Апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 20 апреля 2023 г. по делу N 33-140/2023
Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Соловья А.А., судей Колесникова А.В. и Раицкого А.Г., при секретаре судебного заседания Исламовой М.С., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа майора юстиции Животягина М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-67/2022 по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) - Петренко В.В., на решение Магнитогорского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2022 г., принятое по иску военного прокурора Чебаркульского гарнизона в защиту интересов военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" медицинской службы Завьяловой Марии Вячеславовны к Минобороны России и войсковой части N о взыскании невыплаченных денежных средств.
Заслушав доклад судьи Раицкого А.Г, окружной военный суд
установил:
решением Магнитогорского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2022 г. удовлетворен иск военного прокурора Чебаркульского гарнизона в защиту интересов Завьяловой к Минобороны РФ и войсковой части N о взыскании невыплаченных денежных средств стимулирующего характера за период с ДД.ММ.ГГГГ 2020 г. в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. за сложность выполняемых задач при оказании медицинской помощи гражданам (военнослужащим), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее- стимулирующая выплата).
Не согласившись с таким решением, полагая его незаконным и необоснованным, представитель Минобороны РФ Петренко В.В. подал апелляционную жалобу с дополнениями к ней, в которой просит судебное решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, прекратить производство по делу с возвращением искового заявления прокурору Чебаркульского гарнизона.
В обоснование жалобы, ее автор, приводя свой собственный анализ действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, указал на неверное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
По мнению автора жалобы, Завьялова не имеет права на указанную стимулирующую выплату, поскольку какие-либо изменения, связанные с оказанием медицинской помощи больным COVID-19, в ее должностные обязанности не вносились, дополнительные соглашения с ней не заключались.
При этом в медицинском пункте войсковой части N отсутствует специальное медицинское оборудование, позволяющее диагностировать и лечить новую коронавирусную инфекцию. В то же время контакты материального истца с военнослужащими и лицами гражданского персонала, имеющими симптомы ОРВИ и COVID-19, проходившими первичный медицинский осмотр в указанном медицинском подразделении, не свидетельствуют о наличии рисков заражения названными инфекционными заболеваниями.
Кроме того, по утверждению представителя ответчика, у командира войсковой части N отсутствовали полномочия по установлению временного порядка привлечения медицинских работников к оказанию медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции на территории названной воинской части.
Далее, автор жалобы, ссылаясь на то, что производство спорной выплаты возложено на ФКУ "ЕРЦ МО РФ" и осуществляется последним в пределах лимитов бюджетных обязательств, которые на момент обращения с иском в суд отсутствовали, делает вывод о том, что Минобороны РФ не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В дополнениях к жалобе, тот же автор указывает, что судом первой инстанции не установлены следующие юридически значимые обстоятельства по делу: утверждался ли командиром воинской части перечень воинских должностей и включена ли воинская должность Завьяловой в список медицинского персонала, непосредственно участвовавших в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция; оказывала ли Завьялова непосредственно эту помощь; относится ли Завьялова к лицам из групп риска заражения названной инфекцией.
Кроме того, по мнению автора жалобы, приказы командиров войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N и войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N об установлении спорных выплат не основаны на законе, поскольку постановление Правительства РФ от 29 августа 2020 г. N 1312 утратило силу 23 ноября 2020 г, а оспариваемое решение гарнизонного военного суда фактически понуждает Правительство РФ выделить дополнительные денежные средства из резервного фонда для выплаты спорной надбавки.
По мнению Петренко, стороной истца не доказано право на получение спорных выплат, при этом само гражданское дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, так как войсковая часть 86274 не является юридическим лицом, а значит не может быть ответчиком по гражданскому делу.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Чебаркульского гарнизона старший лейтенант юстиции Сагдеев Н.М, ссылаясь на несостоятельность содержащихся в ней доводов, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав прокурора Животягина, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, контракт о прохождении военной службы между Завьяловой и Минобороны РФ заключен ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты"
Согласно приказу командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N Завьялова, назначенная приказом Статс-секретаря-заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N на воинскую должность старшей медицинской сестры хирургического отделения операционно-перевязочного взвода медицинской роты (развертывает 100 госпитальных коек) войсковой части N, зачислена в списки личного состава части и поставлена на все виды обеспечения "данные изъяты"
На основании приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N Завьялова назначена операционной медицинской сестрой хирургического отделения операционно-перевязочного взвода медицинской роты, а приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N она же назначена на должность ординатора терапевтического отделения госпитального взвода медицинской роты указанной выше воинской части и ей присвоено воинское звание лейтенанта медицинской службы "данные изъяты"
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N названная воинская часть с ДД.ММ.ГГГГ отнесена к подразделениям, оказывающим первичную медико-санитарную, специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, скорую медицинскую помощь гражданам (военнослужащим), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия. Этим же приказом утвержден Перечень подразделений воинской части и должностей, замещение которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время при оказании вышеуказанной медицинской помощи в период с апреля по октябрь 2020 г. включительно. При этом названные должности Завьяловой включены в указанный Перечень "данные изъяты"
Из сообщения руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области от 8 октября 2020 г. усматривается, что среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц за период с января по сентябрь 2019 г. включительно составляла 31 455 руб. "данные изъяты"
Согласно приказу командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N Завьяловой за сложность выполняемых задач при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией определено к выплате за фактически отработанное в 2020 г. время:
- за апрель - 32 353 руб. 71 коп, за май - 39 144 руб, за июнь - 33 903 руб. 59 коп, за июль - 27 352 руб. 17 коп, за август - 29 957 руб. 14 коп, за сентябрь - 7 863 руб. 75 коп, за октябрь - 3 574 руб. 43 коп, за ноябрь - 18 200 руб. 38 коп. "данные изъяты"
Сведения об оказании медицинской помощи в войсковой части N и фактическое время работы Завьяловой с гражданами (военнослужащими), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицами из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за апрель-ноябрь 2020 г, подтверждаются письменными сообщениями врио начальника военно-медицинского управления ЦВО от ДД.ММ.ГГГГ и врио начальника филиала N 1 Федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ а также копиями медицинских документов и табелей учета времени работы военнослужащих управления с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция "данные изъяты"
Из материалов прокурорской проверки, проведенной по заявлению Завьяловой военным прокурором Чебаркульского гарнизона следует, что в ходе данного надзорного мероприятия нашли свое подтверждение обстоятельства участия заявительницы в оказании медицинской помощи гражданам (военнослужащим), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в период с 1 апреля по 30 ноября 2020 г. Однако, командованием войсковой части N и ФКУ "ЕРЦ МО РФ" выплата стимулирующего характера, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 29 августа 2020 г. N 1312 за участие в вышеуказанных мероприятиях, Завьяловой не произведена по причине отсутствия лимитов бюджетных обязательств на эти цели "данные изъяты"
Обстоятельства невыплаты Завьяловой причитающихся ей денежных средств подтверждаются копиями представления военного прокурора Чебаркульского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ "ЕРЦ МО РФ" об устранении нарушений закона по результатам прокурорской проверки, сообщений руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ а также расчетными листками "данные изъяты"
Удовлетворяя иск, гарнизонный военный суд исходил из того, что Завьялова, исполняя обязанности в особых условиях, по должности, входящей в Перечень должностей, замещение которых предоставляет право на стимулирующую выплату за сложность выполняемых задач, фактически участвовала в оказании медицинской помощи гражданам (военнослужащим), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, ввиду чего имеет право на указанную спорную выплату.
Такое решение суд апелляционной инстанции находит правильным.
Так, в соответствии с п. 1, 2 и 34 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предостав-лении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Оно состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат. При этом кроме выплат, предусмотренных настоящей статьей, Президент РФ и (или) Правительство РФ могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
Приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. N 727 установлено, что денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке ФКУ "ЕРЦ МО РФ" или иными финансово-экономическими органами Министерства обороны РФ.
Как следует из п.п. "ж" и "з" п. 1 постановления Правительства РФ от 29 августа 2020 г. N 1312, действовавшего в период спорных правоотношений, медицинским работникам, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за сложность выполняемых задач в 2020 г. установлена выплата стимулирующего характера в следующем размере среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 г. по данным Федеральной службы государственной статистики:
- врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 100 процентов;
- среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 50 процентов.
Порядок и условия осуществления выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач военнослужащим Вооруженных Сил РФ, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, организациях Вооруженных Сил РФ, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утверждены приказом Министра обороны РФ от 15 октября 2020 г. N 537 (далее - Порядок).
Согласно данного Порядка выплата стимулирующего характера осуществляется на основании приказов командиров воинских частей, с указанием воинских должностей, периодов фактического исполнения обязанностей военнослужащими по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
При установлении размера выплаты стимулирующего характера военнослужащим за основу принимается стоимость одного часа исполнения обязанностей военной службы в условиях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции, которая определяется путем деления среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за девять месяцев 2019 г. по данным Федеральной службы государственной статистики на месячную норму рабочего времени в месяце осуществления выплаты стимулирующего характера с последующим умножением стоимости одного часа исполнения указанных обязанностей на фактическое количество часов исполнения обязанностей военной службы в указанных условиях в отчетном периоде. Принятое к расчету количество неполных часов в месяце осуществления выплаты стимулирующего характера подлежит округлению до целого часа в сторону увеличения.
Системный анализ вышеприведенных норм права и содержание исследованных в судебном заседании названных фактических данных, указывают на то, что вопреки доводам жалобы об обратном, обстоятельства, имеющие значение для дела гарнизонным военным судом определены правильно. Судом установлено, что Завьялова с апреля по ноябрь 2020 г. в составе медицинского персонала войсковой части 86000 принимала активное участие в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам (военнослужащим), у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. В связи с чем, суд апелляционной инстанции констатирует, что истец имеет право на выплату стимулирующего характера за сложность выполняемых задач в указанный период при исполнении обязанностей военной службы в должностях старшей и операционной медицинской сестры войсковой части 86000 - в размере 50 процентов этой суммы.
При этом расчет фактически отработанного времени Завьяловой и размера подлежащей выплаты стимулирующего характера за указанный период произведен верно и составляет "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, что ответчиками не оспаривается.
Утверждение автора жалобы об отсутствии у командира войсковой части N соответствующих полномочий по установлению временного порядка привлечения подчиненного ему медицинского персонала, в том числе истца, к оказанию медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в медицинских подразделениях воинской части, является необоснованным, поскольку опровергается сведениями из военно-медицинского управления ЦВО, материалами прокурорской проверки, в ходе которой проверялся на соответствие действующему законодательству не отмененный в настоящее время приказ командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N, которым установлен перечень подразделений воинской части и воинских должностей, замещение которых дает право на установление выплат стимулирующего характера.
Довод автора жалобы о том, что Минобороны РФ не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку производство спорной выплаты возложено указанным органом исполнительной власти на свое структурное подразделение ФКУ "ЕРЦ МО РФ", за которым он осуществляет контроль, при этом Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий, в том числе по обеспечению военнослужащих денежным довольствием.
Отсутствие лимитов бюджетных средств на производство Завьяловой выплаты стимулирующего характера, при установленном судом факте исполнения ею обязанностей по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, не может отменять право истца на ее получение.
Довод автора жалобы о том, что гражданское дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, также является несостоятельным, поскольку согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, в структуру названного министерства входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Поскольку войсковая часть N дислоцируется в г. "адрес" Челябинской области, то рассмотрение данного спора относится к подсудности Магнитогорского гарнизонного военного суда.
Иные доводы представителя ответчика, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, также являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании ее автором действующего законодательства, регулирующего обеспечение военнослужащих денежными средствами стимулирующего характера.
При таких обстоятельствах окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
определил:
решение Магнитогорского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2022 г. по иску военного прокурора Чебаркульского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации и войсковой части N в защиту интересов Завьяловой Марии Вячеславовны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Петренко В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Магнитогорский гарнизонный военный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 апреля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.