Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Красиковой О.Е, Никитиной Г.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-231/2022) по административному исковому заявлению Исхакова М.Г, ООО "РужАвто", ООО "ЕвроТрансВладимир", ООО "Лана", ООО "Движение 15" о признании недействующими пунктов 2, 4 приложения "Порядка предоставления и использования единого социального проездного билета", утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 27 февраля 2015 года N 71а "О реализации Закона Томской области от 30 декабря 2014 года N 199-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования", по апелляционной жалобе Исхакова М.Г. на решение Томского областного суда от 29 декабря 2022 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, пояснения представителя Администрации Томской области Шумилова А.И, представителей Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Конкина Л.Л, Департамента социальной защиты населения Томской области Сухорословой И.П, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
27 февраля 2015 года Администрацией Томской области вынесено постановление N 71а "О реализации Закона Томской области от 30 декабря 2014 года N 199-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования".
В приложении N 1 вышеуказанного постановления утвержден Порядок предоставления и использования единого социального проездного билета (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что граждане, указанные в части 1 статьи 3 Закона Томской области от 30 декабря 2014 года N 199-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования", приобретают не более одного единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) на каждый календарный месяц на основании личного заявления с согласием на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" за наличный или безналичный расчет в определенной в соответствии с действующим законодательством организации, оказывающей услуги по реализации единых социальных проездных билетов, при предъявлении:
1) паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность;
2) документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки (для граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством), или документа, подтверждающего получение пенсии (для пенсионеров, не имеющих права на получение мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством).
Действие ЕСПБ распространяется на один календарный месяц. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно) соответствующего месяца.
Пунктом 4 Порядка установлено, что организация при продаже ЕСПБ заполняет его в соответствии с документами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, указывает период (календарный месяц), на который приобретен ЕСПБ, заверяет подписью уполномоченного лица и печатью организации.
Исхаков М.Г, ООО "РужАвто", ООО "ЕвроТрансВладимир", ООО "Лана", ООО "Движение 15" обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пунктов 2, 4 Порядка. Исковые требования мотивированы тем, что ООО "РужАвто", ООО "ЕвроТрансВладимир", ООО "Лана", ООО "Движение 15" (далее - Общества) осуществляют регулируемые перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении. 25 мая 2020 года в адрес ООО "Ружавто" поступило представление Прокуратуры Томской области об устранении нарушений законодательства в сфере организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, возложена обязанность по осуществлению перевозок пассажиров по единым социальным проездным билетам, вопреки тем обстоятельства, что заключенные муниципальные контракты с Обществами не предусматривают использование данных билетов. 28 января 2022 года Исхаков М.Г. предъявил единый социальный проездной билет в маршрутном автобусе, осуществляющим регулярные перевозки совместно с паспортом и удостоверением пенсионера, однако ему было отказано в использовании данного билета, поскольку он не имел всех реквизитов и в связи с этим является недействительным. Исхаковым М.Г была подана претензия о возврате денежных средств за проезд, из ответа которой установлено, что единый социальный проездной билет не соответствует требованиям действующего законодательства. Административные истцы считают, что в результате несоответствия единого социального проездного билета действующему законодательству нарушаются права и перевозчиков и пассажиров.
Решением Томского областного суда от 29 декабря 2022 года административное исковое заявление Исхакова М.Г, ООО "РужАвто", ООО "ЕвроТрансВладимир", ООО "Лана", ООО "Движение 15" удовлетворено частично, признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приложение к порядку в той мере как в утвержденной форме отсутствует указание на вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административным истцом Исхаковым М.Г. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить в полном объеме решение Томского областного суда, принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. Не согласен с выводом суда о том, что единый социальный проездной билет является формой реализации меры социальной поддержки, указывая, что законом не предусмотрен проезд по удостоверениям либо иным документам, являющимся формой реализации меры социальной поддержки, только по билетам, соответствующим определённым требованиям. Обжалуемые нормы, определяющие форму билета, порядок его распространения и заполнения нарушают права Исхакова М.Г, как потребителя, установленные в части 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей. Помимо этого, указывает, что порядок приобретения такого билета нарушает статью 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О защите персональных данных" путем предоставления незаконного доступа распространителю билетов к ведомственной базе Департамента социальной защиты, содержащей персональные данные граждан, указывая, что согласие на передачу персональных данных он не давал. Кроме того, судом проигнорирован довод о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем администрации Томской области и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в котором считают апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
От административного истца Исхакова М.Г. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие и в отсутствии его представителя.
В судебном заседании представитель администрации Томской области Шумилов А.И, представители Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Конкин Л.Л, Департамента социальной защиты населения Томской области Сухорослова И.П, участвующие в деле с использованием видеоконференц-связи, просили удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители административных истцов ООО "РужАвто", ООО "ЕвроТрансВладимир", ООО "Лана", ООО "Движение 15", представитель Департамента городского хозяйства администрации города Томска в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, нашедшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 24 пункта 2, пунктов 3.1, 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого Порядка и вынесения решения суда) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания ряда категорий граждан. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, а также государственных программ субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Томской области от 30 декабря 2014 года N 199-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования", принятого постановлением Законодательной Думы Томской области от 23 декабря 2014 года N 2427 порядок предоставления и использования единого социального проездного билета, предоставления субсидии на возмещение затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по единому социальному проездному билету, устанавливается Администрацией Томской области.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела, пришел к обоснованным выводам, что оспариваемый правовой акт обладает нормативным характером, принят Администрацией Томской области в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленным порядком, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что оспариваемое постановление уже было предметом исследования судами, по результатам которого установлено, что постановление N 71а принято уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования.
Проанализировав федеральное и областное законодательство в сфере проведения антикоррупционной экспертизы, показания свидетелей, областной суд обоснованно отклонил доводы административных истцов о допущенных нарушениях при проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, находит их правильными и законными, а доводы апелляционной жалобы в данной части являются необоснованными.
Из преамбулы Закона Томской области от 30 декабря 2014 года N 199-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования" (далее - Закон N 199-ОЗ) следует, что указанный Закон устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования по территории Томской области.
Статьей 2 Закона N 199-ОЗ установлены меры социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования.
Согласно пункта 1 данной статьи одной из мер социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования является приобретение единого социального проездного билета и проезд на его основании по территории Томской области городским наземным электрическим транспортом и автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении в пределах муниципального образования Томской области, в котором находится место жительства гражданина, имеющего право на приобретение единого социального проездного билета в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, либо агломерации, по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении (кроме такси, в том числе маршрутного), а также по пригородным маршрутам перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом.
Оспариваемый в части Порядок предоставления и использования единого социального проездного билета разработан в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Томской области от 30 декабря 2014 года N 199-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования" и определяет механизм предоставления и использования единого социального проездного билета для проезда автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении в пределах муниципального образования Томской области, в котором находится место жительства гражданина, либо агломерации, по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении (кроме такси, в том числе маршрутного), а также по пригородным маршрутам перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом (пункт 1 Порядка).
Таким образом, единый социальный проездной билет является формой реализации социальной поддержки льготной категории граждан, подтверждающий право на льготный проезд и на него не распространяются требования к форме билета, установленного Правилами перевозки пассажиров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2020 года N 1586.
Доводы апелляционной жалобы об обратном данные выводы не опровергают и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Наименование меры социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования "Единый социальный проездной билет" не свидетельствует о том, что на него распространяются положения нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с перевозками пассажиров.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Учитывая, что единый социальный проездной билет не удостоверяет заключение договора перевозки, а, как указано выше, является формой реализации социальной поддержки льготной категории граждан, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не нарушает положений части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей.
Каких-либо нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и регулирующих порядок реализации единых социальных проездных билетов, ни на федеральном уровне, ни на уровне Томской области, не принято.
В связи с чем указание в оспариваемом Порядке на реализацию единых социальных проездных билетов организацией, определенной в соответствии с действующим законодательством, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Областной суд обоснованно отклонил доводы административных истцов о нарушении Федерального закона "О персональных данных".
Из положений Закона N 199-ОЗ следует, что единый социальный проездной билет, как мера социальной поддержки, предоставляется не всем гражданам, проживающим на территории Томской области, а отдельным категориям граждан. Кроме того, данная мера социальной поддержки носит заявительный характер, в связи с чем предоставление, при приобретении единого социального проездного билета, документов, указанных в пункте 2 Порядка необходимо для выполнения возложенной на организацию обязанности по предоставлению такой меры социальной поддержки.
При этом, суд первой инстанции, обоснованно посчитав, что отсутствие в едином социальном проездном билете сведений о виде транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров, порождает правовую неопределенность, признал приложение к Порядку недействующим в той мере как в утвержденной отсутствует указание на вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров.
В данной части решение суда сторонами не оспаривается.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Томского областного суда от 29 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Исхакова М.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 25 апреля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.