Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Переверзиной Е.Б.
судей Подгорной Е.П, Головкиной Л.А.
при секретаре судебного заседания Бочаровой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-10/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" о признании незаконным возвращение без рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта, возложении обязанности совершить определённые действия, по апелляционной жалобе административного ответчика Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2023 года, которым административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" удовлетворено частично, суд признал действия Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений", выразившиеся в возвращении 10 августа 2022 года без рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, незаконными, в остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано, взысканы с Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" в пользу общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" судебные расходы в сумме 2 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Переверзиной Е.Б, судебная коллегия по гражданским делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" обратилось в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" об отказе в исправлении ошибок, изложенное в уведомлении N13/01-исх-14755 от 10 августа 2022 года, обязании административного ответчика обеспечить исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N, N. В обоснование заявленных требований указывает, что ошибка заключается в преждевременном проведении очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, что нарушает положения пункта 1 части 7 статьи 6 Федерального закона N269-ФЗ.
Определением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1 ноября 2022 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" оставлено без движения в срок до 18 ноября 2022 года. При этом судья исходил из того, что решение, предусмотренное частью 14 статьи 21 Закона N237-ФЗ, Бюджетным учреждением не принималось, уведомление от 10 августа 2022 года таким решением не является.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2022 года указанное определение отменено, материал по административному исковому заявлению направлен в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для рассмотрения. При этом, суд апелляционной инстанции указал, что из содержания административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" следует, что его требования фактически направлены на оспаривание действий Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений", связанных с возвратом без рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, разрешение которых осуществляется с учётом положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2023 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" удовлетворено частично. Суд постановилпризнать действия Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений", выразившиеся в возвращении 10 августа 2022 года без рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, незаконными. В остальной части административного иска отказать. Взыскать с Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" в пользу общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" судебные расходы в сумме 2 000 рублей.
Административный ответчик в апелляционной жалобе указывает, что судом при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального и процессуального права. У Бюджетного учреждения отсутствовали основания для вынесения решения об отказе в перерасчёте кадастровой стоимости, предусмотренного частью 14 статьи 21 Закона о кадастровой оценке. Что подтверждается сложившейся судебной практикой (решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 сентября 2022 года по делу N). При таких обстоятельствах действия Учреждения не могут быть оспорены в судебном порядке, в соответствии с частью 23 статьи 21 Закона о кадастровой оценке. Просит решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 января 2023 года отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований в полном объёме.
24 апреля 2023 года в адрес Второго апелляционного суда поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых представитель административного ответчика указывает, что поданное заявление с нарушением требований к его заполнению, подлежит оставлению без рассмотрения. Представитель административного ответчика просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (2ap@sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами:
- N площадью 805.5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" Кадастровая стоимость объекта по состоянию на 11 июня 2019 года составляла 7 457 599.96 руб. (л.д.19), согласно выписке из ЕГРН от 23 декабря 2021 года кадастровая стоимость определена в размере 25 998 414, 66 руб. (л.д. 13);
- N площадью 576.5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Кадастровая стоимость по состоянию на 27 февраля 2017 года установлена в размере 8 219 506.4 руб.; на 1 января 2019 года - 10 570 513, 75 руб, и согласно выписке из ЕГРН от 23 декабря 2021 года кадастровая стоимость определена в размере 14 284 240, 25 руб.
Полагая, что изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости в сторону увеличения произведено незаконно, до истечения установленного срока для проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, общество с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" 4 июля 2022 года обратилось в Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" с заявлениями об устранении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, которое поступило в Бюджетное учреждение 25 июля 2022 года.
11 августа 2022 года Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" заявления оставлены без рассмотрения, ввиду несоблюдения требований к форме их заполнения, о чём в адрес общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" направлено уведомление N 13/01-Исх-14755.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным возвращение без рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта, обязании Бюджетного учреждения обеспечить исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оставление Бюджетным учреждением заявлений об исправлении кадастровой ошибки, оформленное уведомлением от 10 августа 2022 года не соответствует положениям статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ от 3 июля 2016 года "О государственной кадастровой оценке", поскольку из содержания указанной нормы следует, что результатом рассмотрения заявлений об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, является решение об удовлетворении заявления и необходимости пересчёта кадастровой стоимости либо об отказе в пересчёте кадастровой стоимости, что повлекло нарушение прав административного истца. В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что требования о признании незаконными действий Бюджетного учреждения, выразившиеся в возвращении 11 августа 2022 года без рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, подлежат удовлетворению. При этом отсутствуют, предусмотренные частью 24 статьи 21 Закона о кадастровой оценке основания для удовлетворения требований о возложении на административного ответчика обязанности обеспечить исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Судебная коллегия не согласна с указанным выводом суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2 Постановления Пленума N 28).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно части 12 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ форма заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также требования к заполнению такого заявления утверждены приказом Росреестра от 6 августа 2020 года N П/0286 "Об утверждении формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости" (далее - Приказ N П/0286). Требования устанавливают правила заполнения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Частью 9 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено содержание заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
При несоответствии заявления об исправлении ошибок требованиям, установленным частями 6, 9-12 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, в том числе формы такого заявления, либо несоблюдении требований к его заполнению, предусмотренных приказом N П/0286, бюджетным учреждением может быть принято решение об отказе в принятии соответствующего заявления к рассмотрению (данная информация размещена на сайте Управления Росреестра https://rosreestr.gov.ru в разделе "Разъяснения и мнения по Федеральному закону от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Действующим законодательством не предусмотрена форма извещения заявителя о принятом бюджетным учреждением решении об отказе в принятии заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости к рассмотрению.
Поданное с нарушением формы и установленных требований заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением не подлежит рассмотрению по существу, о чём заявитель своевременно извещается (письмом/уведомлением) с соответствующими разъяснениями.
Таким образом, при отсутствии оснований для рассмотрения заявления по существу, бюджетным учреждением не может быть принято ни одно из решений, предусмотренных частью 14 статьи 21 Федерального закона
N 237-ФЗ.
Административный истец, обращаясь с административным иском в суд, полагал, что ошибка заключается в преждевременном проведении очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, что нарушает положения пункта 1 части 7 статьи 6 Федерального закона N269-ФЗ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 названного Федерального закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
К полномочиям бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, относится определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки (пункты 1, 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 237-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
На основании Распоряжения Департамента имущественных отношений Ханты-Мансийского автономного округа -Югры N 13-Р-7 от 13 января 2018 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югры проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков).
Проведение государственной кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости осуществлялось по состоянию на 1 января 2019 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости на 1 января 2019 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости: помещение с кадастровым номером N- 15 495 387, 39 руб. (19 236, 98 руб./кв. м), помещение с кадастровым номером N - 10 570 513, 75 руб. (18 335, 67 руб./кв. м).
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ установлено, что учреждение определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости, в том числе в отношении которых внесены изменения в сведения ЕГРН, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости.
Из уведомления бюджетного учреждения от 4 мая 2022 года 13/01-Исх-8003 следует, что основанием для пересчёта кадастровой стоимости объекта недвижимости, послужила информация, предоставленная в бюджетное учреждение филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО о том, что в отношении объектов недвижимости в ЕГРН произошли изменения в части установления связи помещений со зданиями, в которых расположены данные помещения: в отношении помещения с кадастровым номером N 28 июня 2021 года установлена связь со зданием с кадастровым номером N. В отношении помещения с кадастровым номером N 13 мая 2021 года установлена связь со зданием с кадастровым номером N.
С учётом полученной от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО характеристик рассматриваемых объектов недвижимости, учреждением определена кадастровая стоимость: помещение с кадастровым номером N -25 998 414, 66 рублей; помещение с кадастровым номером N -14 284 240, 28 рублей.
Таким образом, определение бюджетным учреждением кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ не является очередной государственной кадастровой оценкой, проводимой в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов органом, организацией, лицом, наделёнными государственными или иными публичными полномочиями, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Признание судом первой инстанции действия бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений", выразившиеся в возвращении 10 августа 2022 года без рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, незаконными к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав административного истца не приведёт, что свидетельствует об избрании административным истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного или оспариваемого права.
Согласно Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 23-п от 29 января 2021 года установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" - 1 апреля 2021 года.
Согласно статье 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подаётся в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделённое полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
К заявлению должен быть приложен отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости.
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, с 1 апреля 2021 года кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть пересмотрена и установлена решением соответствующего бюджетного учреждения, которым является БУ ХМАО - Югры "Центр имущественных отношений".
Проанализировав положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, а также предмет заявленных административным истцом требований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что собственник объектов недвижимости не лишён права обратиться с заявлением в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости с предоставлением отчёта, отвечающего требованию статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, а в случае, если оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости является архивной, то административный истец вправе защитить свои права в судебном порядке (статья 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что принятое по делу решение суда первой инстанции в части признания действия Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений", выразившиеся в возвращении 10 августа 2022 года без рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, незаконными подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" в части признания действия Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений", выразившиеся в возвращении 10 августа 2022 года без рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, незаконными.
В остальной части решение суда (в части отказа в удовлетворении административных исковых требований об обязании административного ответчика обеспечить исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N, N изменению и/или отмене не подлежит.
Поскольку в удовлетворении административного иска отказано в полном объёме, то в соответствии со статьёй 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в части взыскания судебных расходов по оплате государственной пошлины также подлежит отмене, судебные расходы по делу подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2023 года в части признания действия Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений", выразившиеся в возвращении 10 августа 2022 года без рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, незаконными, взыскании с Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений" в пользу общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" судебных расходов в сумме 2 000 рублей - отменить, принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Одежда" в части признания действия Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр имущественных отношений", выразившиеся в возвращении 10 августа 2022 года без рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, незаконными, отказать.
В остальной части решение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2023 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение шести месяцев со дня его вынесения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.