Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 17 марта 2023 г. по делу N 33а-194/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Зари А.И, судей Гришина С.В. и Килярова М.Х, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 5 гарнизонного военного суда от 1 ноября 2022 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления подполковника в отставке Терентьева Константина Анатольевича о признании незаконными действий первого заместителя Директора - руководителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ПС ФСБ РФ) и командира войсковой части N, связанных с увольнением административного истца с военной службы до обеспечения жильем, исключением из списков личного состава воинской части, а также временным ограничением права выезда из Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения административного истца Терентьева К.А. в обоснование поданной жалобы, представителя командира войсковой части N - ДавтянаА.М, возражавшего против удовлетворения жалобы, а также заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Шевцова А.А, предложившего решение суда отменить, судебная коллегия
установила:
Терентьев К.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить:
- приказ руководителя ПС ФСБ РФ от 15 марта 2022 г. N 120 об увольнении его с военной службы по состоянию здоровья;
- приказ командира войсковой части N от 28 сентября 2022 г. N 254 об исключении из списков личного состава воинской части с 5 октября 2022 г.;
- решение командира воинской части N от 27 сентября 2022 г. о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывается, что он уволен с военной службы незаконно, поскольку не обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства в "адрес" и не выражал своего согласия на увольнение без предоставления жилья.
Командованием войсковой части N нарушены меры предварительной защиты, установленные определением 5гарнизонного военного суда от 8 декабря 2021г. по административному делу N2а?2/2022, согласно которому командиру войсковой части N было запрещено совершать действия, связанные с увольнением административного истца с военной службы.
При исключении из списков личного состава воинской части ему не выданы воинские перевозочные документы для проезда с членами семьи к месту жительства после увольнения с военной службы и перевозки личного имущества, а также справка о периодах службы.
После прибытия в Российскую Федерацию он не сможет пользоваться находящимся в "адрес" служебным жилым помещением в связи с запретом покидать страну. Кроме того, общая площадь служебного жилого помещения составляет 63 кв.м, что не соответствует норме предоставления жилья на его семью, состоящую из пяти человек.
В письменных возражениях представитель административных ответчиков и старший помощник военного прокурора 312 военной прокуратуры гарнизона просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, гарнизонный военный суд исходил из того, что оспоренными приказами права Терентьева К.А. не нарушены, поскольку на дату издания приказа об увольнении с военной службы он являлся участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и проживал в служебном жилом помещении, из которого он не подлежал выселению до предоставления жилья в собственность по избранному месту жительства.
Однако с данными выводами гарнизонного военного суда согласиться нельзя.
На основании пункта 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", исходя из положений абзаца 14 п. 1 ст. 15, абзаца 2 п. 1 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 17 ст.34 Положения при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.
Содержание названных правовых норм во взаимосвязи указывает на то, что перечисленные в них категории военнослужащих, изъявивших желание получить жилье для постоянного проживания по избранному месту жительства, не могут быть уволены с военной службы без их согласия в случае необеспеченности жильем по месту военной службы в период ее прохождения и наличия иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Согласно пункту 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, они восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
По делу установлено, что первый контракт о прохождении военной службы Терентьев К.А. заключил в октябре 2001 года в период обучения в Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, которую окончил в июне 2005года, в связи с чем ему было присвоено первое воинское звание офицера. Имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, Терентьев К.А. проходил военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес"
На основании договора найма служебного жилого помещения от 28 октября 2015 г. N 161 Терентьеву К.А. предоставлена квартира, общей площадью 63 кв.м, расположенная по адресу: "адрес"
Заключением военно-врачебной комиссии Главного клинического военного госпиталя от 26 октября 2021 г. Терентьев К.А. признан "Д" - не годным к военной службе с необходимостью предоставления освобождения от исполнения обязанностей военной службы до дня исключения из списков личного состава воинской части.
С 6 декабря 2005 г. по 13 мая 2022 г. административный истец по его заявлению состоял в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
15 марта 2021 г. административный истец обратился с рапортом к командиру войсковой части 2089, в котором просил подготовить и направить в Управление специальных регистраций 6 службы ФСБ России (далее - УСР 6 службы ФСБ России) документы для исключения из реестра участников НИС ввиду изъявления желания реализовать свои жилищные права в другом порядке.
Командир войсковой части N направил Терентьеву К.А. уведомление от 28июня 2021 г. N 8-5008 о том, что регистрирующим органом ему отказано в исключении из реестра участников НИС в связи с отсутствием оснований.
Указанный отказ был обжалован административным истцом в судебном порядке.
8 декабря 2021 г. 5 гарнизонным военным судом вынесено определение о применении мер предварительной защиты, которым запретил командиру войсковой части N совершать действия, связанные с увольнением истца с военной службы, до рассмотрения административного дела по существу.
Решением гарнизонного военного суда от 11января 2022 г. на командира войсковой части 2089 возложена обязанность подготовить и направить в УСР 6 службы ФСБ России документы для исключения ТерентьеваК.А. из реестра участников НИС, а на начальника УСР 6 службы ФСБ России - внести в реестр участников НИС запись об исключении его из названного реестра. Также решением суда меры предварительной защиты сохранены до исполнения данного решения суда, т.е. до внесения в реестр участников НИС записи об исключении административного истца из указанного реестра.
Указанное решение суда первой инстанции вступило в законную силу 13 мая 2022 г.
При этом в период действия обеспечительных мер командиром войсковой части N подготовлен и направлен в адрес ПС ФСБ РФ пакет документов для издания приказа об увольнении административного истца с военной службы.
На основании приказа руководителя ПС ФСБ от 15 марта 2022 г. N 120 Терентьев К.А. уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
Согласно уведомлению старшего референта УСР 6 службы ФСБ России от 19августа 2022 г. Терентьев К.А. исключен из реестра НИС с 13 мая 2022 г.
Решением командира войсковой части N от 27 сентября 2022 г. ТерентьевуК.А. временно ограничено право на выезд из Российской Федерации на 5лет с 5 октября 2022 г.
Приказом командира войсковой части N от 28 сентября 2022 г. N 254 административный истец исключен из списков личного состава воинской части с 5октября 2022 г.
Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии от 17 октября 2022 г. N25 подтверждается, что Терентьев К.А. с составом семьи 5 человек принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства в "адрес" со 2 сентября 2022 г, т.е. с даты подачи соответствующего рапорта.
Таким образом, из материалов дела видно, что Терентьев К.А, будучи участником НИС, сохранил возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, в связи с чем со 2 сентября 2022 г. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства.
Несвоевременное обращение административного истца с рапортом о принятии на жилищный учет не связано с его нераспорядительностью, а обусловлено оспариванием в судебном порядке действий воинских должностных лиц, отказавшихся исключить его из реестра участников НИС в добровольном порядке.
В тоже время в нарушение установленного определением 5 гарнизонного военного суда от 8 декабря 2021 г. запрета совершать действия, связанные с увольнением Терентьева К.А. с военной службы, командир войсковой части N направил 13декабря 2021 г. представление на его увольнение с военной службы. Ссылка представителя командования на позднее поступление указанного судебного определения является необоснованной, поскольку суду не представлено документов, свидетельствующих об отзыве представления после поступления определения суда.
То обстоятельство, что Терентьев К.А. обеспечен в "адрес" служебным жилым помещением, не свидетельствует о соблюдении командованием порядка его увольнения с военной службы, поскольку в соответствии с решением командира войсковой части N от 27 сентября 2022 г. ему ограничено право на выезд из Российской Федерации сроком на 5 лет с 5 октября 2022 г. по 5 октября 2027г.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции административный истец пояснил, что после увольнения с военной службы ему необходимо выезжать из "адрес" на территорию Российской Федерации с целью прохождения лечения, постановки на воинский учет и реализации права на жилище по избранному постоянному месту жительства в "адрес". Кроме того, он указал, что в "адрес" у него проживает пожилая мать, за которой требуется уход. Также административный истец пояснил, что согласия на увольнение без предоставления жилья он не давал.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что увольнение Терентьева К.А. с военной службы без предоставления жилого помещения нарушает его права. При этом наличие у него служебного жилого помещения при условии наложенных ограничений по выезду из Российской Федерации не может опровергать данный вывод.
Вышеуказанный запрет не позволит административному истцу вернуться к месту нахождения служебной квартиры, которая является единственном местом жительства его и членов его семьи. Поэтому в связи с наличием объективной необходимости находиться на территории Российской Федерации Терентьев К.А. будет лишен возможности пользоваться жилым помещением, находящемся в "адрес"
Довод представителя административных ответчиков о том, что при необходимости Терентьеву К.А. может быть предоставлено право выезда из Российской Федерации является несостоятельным, поскольку в данном случае реализация права административного истца на свободу передвижения будет ограничена волей командования.
Таким образом, учитывая, что материалы дела не содержат сведений о согласии административного истца на увольнение с военной службы без фактического предоставления жилого помещения, а также принимая во внимание наложенный на него запрет на выезд из Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что приказ руководителя ПС ФСБ РФ от 15марта 2022 г. N 120 об увольнении Терентьева К.А. с военной службы по состоянию здоровья до обеспечения жилым помещением является незаконным.
Поскольку судебная коллегия признала незаконным приказ об увольнении административного истца с военной службы, то и изданный в порядке его реализации приказ командира войсковой части N от 28 сентября 2022 г. N 254 об исключении его из списков личного состава воинской части также является незаконным.
Согласно пункту 7.1 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15августа 1996 г. N114-ФЗ право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уволен с военной службы в органах федеральной службы безопасности.
Поскольку Терентьев К.А. уволен с военной службы незаконно, то решение командира войсковой части N от 27 сентября 2022 г. об ограничении ему права на выезд из Российской Федерации в связи с увольнением с военной службы является незаконным и подлежит отмене.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения на первого заместителя Директора - руководителя Пограничной службы ФСБ России и командира войсковой части 2089 обязанности отменить вышеуказанные решение и приказы, восстановить ТерентьеваК.А. на военной службе в равной или не ниже воинской должности и в списках личного состава воинской части, обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения с военной службы.
Таким образом, решение гарнизонного военного суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значения для дела, и неправильным применением норм материального права подлежит отмене, а требования административного истца - удовлетворению.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных настоящей статьей.
Поскольку требования административного истца подлежат удовлетворению, то понесенные им судебные расходы, связанны с уплатой государственной пошлины при подаче административного искового заявления и апелляционной жалобы в размере 450 руб. следует возместить в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение 5 гарнизонного военного суда от 1 ноября 2022 г. по административному исковому заявлению Терентьева Константина Анатольевича о признании незаконными действий первого заместителя Директора - руководителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и командира войсковой части N, связанных с увольнением административного истца с военной службы по состоянию здоровья до обеспечения жилым помещением, исключением из списков личного состава воинской части, а также временным ограничением права выезда из Российской Федерации, отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконными приказы Первого заместителя Директора - руководителя Пограничной службы ФСБРФ от 15 марта 2022 г. N 120 об увольнении Терентьева К.А. с военной службы по состоянию здоровья и командира войсковой части N от 28 сентября 2022 г. N 254 об исключении его из списков личного состава воинской части, а также решения командира войсковой части N от 27сентября 2022 г. о временном ограничении права Терентьева К.А. на выезд из Российской Федерации.
Обязать первого заместителя Директора - руководителя Пограничной службы ФСБ России и командира войсковой части N в течение месяца со дня получения для исполнения копии данного судебного постановления отменить указанные приказы, восстановить Терентьева Константина Анатольевича на военной службе в равной или не ниже воинской должности и в списках личного состава воинской части, обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения с военной службы, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Взыскать с войсковой части N в пользу Терентьева Константина Анатольевича судебные расходы в сумме 450 (четыреста пятьдесят) руб.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.