Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника гражданина КНР Ван Тэ - Симонова Г.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 29 октября 2022 года, решение судьи Амурского областного суда от 25 ноября 2022 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1.1, 2 статьи 18.8, частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 29 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Амурского областного суда от 25 ноября 2022 года гражданин КНР Ван Тэ, 1995 года рождения признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 18.8, частью 2 статьи 18.8, частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции защитник Симонов Г.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы защитника Симонова Г.В, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Часть 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий.
Согласно статье 25.1 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) в зависимости от цели въезда иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной или транзитной визой либо визой временно проживающего лица.
Виза - выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации или транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.
В соответствии со статьей 25.6 Федерального закона N 114-ФЗ в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года либо на основе принципа взаимности на срок до пяти лет иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок (с правом осуществления научно-исследовательской и (или) преподавательской деятельности в случае, предусмотренном подпунктом 8.1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Приказом МИД России от 21 декабря 2020 года N 23235 утвержден Перечень целей поездок, используемый при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам, согласно которому обыкновенные деловые визы выдаются иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок.
Частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 115-ФЗ разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 50 минут в ходе проверки режима пребывания иностранных граждан и осуществления ими трудовой деятельности, на территории золотодобывающего участка, расположенного в "адрес" "адрес", сотрудниками УМВД России по Амурской области был выявлен гражданин КНР Ван Тэ, который въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ на основании многократной обыкновенной визы, цель въезда - деловая, однако по истечении срока временного пребывания, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, территорию Российской Федерации не покинул, уклонившись от выезда из Российской Федерации. В период нахождения в Российской Федерации Ван Тэ сделок не заключал, контрактов не подписывал, деловых переговоров не вел, фактически осуществлял деятельность, не соответствующую заявленной цели въезда в Российскую Федерацию. На момент проведения проверки Ван Тэ осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя грузового автомобиля, не имея разрешения на работу.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1.1 статьи 18.8, частью 2 статьи 18.8, частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина КНР Ван Тэ. В соответствии с требованиями части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда вынесено определение об объединении указанных дел в одно производство.
Факт совершения Ван Тэ административных правонарушений подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Ван Тэ в совершенных правонарушениях свою вину признал.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При назначении Ван Тэ административного наказания судьей районного суда требования статьей 3.1, 4.1, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Вопреки доводам жалобы постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Ван Тэ этой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, самим правонарушителем, и другими лицами.
Довод защитника о том, что о месте и времени судебного заседания в областном суде Ван Тэ и его защитник Симонов Г.В. не были надлежащим образом извещены, не влечет удовлетворение жалобы.
Из материалов дела следует, что о месте и времени судебного заседания, назначенного в Амурском областном суде на ДД.ММ.ГГГГ на 09 часов 30 минут, Ван Тэ извещен своевременно по телефону через его защитника Симонова Г.В, действующего в интересах Ван Тэ на основании доверенности "адрес"9 (л.д. 45-50, 53), поскольку у суда отсутствовала иная возможность извещения Ван Тэ.
Жалоба защитника Ван Тэ - Симонова Г.В. поступила в Амурский областной суд ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принята к производству. На момент принятия жалобы к производству, судье областного суда достоверно было известно, что ДД.ММ.ГГГГ Ван Тэ выбыл за пределы РФ, что исключало необходимость его извещения по адресу в РФ, указанному в жалобе. Иных сведений, об извещении Ван Тэ, выбывшего за пределы РФ, кроме как через его защитника Симонова Г.В, суду Ван Тэ не представил.
Дело рассмотрено в областном суде с соблюдением требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ходатайств об отложении судебного заседания ни Ван Тэ, ни его защитник не заявили. Право Ван Тэ на защиту не нарушено. Доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено Ван Тэ правильно.
Доводы жалобы являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление по делу и были обоснованно отклонены по мотивам, приведённым в соответствующих судебных актах. Не согласиться с выводами судебных инстанций, изложенными в обжалуемых судебных актах, оснований не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 29 октября 2022 года, решение судьи Амурского областного суда от 25 ноября 2022 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1.1 статьи 18.8, частью 2 статьи 18.8, частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ван Тэ, Симонова Г.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.