Апелляционное определение СК по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда от 25 апреля 2023 г. по делу N 33-421/2023
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Шиловой Г.С. и представителя ответчика Маслаковой О.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5/2023 по апелляционной жалобе представителя ответчика Тоняна А.С. на решение "данные изъяты" гарнизонного военного суда от 8 февраля 2023 г, которым удовлетворён иск Апостоловой Николетты Викторовны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) о выплате пособия "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, объяснения представителя ответчика в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Апостолова обратилась в суд с иском, в котором указала, что работает по трудовому договору "данные изъяты" Трудовые отношения и социальные гарантии гражданскому персоналу воинской части установлены в соответствии с законодательством страны пребывания. Ввиду отсутствия по месту "данные изъяты" территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), "данные изъяты" состоит на учёте в ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - по месту регистрации ФКУ "Объединённое стратегическое командование Западного военного округа".
В связи с рождением "данные изъяты". Вместе с тем выплата ежемесячного пособия по уходу за ребёнком ответчиком ей не производится, поскольку, как ей пояснили по месту работы, программное обеспечение ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не предусматривает возможность передачи работодателем страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по уходу за ребёнком, в соответствии с порядком назначения и выплаты его, предусмотренным законодательством Республики "данные изъяты".
Выплата названного пособия за период с 30 августа по 31 декабря 2021 г. произведена ей на основании решения "данные изъяты" гарнизонного военного суда.
Полагая, что отсутствие механизма передачи сведений работодателем в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты пособия по уходу за ребёнком работнику из числа гражданского персонала "данные изъяты", дислоцирующейся "данные изъяты", не может служить основанием для нарушения права работника на получение данного пособия, и со стороны ответчика допущено бездействие, выразившееся в нарушении срока выплаты пособия, Апостолова в иске просила обязать ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области перечислить ей на расчётный счёт денежные средства в размере 69 126, 24 руб. в качестве ежемесячного пособия по уходу за ребёнком за период с 1 января по 31 декабря 2022 г.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
На решение суда представителем ответчика подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить судебное постановление.
В обоснование жалобы указывает, что к спорным правоотношениям не подлежат применению Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики "данные изъяты" о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики "данные изъяты", работающих за пределами границ своих государств (заключено в г. Москве 27 мая 1993 г.) и Соглашение стран СНГ от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов", которыми руководствовался суд первой инстанции. По мнению автора жалобы, первое соглашение применяется в отношении трудовых мигрантов, к которым истец не относится, а второе - не регулирует вопросы предоставления страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством, поскольку указанный вид обязательного страхования не отнесён к государственной социальной помощи и финансируется не из государственного бюджета, а из бюджета Фонда.
Указывает, что работодатель истца, фактически находящийся в "данные изъяты", ввиду отсутствия по месту дислокации "данные изъяты" территориальных органов Фонда состоит на учёте в ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Суд, руководствуясь нормативными правовыми актами Республики "данные изъяты", не учёл, что они не предусматривают обязанность по уплате работодателем в Фонд страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а поэтому и не исследовал вопрос о праве истца на получение пособия в объёмах, предусмотренных законодательством иного государства.
Со ссылкой на Федеральные законы от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отмечает, что одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности обеспечения соответствующими средствами. Работодатель истца в 2021 и 2022 годах уплачивал страховые взносы за гражданский персонал, застрахованный по законодательству Российской Федерации по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Поэтому суду необходимо было исследовать вопрос о том, не имеется ли в данном случае превышения объёмов взыскиваемых в пользу истца сумм перед объёмом уплаченных страхователем в Фонд взносов.
Полагает, что при определении состава сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты истцу пособия, порядка их направления страхователем в территориальный орган Фонда и условий выплаты пособия следует руководствоваться нормами российского законодательства, которые не содержат указания на право страхователя передавать в отделение информацию о пособии, исчисленном в порядке, установленном законодательством другого государства, и обязанность Фонда в лице территориальных отделений принимать такие сведения и выплачивать на их основании страховое обеспечение. Поэтому Апостолова, являющаяся застрахованным лицом по законодательству Российской Федерации, имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в размерах и за период, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, и в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
Считает, что суд необоснованно принял во внимание условия коллективного договора "данные изъяты", изложенные в пункте 3.5.7, поскольку они, по мнению автора жалобы, нарушают право работников на установление для них наилучших условий труда и социальных гарантий. Суду надлежало руководствоваться пунктом 55 Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом "данные изъяты" России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020-2022 годы, согласно которому командиры "данные изъяты" совместно с выборными профсоюзными органами через органы Фонда обеспечивают лицам гражданского персонала выплату пособий по социальному страхованию и предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из копий паспорта Апостоловой, индивидуального трудового договора от 16 сентября 2019 г. N 289 и трудовой книжки установлено, что истец является гражданином Российской Федерации и работает в должности "данные изъяты".
Приказом Министра обороны РФ от 29 декабря 2012 г. N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации" определено, что командиры (руководители) воинских частей (организаций) (за исключением командиров (руководителей) воинских частей (организаций), входящих в состав соединений и им равных) в отношении работников подчинённых воинских частей (организаций) являются представителями Министерства обороны РФ, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации.
Этим же нормативным правовым актом предписано заключать с работниками воинских частей (организаций) трудовые договоры о работе в воинских частях (организациях), "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Из копии коллективного договора на 2020-2022 годы "данные изъяты" и включает обязательства работодателя, в том числе по вопросам выплаты пособий. Работодатель обязуется осуществлять выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет в соответствии с законодательством "данные изъяты"
Из копии трудового договора от 16 сентября 2019 г. видно, что работодатель - "данные изъяты" и Апостолова (ранее Царенко) при заключении трудового договора руководствовались положениями трудового законодательства Республики "данные изъяты". Работник имеет право на социальное страхование работника в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Республики "данные изъяты", а работодатель обязан осуществлять обязательное социальное и медицинское страхование работников в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Выплата социальных пособий производится согласно действующему законодательству и коллективному договору (пункты 2.2.1, 2.2.8, 2.2.10, 2.4.11, 3.3).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Как следует из письменных объяснений ответчика и представителя командира войсковой части N, а также доводов апелляционной жалобы, ввиду отсутствия по месту дислокации "данные изъяты" территориальных органов Фонда, она состоит на учёте в ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и гражданский персонал воинской части в соответствии со статьёй 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" относится к категории застрахованных лиц.
Судом установлено, что в связи с рождением у Апостоловой 16 июня 2021 г. ребёнка приказом командира войсковой части "данные изъяты" от 31 августа 2021 г. N 161 ей предоставлен отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет с 30 августа 2021 г. по 16 июня 2024 г.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и части 1 статьи 1.4 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ежемесячное пособие по уходу за ребёнком является одни из видов страхового обеспечения.
Исходя из положений статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребёнком осуществляется страховщиком. Основанием для назначения и выплаты названного пособия лицам, работающим по трудовым договорам, является заявление застрахованного лица о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, которое подаётся страхователю одновременно с заявлением застрахованного лица о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
Порядок и условия представления страхователем в электронной форме сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, устанавливаются страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форматы представления страхователем в электронной форме указанных сведений и документов устанавливаются страховщиком.
Согласно статье 4 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счёт средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Исходя из положений статьи 1.2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это денежные средства, формируемые за счёт уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что в 2021 и 2022 годах работодатель истца уплачивал страховые взносы за гражданский персонал, застрахованный по законодательству Российской Федерации по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Вместе с тем судом установлено, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребёнком за период с 30 августа по 31 декабря 2021 г. произведена истцу только на основании вступившего в законную силу решения 80 гарнизонного военного суда от 18 февраля 2022 г, а выплата пособия за период с 1 января по 31 декабря 2022 г. до настоящего времени ответчиком ей не произведена.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Страны, входящие в Содружество Независимых Государств (в том числе Республика "данные изъяты" и Российская Федерация), 9 сентября 1994 г. подписали Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов.
Согласно части второй статьи 3 названного Соглашения социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счёт средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований.
Как следует из положений статьей 5, 18 Закона Республики "данные изъяты" от 22 июля 2004 г. N 289 "О пособиях по временной нетрудоспособности и других пособиях социального страхования", пособие по воспитанию ребёнка до достижения им возраста трёх лет является одним из видов социального страхования, на которое имеют право застрахованные лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по воспитанию ребёнка до достижения им возраста трёх лет определяется Положением о порядке назначения и выплаты пособий семьям с детьми, утверждённым постановлением Правительства Республики Молдова от 15 ноября 2002 г. N 1478.
Приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что у Апостоловой возникло право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в соответствии с порядком назначения и выплаты, предусмотренным законодательством страны пребывания, как это определено правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения гражданского персонала воинских частей, находящихся за пределами территории Российской Федерации. Однако ответчиком, на которого статьёй 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" возложена обязанность по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, указанное пособие истцу за период с 1 января по 31 декабря 2022 г. не выплачено.
Вопреки доводам жалобы, несогласие ответчика с установлением "данные изъяты" социальных гарантий в соответствии с законодательством страны "данные изъяты" в силу природы и предназначения обязательного социального страхования не должно препятствовать реализации истцом права на своевременное получение пособия по уходу за ребёнком.
Из обжалуемого судебного постановления следует, что суд принял во внимание расчёт подлежащих взысканию с ответчика денежных средств, представленный Апостоловой, произведённый бухгалтером "данные изъяты", который в силу статьи 56 ГПК РФ не опровергнут ответчиком иными средствами доказывания.
Утверждение автора жалобы о том, что условия коллективного договора "данные изъяты" нарушают право работников на установление для них наилучших условий труда и социальных гарантий, не может быть принято во внимание, поскольку вопрос о законности коллективного договора не являлся предметом спора по данному делу.
Таким образом, поскольку установлено, что имеет место нарушение права истца на социальное обеспечение, гарантированное ему Конституцией Российской Федерации и законом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по выплате истцу денежных средств.
При таких данных, учитывая, что апелляционная жалоба не содержит указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, которые могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение по существу является правильным, а апелляционная жалоба представителя ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение "данные изъяты" гарнизонного военного суда от 8 февраля 2023 г. по иску Апостоловой Николетты Викторовны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25 апреля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.