Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 07 апреля 2023 г. по делу N 33а-343/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Зари А.И, судей: Шендрикова И.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 26 января 2023 г, которым старшему лейтенанту Маркееву Кириллу Юрьевичу отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий командующего Каспийской флотилией и командира войсковой части N, связанных с отказом в увольнении истца с военной службы.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
МаркеевК.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просилпризнать незаконными действия командующего Каспийской флотилией и командира войсковой части N, связанные с отказом, изложенном в ответе командира названной воинской части на соответствующий рапорт истца от 23декабря2022г. N1897, в досрочном увольнении его с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией (далее - ВВК) не годным к военной службе в плавсоставе, а командующего Каспийской флотилией, кроме того, связанные с рассмотрением вопроса о назначении без его согласия на равную воинскую должность. Также административный истец просил суд обязать вышеуказанных воинских должностных лиц издать приказы о его досрочном увольнении с военной службы по соответствующему основанию.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению автора жалобы, ссылки суда в решении на подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 315-ФЗ) (далее - Федеральный закон) и подп. "в" п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) должны применяться к двум категориям военнослужащих: признанным ВВК не годными к военной службе в результате участия в СВО и тех, кто в период прохождения военной службы в обычных условиях признается таковым. Он относится ко второй категории. В связи с этим указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о законности оспариваемых им действий командования и считает, что исходя из содержания подп. "б" п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ N 647), он имеет право на увольнение с военной службы по состоянию здоровья. Поэтому необоснованной является и ссылка суда на норму права, регулирующую досрочное увольнение военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ). По мнению административного истца, судом неправильно признаны законными и оспариваемые им действия командующего Каспийской флотилией по рассмотрению его кандидатуры на другую равную воинскую должность, поскольку в соответствии с подп. "е" п. 10 ст. 11 Положения, такое назначение возможно лишь при наличии его согласия, которое он не давал.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представители административных ответчиков просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п. 3 ст.1 Положения прохождение в Российской Федерации военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области.
В силу п. 5 ст. 17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 этого же Федерального закона Президент Российской Федерации издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Пунктом 4 Указа N 647 установлено, что контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, уставленным данным Указом.
Частичная мобилизация в Российской Федерации осуществляется с 21 сентября 2022 г, период которой не окончен.
Поскольку к основным принципам мобилизации п. 2 ст. 2 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" отнесен принцип взаимосогласованности, п. 5 Указа N 647 в период частичной мобилизации установлены единые основания увольнения с военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:
- по возрасту - по достижении ими придельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
Таким образом, с 21 сентября 2022 г. военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации подлежат увольнению с военной службы только при наличии вышеперечисленных оснований.
По делу установлено, что МаркеевК.Ю. с июля 2020 года проходит военную службу в войсковой части N в воинской должности командира штурманской боевой части ракетного корабля "Татарстан", с пунктом постоянной дислокации в "адрес". Контракт о прохождении военной службы заключен им 29 сентября 2016 г. с Министерством обороны Российской Федерации на период освоения образовательной программы высшего образования и пять лет военной службы после получения высшего образования.
Согласно заключению ВВК филиала N2 федерального государственного казенного учреждения "412 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации от 16августа2022г. N78/850, утвержденному 10 ноября того же года вышестоящей ВВК, МаркеевК.Ю. признан не годным к военной службе в плавсоставе, А - годен к военной службе.
В связи с этим административный истец 12декабря2022г. обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором ходатайствовал перед вышестоящим командованием о его досрочном увольнении с военной службы по подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона - по состоянию здоровья.
Командир названной воинской части 15декабря2022г. направил в адрес начальника отдела кадров Каспийской флотилией телеграмму за N12/15 с ходатайством о рассмотрении вопроса назначения административного истца на равную воинскую должность не связанную с плавсоставом, который 17 декабря того же года обратился с аналогичной телеграммой за N К/2364 к заместителю начальника управления кадров Южного военного округа.
После этого 23декабря2022г. командиром войсковой части N МаркеевуК.Ю. на рапорт дан ответ за N1897 о невозможности его досрочного увольнения с военной службы по соответствующему основанию в связи с определением вышестоящим органом военного управления вопроса его дальнейшего служебного предназначения путем размещения на равной воинской должности, не связанной с плавсоставом, в том числе со ссылкой на Указ N647.
В соответствии с подп."в" п.1 ст.51 Федерального закона (в редакции Федерального закона от14июля2022г. N 315-ФЗ) военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его ВВК не годным к военной службе, за исключением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, указанного в п.2.1 ст.36 этого Федерального закона, изъявившего желание продолжить военную службу на воинской должности, которая может замещаться указанным военнослужащим.
На основании подп. "е" п. 10 ст. 11 Положения военнослужащий, признанный ВВК по состоянию здоровья годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к военной службе по избранной военно-учетной специальности, назначается с его согласия на другую воинскую должность, обязанности по которой он может исполнять с учетом состояния здоровья или увольняется с военной службы.
Подпунктом "а" п. 4 ст. 34 Положения определено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения при признании его ВВК не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность).
При таких данных, поскольку оспариваемые действия командира войсковой части N были совершены в отношении административного истца в соответствии с приведенными нормами нормативных правовых актов, то гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о законности отказа командиром названной воинской части МаркеевуК.Ю. в досрочном увольнении с военной службы по состоянию здоровья.
Правомерным также является вывод суда первой инстанции о том, что нет оснований признавать незаконными и действия командующего Каспийской флотилией по отказу в таком увольнении, поскольку он каких-либо решений по данному вопросу в отношении МаркееваК.Ю. не принимал.
Что касается направления 17 декабря 2022 г. командующим Каспийской флотилией телеграммы за N К/2364 в адрес заместителя начальника управления кадров Южного военного округа, то этим права административного истца не нарушаются, поскольку данные действия согласуются с требованиями Указа N 647, не предусматривающих такого основания увольнения с военной службы как в связи с ОШМ (подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения).
При этом невозможность по состоянию здоровья исполнять специальные требования, вытекающие из специфики плавсостава частей ВМФ, на порядок прохождения военнослужащим военной службы и исполнения им обязанностей в иных видах войск не влияет.
Исходя из вышеизложенного, гарнизонный военный суд правильно отказал и в удовлетворении требования административного истца возложить на административных ответчиков обязанность по изданию приказов о его досрочном увольнении с военной службы по соответствующему основанию.
Решение суда первой инстанции соответствует требованиям ст. 180 КАС РФ, поскольку в нем приведены обстоятельства административного дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства, нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения гарнизонного военного суда, не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 26 января 2023 г. по административному исковому заявлению Маркеева Кирилла Юрьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.