Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Игушева Е. В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года по административному делу N 2а-397/2022 по административному исковому заявлению Игушева Е. В. к УФСИН России по Республике, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Игушев Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике о признании незаконными бездействия, выразившегося в необеспечении условий его содержания при нахождении в ПКТ, камерах ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с 06 апреля по 21 июля 2021 года, присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 212000 рублей. В обоснование требований указал, что в указанный период условия его содержания являлись ненадлежащими: в камерах отсутствовала приточно- вытяжная вентиляция, в том числе в туалете, туалет не изолирован, не оборудован системой смыва, вместо унитаза установлена чаша "генуа", стены помещения обшарпаны, полы представляют собой листы фанеры на бетонной стяжке без воздушной подушки. В помещении ПКТ на окнах установлены решетки, механизм открывания окна сломан, окна расположены на высоте 180 см, естественный свет в помещение не попадает, искусственное освещение не отвечает установленным требованиям. Столы и сидения выполнены с нарушением установленных требований, по краям торчат железные уголки. В камере осуществляется постоянное видеонаблюдение. В помещении бани блока ШИЗО/ПКТ отсутствуют перегородки между лейками. В помещении ПКТ не разрешается пользоваться дезодорантом. При помещении его в камеру ШИЗО N 12 площадь помещения, приходящаяся на каждого, не была соблюдена. Прогулочные дворы ШИЗО/ПКТ также не соответствуют установленным требованиям по основанию отсутствия пола и дренажной системы, и, как следствие, оттока атмосферных осадков, указывает на то, что небо закрыто сеткой-рабицей, большим количеством решеток, солнечный свет во дворы не поступает.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право на присуждение за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно положениям статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно подпункту 6 пункта 3 названного Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия особенно на квадратуру этих помещений, на минимальную их площадь; на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил).
Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12); банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате (пункт 13); от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентированы статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой норма жилой площади в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В соответствии с частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, в силу пункта 16 которого осуждённые обязаны выполнять требования законов и настоящих Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, в соответствии с пунктом 126 которых в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно- гигиенических и противоэпидемических норм и требований.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр утверждён Свод Правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования".
В силу пунктов 14.3.7, 14.3.8 указанного Свода правил, оборудование, оснащение мебелью и инвентарем помещений общежитий с различными условиями отбывания наказания осужденных в исправительном учреждении, равно как и помещений ШИЗО, ПКТ следует предусматривать согласно приложению А и требованиям ведомственных нормативных актов, регламентирующих оснащение соответствующих объектов ФСИН.
Согласно установленным нормам обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы изложенным в приложении N 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и оборудования учреждений, и предметов исполняющих сроков эксплуатации мебели, инвентаря, хозяйственного обихода (имущества) для уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы" камера ПКТ обеспечивается откидной металлической кроватью, тумбочкой из расчета 1 на 2 человек, столом для приема пищи и скамейкой по длине стола, баком для питьевой воды.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 сентября 2006 года N 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, которое в соответствии иными нормативными правовыми актами пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания установлены требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно- технических средств охраны и надзора, и распространяется, в том исправительные колонии (пункт 2).
Оценивая выводы суда первой инстанции, отражённые в оспариваемом решении суда, и не находя оснований не согласиться с ними, поскольку они подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, судебная коллегия исходит из следующего.
Судом установлено, что Игушев Е.В. отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с 19 февраля 2010 года по настоящее время.
Постановлением должностного лица исправительного учреждения на административного истца наложена мера взыскания с переводом Игушева Е.В. в помещение камерного типа на 3 месяца.
Согласно сведениям ответчика в ПКТ Игушев Е.В. находился в период с 06 апреля 2021 года по 21 июля 2021 года (камера N20). 02 июня 2021 года в период нахождения в ПКТ к Игушеву Е.В. была применена мера взыскания в виде выдворения в ШИЗО на 15 суток. В период с 02 по 17 июня 2021 года он находился в камере N 12, площадью 5 кв.м, камере N 5 - площадью 10, 8 кв.м. Камеры ШИЗО рассчитаны на 2 человек, в камере ПКТ N 20, площадью 15, 8 кв.м, предусмотрено размещение 4 человек.
На территории ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми расположены 3 общежития осужденных с локальными участками, столовая и ПТУ (отряд СУОН) с локальным ограждением, медчасть с локальным ограждением, ШИЗО и ПКТ с прогулочным двором, нежилые помещения, баня.
В состав здания ШИЗО-ПКТ входит 19 камер, для нужд ШИЗО отведено 16 камер с 1 по 16, для нужд ПКТ - 3 камеры, с 17 по 19.
Судом установлено, что вытяжная вентиляция в камере ПКТ N 20 с механическим побуждением, обустроена в соответствии с требованиями СП 308.1325800.2017 с естественным притоком воздуха. В условиях камеры предусмотрена возможность проветривания помещения естественным способом через окно. Существующая вентиляция обеспечивает достаточный уровень воздухообмена.
В камере функционирует рабочее (дневное) и дежурное (ночное) освещение, а также освещение изолированной санитарной кабины. В Указанной камере ПКТ для рабочего освещения в соответствии со Сводом правил на потолке установлены светодиодные светильники в антивандальном исполнении. Для дежурного (ночного) освещения светильники установлены в нише над дверью. Уровень освещенности соответствует требованиям СанПиН.
В целом, в здании ШИЗО/ПКТ функционирует вытяжная вентиляция с механическим побуждением, а также естественная через регулируемые оконные форточки. Освещенность камер ШИЗО/ПКТ соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к освещению для данной категории помещений. Освещенность обеспечена установкой светодиодных светильников в антивандальном исполнении и естественное через оконные проемы.
Санитарно-гигиеническое состояние здания ШИЗО/ПКТ находится в удовлетворительном состоянии. В здании ШИЗО/ПКТ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми функционирует централизованная канализация, к каждому санитарному прибору (чаша Генуа, умывальник) подведен трубопровод центрального водоснабжения. Смыв производится водой под давлением путем открывания запорного устройства. Расположение санитарных узлов в камерах ШИЗО/ПКТ обеспечивает необходимую степень изолированности, при использовании обеспечивает необходимую степень приватности. Помещения туалета выполнены как запираемые кабинки с дверью, стены кирпичные или деревянные сплошного заполнения, дверь деревянная обшитая древесно-волокнистой плитой.
Камера N 20 ПКТ ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми оборудована мебелью в соответствии с положениями Приказа N 512. Камера оборудована металлическими откидными кроватями из расчет 1 кровать на каждого, тумбочкой, рассчитанной на двух лиц, столами для приема пищи и скамейками (по 2 скамейки у каждого стола), настенным шкафом для хранения продуктов питания (1 ячейка на 1 человека), баком для питьевой воды, подставкой под бак для питьевой воды, настенной вешалкой для верней одежды, умывальником, громкоговорителем. В камере у осужденных имеется возможность хранить туалетные принадлежности на полке. Стол и скамейки выполнены в соответствии с установленными требованиями: каркас из металлического уголка, заполнение из дерева.
С учётом требований Свода Правил с внутренней стороны на оконных проемах камер установлены отсекающие оконные решетки, установка которых отвечает нормам действующего законодательства.
Камеры ШИЗО-ПКТ находятся в удовлетворительном состоянии, обеспечены достаточным искусственным освещением, параметры микроклимата соответствуют гигиеническим требованиям.
Для помывки осужденных содержащихся в камерах ШИЗО и ПКТ оборудована душевая. В душевой установлено 6 леек, все находятся в исправном состоянии. Перегородки в душе отсутствуют, их установка законодательством не предусмотрена.
Указанные обстоятельства подтверждаются актами ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России.
Так согласно акту ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России N 17 от 10- 19 марта 2021 года в 2020 году санитарные узлы во всех помещениях и камерах подключены к системе горячего водоснабжения. Жилые помещения в общежитиях отрядов, карантина, камер ПКТ, обеспечены питьевыми бачками. В помывочной функционирует 6 душевых леек. Механическая вентиляция, работающая на вытяжку. Всё в исправном состоянии.
В помещениях ШИЗО/ПКТ на период проверки практически во всех камерах, за исключением камеры N 2, отделка поверхности стен имеет дефекты. В камерах предусмотрена естественная приточная вентиляция (через форточки в оконных проемах) и вытяжная - с механическим побуждением, осуществляемая через вентиляционные отверстия над дверными проемами камер. Санитарный узел в камерах оборудован напольными унитазами и металлическими раковинами, изготовленными в учреждении. Туалетные комнаты разделены полноразмерными перегородками до потолка и дверными полотнами высотой 1, 5 м, обеспечивающими необходимую степень приватности.
Согласно установленным надзорным органом обстоятельствам, специалистами МСЧ - 11 установлены удовлетворительные параметры микроклимата (температура, влажность, освещенность) в том числе, в камерах блока ШИЗО/ГЖТ, наличие естественной вентиляции в них соответствует санитарным нормам.
Исходя из площади камер ШИЗО, ПКТ в которых содержался Игушев Е.В, и количества содержащихся в них лиц, нарушений требований части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части соблюдения площади, приходящейся на каждого осужденного, допущено не было.
Судом установлено, что в здании ШИЗО/ПКТ имеется 4 прогулочных двора. Пол, стены, навес выполнены в соответствии с установленными требованиями Свода правил.
В прогулочных дворах ШИЗО/ПКТ согласно пункту 17.5 Свода правил для защиты атмосферных осадков предусмотрен козырек (навес) с выносом его на 1, 5 м внутрь двора с учетом обеспечения полного обзора прогулочного двора. В каждом прогулочном дворе установлены скамейки.
Полы в прогулочных дворах здания ШИЗО/ПКТ выполнены с учётом требований Свода Правил. Подстилающие слои полов в прогулочных дворах выполнены из бетона толщиной не менее 100 мм. Водоотводные устройства (канавки) имеются.
По сведениям ответчика в том случае, когда сильные атмосферные осадки (ливневый дождь), при которых имеющиеся водоотводные устройства могут не справиться с отводом атмосферных осадков, прогулка осужденным предоставляется позже, без нарушения прав последних на прогулку.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, руководствуясь положениями статьи 55 Конституции Российской Федерации, статей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15 июля 1995 года N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерство юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189, Приказом Минюста России от 04 сентября 2006 года N 279, которым утверждены Наставления по оборудованию инженерно- техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, пришёл к выводу, что требования закона административными ответчиками в отношении Игушева Е.В. соблюдались, обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении в отношении Игушева Е.В, нарушении административными ответчиками его прав и свобод, включая право на уважение достоинства личности, гарантированное статьёй 21 Конституции Российской Федерации и статьёй 3 Конвенции о защите основных прав и свобод, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, поэтому не всякие ссылки административного истца на подобные лишения и ограничения объективируются в утверждение о том, что он подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства. При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность (неоднократность) такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми, проверяя законность и обоснованность принятого решения суда, согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что условия содержания административного истца в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период нахождения его в ПКТ и ШИЗО в обозначенные им в иске периоды, соответствовали требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статей 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на нормах действующего законодательства с учетом разъяснений высшей судебной инстанции Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лип должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Таким образом, право на компенсацию за нарушение условий содержания в местах лишения свободы возникает только в случае существенных нарушений условий содержания, посягающих на права лишенных свободы лиц.
Действительно, Игушев Е.В. неоднократно обращался в органы прокуратуры с жалобами на условия содержания.
По итогам изучения представленных в материалы дела жалоб административного истца в прокуратуру, представленных ответов, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что нарушений, о которых в обоснование заявленных требований указывает истец, при наличии которых у истца возникло бы право на денежную компенсацию, не установлено.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года по административному исковому заявлению Игушева Е. В. к УФСИН России по Республике, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, оставить без изменения, кассационную жалобу Игушева Е. В. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.