Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 07 апреля 2023 г. по делу N 33а-354/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Зари А.И, судей Гришина С.В. и Килярова М.Х, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Левина Р.В. на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 18января 2023года, которым отказано в удовлетворении заявленных проходящим военную службу по мобилизации рядовым Турсуновым Азизом Зайналиевичем требований о признании незаконным решения призывной комиссии по мобилизации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о призыве административного истца на военную службу.
Заслушав доклад судьи Зари А.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия
установила:
Турсунов А.З. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии по мобилизации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 28 сентября 2022года(протокол N 7) о его призыве на военную службу по мобилизации, поскольку оно принято без учета наличия у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование со ссылкой на положения пунктов 2 и 3 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" указывается, что врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву, мог дать заключение о годности Турсунова А.З. к военной службе только на основании проведенного медицинского освидетельствования, которое в отношении административного истца не проведилось. Так, в соответствии с абзацем 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, по мнению автора жалобы, в состав призывной комиссии по мобилизации Иловлинского муниципального района Волгоградской области должны были быть включены врачи-специалисты, осуществляющие медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу, такие как врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог, врач-дерматовенеролог и при необходимости - врачи других специальностей.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу председатель призывной комиссии по мобилизации Иловлинского муниципального района Волгоградской области и представитель военного комиссариата (городского округа город Фролово, Иловлинского, Ольховского и Фроловского муниципальных районов Волгоградской области) - Белоножкина Ю.А. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу пункта 3 ст. 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 3 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852 (далее - Положение о призыве), призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" с указанной даты в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация, предусматривающая призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно абзацам 3, 4 и 6 п. 25 Положения о призыве, решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов. Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований). Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.
Статьей 18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" установлены категории граждан, которым предоставляет отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации:
забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев;
занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы;
пребывающим в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В пункте 1.2 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу или право на освобождение от призыва на военную службу (за исключением граждан, указанных в пункте 2.1 ст. 22 и подп. "а" п. 1 ст. 24 этого Федерального закона, то есть отказавшихся от реализации своего права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу, а также признанных временно не годными к военной службе), проводится по их заявлению.
В подпункте "г" п. 50 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, определено, что граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания об изменении сведений, в частности, о состоянии здоровья (получении инвалидности).
По делу установлено, что на основании постановления Администрации Иловлинского муниципального района от 8 сентября 2021 года N 2 создана призывная комиссия по мобилизации Иловлинского муниципального района Волгоградской области. В состав комиссии включен, в том числе врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан.
Согласно протоколу заседания призывной комиссии от 28 сентября 2022 года (протокол N 7), Турсунов А.З. во время участия в заседании не называл конкретных обстоятельств, указывающих на наличие у него права на отсрочку от призыва или освобождение от призыва, при этом высказал жалобы на боли в спине и на наличие мочекаменной болезни по результатам проведения ультразвукового исследования. Кроме того, как пояснил в судебном заседании суда первой инстанции административный истец, при призыве по мобилизации он ходатайств о назначении ему освидетельствования в лечебном учреждении не заявлял.
Из учетной карточки Турсунова А.З. следует, что с июня 2016 года по май 2017 года он проходил военную службу по призыву. После увольнения в период пребывания в запасе состоял на воинском учете по месту жительства в Иловлинском районе Волгоградской области, по результатам медицинского освидетельствования дано заключение о его годности к военной службе по категории "А".
По результатам проведения заседания 28 сентября 2022 года призывная комиссия по мобилизации Иловлинского муниципального района Волгоградской области пришла к выводу о возможности призыва Турсунова А.З. на военную службу, установив категорию "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями. К такому выводу призывная комиссия пришла на основании заявленных им жалоб, а также из представленного административным истцом заключения ультразвукового исследования ГБУЗ "Иловлинская Центральная районная больница" от 26 сентября 2022 года N 533, согласно которому у последнего имеются ультразвуковые признаки мочекаменной болезни (конкремент) левой почки.
В период прохождения военной службы в связи с частичной мобилизацией Турсунов А.З. с 25 ноября по 8 декабря 2022 года находился на стационарном обследовании и лечении в неврологическом отделении филиала N 2 (г. Камышин) федерального государственного бюджетного учреждения "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации с диагнозом: Острая вертеброгенная люмбоишиалгия слева, мышечно-тонические нарушения, грыжа диска L5-S1, спондилоартроз L4-L5, лордосколиоз, искривление носовой перегородки, мочекаменная болезнь, конкремент левой почки.
Согласно выписному эпикризу из истории болезни N 2764 данного медицинского учреждения рекомендовано освободить Турсунова А.З. от служебных обязанностей на 6 суток. Как следует из объяснений административного истца, данных им в судебном заседании суда первой инстанции, рекомендации медицинского учреждения были выполнены и ему предоставлено освобождение от служебных обязанностей на указанный срок.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что административный истец как лицо, пребывающее в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, на момент призыва по мобилизации заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, а также право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации не имел, соответствовал критериям лиц, подлежащих мобилизации, что подтверждается материалами дела.
Мнение автора жалобы о том, что врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию категории годности граждан к военной службе, мог дать заключение о такой годности Турсунова А.З. только на основании проведенного медицинского освидетельствования, которое в отношении административного истца не было проведено, основано на неверном толковании норм действующего законодательства, ввиду чего его следует признать необоснованным, поскольку такое медицинское освидетельствование проводится в отношении граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, к которым административный истец не относится.
Поэтому, как верно указал суд первой инстанции, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию, обоснованно установилкатегории годности Турсунова А.З. к военной службе при призыве по мобилизации, в том числе по категории "Б", в соответствии с п. 2 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных Турсуновым А.З. требований, так как оснований для признания решения призывной комиссии по мобилизации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 28 сентября 2022г.(протокол N 7) не имеется.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 18января 2023года по административному исковому заявлению Турсунова Азиза Зайналиевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.