием для признания пункта 9 приложения 2 к распоряжению от 25 декабря 2018 года N 624/01-21 недействующим послужило, в частности, его несоответствие пунктам 7 и 8 Правил определения нормативов, в силу которых для проведения замеров отходов выбираются участки поселений и городских округов исходя из критериев численности населения, на которых впоследствии определяются не менее 3 объектов каждой категории, на которых образуются отходы; в случае отсутствия на выбранных участках необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов. Однако в нарушение указанных пунктов для проведения замеров были выбраны не участки поселений или городских округов, а шесть соответствующих муниципальных образований в целом, при этом замеры по трем объектам по категории "садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества", то есть отличающейся по наименованию от категории "садоводческие некоммерческие товарищества", проводились только в одном муниципальном образовании Тюменской области - городском округе город Тюмень.
Из решения Тюменского областного суда от 28 января 2022 года и апелляционного определения от 21 апреля 2022 года по административному делу N 3а-2/2022 следует, что распоряжение от 24 сентября 2021 года N 104/01-21, заменяющее распоряжение от 25 декабря 2018 года N 624/01-21, признано судом недействующим, поскольку при его принятии также были допущены нарушения пунктов 7 и 8 Правил определения нормативов, выразившиеся в том, что оно основано на замерах, произведенных на объектах СНТ "Радуга", СНТ "Рябинка", СНТ "Меридиан", расположенных на одном из выбранных участков городского округа город Тюмень, тогда как такие замеры должны производиться не менее чем на двух различных участках. При этом не было представлено доказательств отсутствия необходимых объектов данной категории на иных отобранных для замеров участках и невозможность проведения соответствующих замеров на других объектах этой категории.
С учетом вынесения вышеуказанных судебных актов уполномоченным лицом Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области составлено экспертное заключение по вопросу принятия заменяющего нормативного правового акта по установлению норматива накопления ТКО для категории "садоводческие некоммерческие товарищества", в котором приведены данные, использованные для расчета норматива, установленного оспариваемым актом.
Согласно экспертному заключению для такого расчета выбраны два участка: участок 1 - часть территории населенного пункта г.Тюмень; участок 2 - село Киёво Киёвского сельского поселения Ялуторовского муниципального района.
В отношении участка 1 использованы замеры по трем объектам категории "садоводческие некоммерческие товарищества": СНТ "Радуга", СНТ "Рябинка", СНТ "Меридиан", а в отношении участка 2 - по трем объектам категории "жилые дома" с минимальным накоплением ТКО по мотиву того, что они максимально соответствуют специфике формирования отходов в СНТ.
Между тем, пунктом 6 Правил определения нормативов прямо предусмотрено, что определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов, а согласно пункту 8 названных Правил на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории; в случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов. В пункте 10 Правил также указано на то, что при проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый акт принят административным ответчиком без соблюдения общего порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленного Правилами, и является экономически необоснованным, в связи с чем подлежит признанию недействующим ввиду его противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в абзаце 1 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, суд правильно признал оспариваемый акт недействующим с момента его принятия.
Включенное в мотивировочную часть решения указание о признании данного распоряжения недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, входящее в противоречие с резолютивной частью принятого решения, свидетельствует о явной описке, допущенной судом при составлении решения в окончательной форме, и не может повлечь его отмену или изменение.
Доводы апелляционной жалобы о возможности использования результатов замеров отходов на объектах сходных категорий для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, основанные на ином толковании норм материального права и практике арбитражных судов по иной категории споров, не опровергают правильность принятого судом решения.
При этом административным ответчиком не представлено доказательств, достоверно подтверждающих, что жилые дома и садоводческие некоммерческие товарищества образуют одинаковое количество отходов.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что отсутствие норматива накопления твердых коммунальных отходов для садоводческих некоммерческих товариществ нарушает принципы соблюдения баланса экономических интересов регионального оператора по обращению с отходами и потребителей, стабильности предпринимательской деятельности, влечет риски выпадающих доходов регионального оператора, не могут быть приняты во внимание, так как данные обстоятельства не освобождают Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области от необходимости соблюдения требований действующего законодательства при установлении нормативов.
Иных заслуживающих внимания доводов, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильном разрешению дела, судом не допущено.
Таким образом, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Тюменского областного суда от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области - без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.