Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу Топырина Руслана Геннадьевича на вступившие в законную силу постановление должностного лица - старшего государственного инспектора Нерюнгринского комитета государственного экологического надзора Минэкологии Республика Саха (Якутия) N 01-10/12-1 от 18 февраля 2022 года, решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьёй 8.39 КоАП РФ, в отношении Топырина Руслана Геннадьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Нерюнгринского комитета государственного экологического надзора Минэкологии Республика Саха (Якутия) N от ДД.ММ.ГГГГ Топырин Р.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьёй 8.39 КоАП РФ, и подвергнут административного наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2022 года постановление старшего государственного инспектора Нерюнгринского комитета государственного экологического надзора Минэкологии Республика Саха (Якутия) N от 18 февраля 2022 года оставлено без изменения, жалоба Топырина Р.Г. без удовлетворения.
Решением судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2022 года постановление старшего государственного инспектора Нерюнгринского комитета государственного экологического надзора Минэкологии Республика Саха (Якутия) N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2022 года оставлены без изменения, жалоба Топырина Р.Г. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Топырин Р.Г. просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Положениями статьи 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Согласно абзацу 1 преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Аналогичные положения закреплены в преамбуле Закона Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 910-З N 713-IV "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)".
В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 910-З N 713-IV "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)", в Республике Саха (Якутия) установлена такая категория особо охраняемых природных территорий как ресурсные резерваты (Эркээйи Сирдэр).
Порядок выдачи разрешений на посещение особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия), а также форма содержания заявления регламентированы приказом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка выдачи разрешений на посещение особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) республиканского значения".
В силу части 3 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 910-З N 713-IV установлено, что конкретные особенности, зонирование и режим каждого ресурсного резервата определяются положением об этом ресурсном резервате, утверждаемым органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области охраны окружающей среды.
Приложением N 2 к приказу Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2014 г. N 01-05/1-479 утверждены положения о ресурсном резервате (Эвкээйи Сир) республиканского значения "Унгра" в Нерюнгринском улусе.
Согласно пункту 1.1 положения о ресурсном резервате (Эвкээйи Сир) республиканского значения "Унгра" в Нерюнгринском улусе ресурсный резерват (Эркээйи Сир) республиканского значения "Унгра" относится к числу национальных природных резерватов - Ытык Кэрэ Сирдэр - особо охраняемым природным территориям Республики Саха (Якутия) (далее - ООПТ). Ресурсный резерват "Унгра" расположен в Нерюнгринском улусе. Общая площадь ресурсного резервата составляет 386227 га (пункт 1.2).
На территориях ресурсных резерватов постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания ресурсных резерватов или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (часть 1 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 910-З N 713-IV).
В соответствии с пунктом 4.2 Положения на территории ресурсного резервата "Унгра" запрещается: проезд, проход и нахождение на территории посторонних лиц без разрешения Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Дирекция биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия)", уполномоченного по обеспечению функционирования ООПТ Республики Саха (Якутия); и нахождение граждан с огнестрельным оружием, за исключением работников Министерства, уполномоченного природоохранного учреждения Республики Саха (Якутия), осуществляющих мероприятия по охране ресурсного резервата, государственному надзору в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственному экологическому надзору (ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором ФИО4 и государственным инспектором ОООС и ПП Мальцевым С.А. на основании планового (рейдового) задания Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутя) Нерюнгринского комитета государственного экологического надзора N от ДД.ММ.ГГГГ проведён контроль мероприятий за соблюдением обязательных требований: проведение рейдов в охотничьих угодьях, проверка документов орудий охоты охотников и охотпользователей, инфраструктуры охотничьего хозяйства, проведение процессуальных мероприятий по выявлению нарушений на территории "адрес" "адрес" (л.д.75-76).
В ходе указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ при патрулировании ресурсного резервата "Унгра", двигаясь от кордона "Юхта" вниз по "адрес" примерно в 30 км от кордона (географические координаты N восточной долготы) в N был остановлен гражданин Топырин Р.Г, движущийся на снегоходе Ski-Doo Skandic, в сторону кордона "Юхта". При проверке документов было установлено, что гражданин Топырин Р.Г. находился на особо охраняемой природной территории ресурсный резерват "Унгра" "адрес" с нарушением условий разрешения на право транзитного проезда до земельного участка (дальневосточный гектар) по договору от ДД.ММ.ГГГГ N выданного ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Республики Саха (Якутия) "ДБР ООПТ и ПТ". Имея при себе огнестрельное оружие, использовал транспортное средство "снегоход Ski-Doo Skandic", не указанное в разрешении на транзитный проезд, а также уклонился от маршрута движения, проследовав дальше своего земельного участка, чем нарушил пункты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Приложения N.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице от 13 февраля 2022 года, протоколом об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 13 февраля 2022 года, что в дальнейшем послужило основанием для привлечения Топырина Р.Г. к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ должностным лицом (л.д.71-74).
Факт совершения Топыриным Р.Г. административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.39 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоком личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73-74); протоколом об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71-72); уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69); разрешением выданным ГБУ РС(Я) "ДБР ООПТ и ПП" от ДД.ММ.ГГГГ Топырину Р.Г, конкретизирующим запреты на территории ресурсного резервата " "данные изъяты" а также указания на транспортные средства на которых можно передвигаться на указанной территории ("данные изъяты", грузовой катамаран), о чём был осведомлён Топырин Р.Г, что подтверждается его личной подписью (л.д.62-63); протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55-57); разрешением на хранение и ношение оружия (л.д.13), иными материалами которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и нижестоящих судебных инстанций о наличии в деянии Топырина Р.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Довод жалобы о том, что дела об административном правонарушении рассмотрено, и постановление N от ДД.ММ.ГГГГ вынесено неуполномоченным должностным лицом в нарушение требований п.2 ст.23.25 КоАП РФ, основано на неправильном толковании закона.
В силу части 1 статьи 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 8.39 настоящего Кодекса.
От имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий вправе старший государственный инспектор субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Указом Главы РС(Я) от 3 октября 2018 года N 39 утверждено Положение о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) и его коллегии.
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 4.1, 4.1.9 Положения, ФИО4, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Нерюнгринского Комитета государственного экологического надзора Минэкологии РС (Я), являющегося территориальным подразделения Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), был правомочен составить протокол в отношении ФИО1 по статье 8.39 КоАП РФ и вынести постановление N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ. Довод жалобы в указанной части подлежит отклонению.
Доводы заявителя жалобы о том, что судьями нижестоящих инстанций не дана оценка тому, что приказ Министерства охраны природы РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ N не опубликован, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении. Первоначальный текст приказа опубликован в издании "Якутские ведомости", N 15, ДД.ММ.ГГГГ. Приказы, которыми вносились изменения в указанный нормативный правовой акт так же прошли процедуру опубликования на официальном интернет-портале правовой информации "данные изъяты" в установленные сроки и порядке.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание назначено Топырину Р.Г. в пределах санкции, предусмотренной статьи 8.39 КоАП РФ, с учётом характера совершённого административного правонарушения, обстоятельств его совершения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление должностного лица вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу постановления должностных лиц, судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.17 КоАП РФ, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Нерюнгринского комитета государственного экологического надзора Минэкологии Республика Саха (Якутия) N 01-10/12-1 от 18 февраля 2022 года, решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьёй 8.39 КоАП РФ, в отношении Топырина Руслана Геннадьевича - оставить без изменения, жалобу Топырина Руслана Геннадьевича без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.