Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И, судей Калиниченко Т.В, Наконечной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Кузьмина А.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области о признаний незаконным решений N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, о включении в специальный стаж периодов работы, возложений обязанности назначить страховую пенсию, по кассационным жалобам Кузьмина А.В. и Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 7 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В, выслушав объяснения представителя Кузьмина А.В. - адвоката Ротар А.И, представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области Ходячих Е.В, судебная коллегия
установила:
Кузьмин А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области (межрайонное), в обоснование указав, что пенсионным органом дважды отказано ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости - решениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на наличие необходимого стажа творческой деятельности по должности "данные изъяты" не менее 25 лет. Полагал, что в льготный стаж подлежит включению период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 17 дней), так как он проходил военную службу в должности "данные изъяты" по инструменту военного духового оркестра.
Просил признать незаконными оспариваемые решения, возложить на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годов; возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 7 июня 2022 года исковые требования Кузьмина А.В. удовлетворены частично. Решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годов "данные изъяты", периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 6 по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годов в "данные изъяты".
На пенсионный орган возложена обязанность включить указанные периоды в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В удовлетворении требований Кузьмина А.В. о признании незаконными решений N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ о включении в специальный стаж иных периодов работы, включая срочную службу в армии, и о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 7 декабря 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В мотивировочную и резолютивную части данного решения внесены редакционные изменения, в части указания периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годов работой Кузьмина А.В. в "данные изъяты"
В кассационной жалобе Кузьмин А.В. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, указывая на нарушение судами норм права, не соглашаясь с отказом во включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождения военной службы по музыкальной специальности.
В кассационной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области, допущенное в порядке правопреемства в связи с реорганизацией Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, указывая на нарушение судами норм права, не соглашаясь с выводами судов о работе истца в профессиональном художественном коллективе оркестра.
Письменных возражений на кассационные жалобы не поступило.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители каждой из сторон поддерживали позицию, изложенную в кассационных жалобах.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кузьмин Антон Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области с заявлениями о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с творческой работой "данные изъяты", играющим на духовых инструментах (кларнет), в профессиональных художественных коллективах, полагая, что право на такую пенсию возникло с ДД.ММ.ГГГГ.
В трудовой книжке Кузьмина А.В. отражены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" в должностях: "данные изъяты".
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годов истец проходил службу в качестве "данные изъяты" по инструменту военного духового оркестра Кларнет по очной форме обучения.
Решениями пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмину А.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Суд первой инстанции, применив положения статей 3, 4, 8, пункта 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановление Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", исходил из того, что право на досрочную пенсию по старости при условии наличия стажа не менее 25 лет творческой работы на сцене (игры на духовом инструменте) в профессиональном художественном коллективе возникает у Кузьмина А.В. независимо от возраста. Суд не включил в специальный стаж период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годов в должности "данные изъяты", поскольку служба в армии должна проходить по специальности " "данные изъяты" или "данные изъяты", а не "данные изъяты" какого-либо учебного заведения, независимо от специальности обучения.
Включая в специальный стаж истца периоды работы в "данные изъяты" и "данные изъяты" в должности "данные изъяты", суд исходил из того, что Кузьмин А.В. имеет специальность "данные изъяты"), осуществлял трудовую деятельность в различных профессиональных художественных коллективах, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годов в "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годов в "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в "данные изъяты".
Установив, что требуемого для назначения страховой пенсии по стрости стажа недостаточно - менее 25 лет, суд отказал в удовлетворении требований о возложении на пенсионный орган обязанности досрочно назначить страховую пенсию.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими суждениями и приведённым в решении правовым обоснованием. В мотивировочную и резолютивную части решения суда первой инстанции судебной коллегией внесены редакционные изменения, которыми уточнен период работы истца в Государственном бюджетном учреждении культуры "Оренбургская областная филармония". Суд апелляционной инстанции также указал, что в соответствии с частью 1.1. статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста, в 2022 году отсрочена и назначается не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения соответствующего права.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы Кузьмина А.В. о необходимости включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по стрости периода службы в армии подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком.
В стаж творческой работы артистов театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.
В силу пункта 3 указанного Списка N 447 право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет, артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Таким образом, военная служба истца в качестве "данные изъяты" по инструменту военно-духового оркестра кларнет не свидетельствуют о прохождении истцом военной службы по специальности "данные изъяты", и выводы судебных инстанций являются правильными.
Приводимые Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области в обоснование жалобы доводы о несогласии с выводами судебных инстанций о творческой деятельности истца в профессиональном художественном коллективе были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно их отклонившего.
То обстоятельство, что "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты" "данные изъяты" в которых работал Кузьмин А.В, являлись художественными коллективами, осуществлявшим деятельность на профессиональной основе, подтверждено Уставами данных учреждений, относящих к деятельности проведение театрально-зрелищных мероприятий различных видов и типов, показ спектаклей, концертов, иных художественно-творческих мероприятий.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в судебном постановлении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Доводы кассационной жалобы, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Кузьмина А.В. и Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.