Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.
судей: Переверзиной Е.Б, Подгорной Е.П.
при секретаре-помощнике судьи: Асеевой П.В.
рассмотрев апелляционную жалобу представителя Коптяевой Людмилы Александровны на решение Свердловского областного суда от 17 января 2023 года по административному делу N3а-54/2023 по иску Коптяевой Людмилы Александровны об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 19 июля 2022 года об отказе в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелевой И.Л,
УСТАНОВИЛА:
Коптяева Людмила Александровна, в лице представителя, обратилась в Свердловский областной суд с административным иском к Государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (Бюджетное учреждение) об оспаривании решения от 19 июля 2022 года NРО-66/2022/000399 об отказе в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является арендатором объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого установлена по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 4 790 608, 04 рублей.
-земельного участка с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого установлена по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 4 367 393 рублей.
При определении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "Под открытый склад" не было учтено наличие обременения земельных участков в виде запрета на возведение объектов, подлежащих государственной регистрации, кроме того, участки были безосновательно отнесены к сегменту "производственная деятельность".
30 июня 2022 года ею было подано заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков, однако решением Бюджетного учреждения NРО-66/2022/000399 от 19 июля 2022 года в удовлетворении ее заявления было отказано.
Административный истец не согласна с указанным решением Бюджетного учреждения, в связи с чем, просит признать его незаконным.
Решением Свердловского областного суда от 17 января 2023 года в удовлетворении заявленных исковых требований Коптяевой Людмиле Александровне отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
В жалобе указано, что при определении кадастровой стоимости земельных участков ответчиком допущена ошибка, выразившаяся в неправильном избрании сегмента оценки.
В ЕГРН содержатся сведения о том, что земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "под открытый склад", что предполагает временное размещение на открытом воздухе при отсутствии капитальных сооружений сельскохозяйственной продукции, собранной на смежных земельных участках.
Примененный административным ответчиком код расчета N06:090 "склады" является одним из кодов сегмента N6 "Производственная деятельность", который предполагает размещение объектов капитального строительства в целях добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления вещей промышленным способом, то есть, не может быть использован при определении кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В настоящем случае земельные участки следовало отнести к сегменту N1 "сельскохозяйственное использование" группы N1.2 "земельные участки ВРИ за исключением выращивания сельскохозяйственных культур".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело с апелляционной жалобой в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене или изменению решения суда.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Свердловской области от 31 августа 2017 года N633-ПП создано государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки", которое наделено полномочиями органа государственной власти, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Свердловской области.
На основании договора аренды земельных участков N225 от 1 ноября 2010 года, заключенного с Администрацией городского округа Сухой Лог глава крестьянского (фермерского) хозяйства ИП Коптяева Л.А. является арендатором земельных участков, относящихся к категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "под открытый склад", с кадастровыми номерами N, кадастровая стоимость которых по состоянию на 1 января 2020 года была установлена в размере 4 790 608, 04 рублей и 4 367 393 рублей, соответственно.
В соответствии с условиями договора аренды от 1 ноября 2010 года N225, Коптяевой Л.А. запрещено создавать на участках ограждения, здания, строения, сооружения и другое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации (п.5.2.15) (л.д.13-16).
Считая, что указанный запрет является обременением земельных участков, влияющим на их кадастровую стоимость, 30 июня 2022 года представитель административного истца обратился в Бюджетное учреждение с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором указал, что земельные участки с кадастровыми номерами N длительное время используются для растениеводства, их использование для размещения складов невозможно, поскольку это будет противоречить условиям их предоставления арендатору - запретом на строительство (л.д.98-100).
Решением Бюджетного учреждения от 1 июля 2022 года NРО-66/2022/000399 в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости было отказано по причине соответствия расчетных характеристик объектов недвижимости данным за 2021 год, соответствии расчета их кадастровой стоимости "Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226 (л.д.9).
Несогласие административного истца с указанным решением, явилось основанием для ее обращения в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что в ЕГРН отсутствуют сведения о каком-либо обременении земельных участков; применение методов массовой оценки предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель, земельные участки с кадастровыми номерами 66:63:0201001:353 и 66:63:0201003:686 отнесены к шестому сегменту "Производственная деятельность" и выполнена ответчиком на основании сведений, содержащихся в ЕГРН; такая группировка в соответствии с кодами расчета видов использования и вне зависимости от категории земель соответствует предписаниям Методических указаний, в связи с чем, Бюджетное учреждение обоснованно отказало административному истцу в пересчете кадастровой стоимости земельных участков.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Бюджетного учреждения незаконным, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются, в числе прочего, является определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно статье 13 указанного Закона, перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки (ч.1), в перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня (ч.5).
Согласно части 1 статьи 14 указанного закона, определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года были установлены "Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке", утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 N 226.
Согласно пункту 1.3 указанных методических указаний, при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.
В соответствии с пунктом 1.10. методических указаний, земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.
Из пункта 1.11. методических указаний следует, что определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации).
В силу пункта 1.12. методических указаний при определении кадастровой стоимости земельного участка бюджетным учреждением должны учитываться: обеспеченность (наличие либо отсутствие) инженерной и транспортной инфраструктурой (наличие инженерного и транспортного обеспечения до границ земельного участка), социальной инфраструктурой, характеристики окружающей территории земельного участка, существующий рельеф земельного участка (при наличии информации о влиянии на стоимость).
Пунктом 9.2.2. методических указаний предусматривается, что для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением N 1 к Указаниям, включающим в себя 1 сегмент "Сельскохозяйственное использование"; 6 сегмент "Производственная деятельность".
Все земельные участки группируются с присвоением кода согласно следующему правилу:
AA:BBB.CC... DD, где:
AA:BBB - сегмент (первый уровень) и группа (второй уровень) - обязательный к указанию код расчета вида использования для целей Указаний в соответствии с приложением N 1 к Указаниям;
CC - номер подгруппы по порядку третьего уровня;
DD - номер подгруппы по порядку наибольшего уровня.
Согласно статье 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (ч.1).
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;
2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (ч.2).
При рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (ч.13).
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (ч.14).
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (ч.23).
Как следует из материалов административного дела, обращаясь 30 июня 2022 года в Бюджетное учреждение с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:63:0201001:353 и 66:63:0201003:686, представитель административного истца усматривал эту ошибку только в том, что при определении кадастровой стоимости не было принято во внимание имеющееся обременение в виде запрета возведения на участках капитальных строений, подлежащих государственной регистрации, доводов о том, что участки при их группировке необоснованно были отнесены к шестому сегменту - "Производственная деятельность", заявление не содержит.
Заявление было рассмотрено Бюджетным учреждением с учетом содержащихся в ЕГРН сведениях об объектах недвижимости, согласно которым, обременений земельных участков не имеется, земельные участки относятся к категории "Земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "Под открытый склад"; был проведен анализ предоставленных заявителем документов, в том числе постановление главы городского округа Сухой Лог N1876-пг от 29 октября 2010 года и сведения из фонда данных государственной кадастровой оценки по земельным участкам.
Бюджетное учреждение пришло к выводу, что согласно данным за 2021 год вид разрешенного использования земельных участков "Под открытый склад" соответствует коду расчета: 06:090 "Склады. Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевозке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, за исключением железнодорожных перевалочных складов", 6 сегмент "Производственная деятельность".
Оснований для перерасчета кадастровой стоимости земельных участков Бюджетное учреждение не усмотрело.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным указанного решения Бюджетного учреждения, суд апелляционной инстанции исходит из того, что обременение земельных участков в виде запрета возведения на них сооружений, подлежащих государственной регистрации, отсутствует в содержащихся в ЕГРН сведениях о земельных участках с кадастровыми номерами N кроме того, в соответствии с пунктом 1.11 "Методических указаний о государственной кадастровой оценке", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 N 226, определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации).
Поскольку видом разрешенного использования земельных участков является - "под открытый склад", а в соответствии с пунктом 9.2.2. "Методических указаний о государственной кадастровой оценке", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 N 226 для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель, земельные участки обоснованно отнесены к шестому сегменту "Производственная деятельность" с применением кода расчета: 06:090 "Склады. Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевозке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, за исключением железнодорожных перевалочных складов" без учета их категории "Земли сельскохозяйственного назначения".
Как следует из Приложения N 1 к Методическим указаниям "Сегментация объектов недвижимости с указанием кодов расчета видов использования", сегмент 1 "Сельскохозяйственное использование" (код 01:020) включает в себя деятельность непосредственно связанную с выращиванием зерновых, бобовых, кормовых, технических, масличных, эфиромасличных и иных сельскохозяйственных культур, тогда как сегмент 6
"Производственная деятельность" (код 06:090) предполагает, в числе прочего, складскую деятельность, связанную с временным хранением грузов.
Как следует из дополнений истца к исковому заявлению, приложенных к нему документов, Коптяева Л.А. является главой крестьянского фермерского хозяйства и правообладателем двух смежных со спорными земельных участков с кадастровыми номерами N, на которых располагаются пашни и посевы агрокультур.
Земельные участки N не используются ею для выращивания сельскохозяйственных культур, а используются, как и указано в ЕГРН, "под открытый склад" сельскохозяйственной продукции, в целях ее хранения перед вывозом.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что указанные земельные участки должны быть отнесены к сегменту N1 "сельскохозяйственное использование" группы N1.2 "земельные участки ВРИ за исключением выращивания сельскохозяйственных культур", являются необоснованными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению, не усматривает.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 17 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Коптяевой Людмилы Александровны, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.