Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Кулешовой Е.А, Судей: Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 5932/2022 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия к Карельской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об оспаривании постановлений.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав возражения представителя прокуратуры Республике Карелия Леонтьева С.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что при проведении проверки Карельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установилнарушения при вынесении постановлений начальником ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия в отношении Лупашова Д.О. о применении меры взыскания в виде водворения в карцер на срок 7 суток и в отношении Мельникова И.А. о применении меры взыскания в виде водворения в карцер на срок 3 суток. Основанием для таких выводов послужило то, что в постановлении в отношении Лупашова Д.О. не указаны положения законодательства, которые им были нарушены, ранее осужденный не имел каких-либо взысканий, поэтому применённое взыскание является чрезмерно строгим. В постановлении в отношении Мельникова А.И, по мнению прокурора, не указаны, какие законные требования предъявлялись к нему, которые он нарушил, то есть, не описан состав нарушения.
Не согласившись с вынесенными Карельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях постановлениями от 03.06.2022, административный истец просил суд признать данные постановления незаконными и отменить.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 ноября 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 06 февраля 2023 года, руководитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 02 сентября 2022 года, представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Лупашов Д.О. и Мельников И.А. находились под стражей в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора ФКУ ИК- 9 УФСИН России по Республике Карелия, на основании постановлений суда.
Указанные лица являлись подозреваемыми, обвиняемыми, содержащимися под стражей.
04 марта 2022 года на основании постановления начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия к Лупашову Д.О. была применена мера взыскания в виде водворения в карцер на срок 7 суток за нарушение, выразившееся в том, что 03 марта 2022 года в 08 час. 43 мин, при проведении полного личного обыска у осужденного, были обнаружены и изъяты медикаменты в виде таблеток в количестве трех с половиной штук. Соответствующего разрешения на хранение и использование данных медикаментов у Лупашова Д.О. не имелось.
29 марта 2022 года к Мельникову И.А. на основании постановления начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия была применена мера взыскания в виде водворения в карцер на срок 3 суток за нарушение, выразившееся в том, что 16 марта 2022 года в 06 час. 06 мин. он отказался выполнять законные требования администрации учреждения, в связи с чем, к обвиняемому Мельникову И.А. была применена физическая сила и специальные средства - наручники. Своими действиями обвиняемый Мельников И.А. допустил нарушение ст. 36 Федерального закона от 15.07.1995 N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", п. 1 Приложения 1 ПВР СИЗО, утвержденных Приказом N 189 от 14.10.2005.
При проведении проверки Карельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях усмотрел нарушения при вынесении постановлений от 04 марта 2022 года и 29 марта 2022 года в связи с тем, что в постановлении в отношении Лупашова Д.О. не указаны положения законодательства, которые им были нарушены, ранее осужденный не имел каких-либо взысканий, в связи с чем, применённое взыскание является чрезмерно строгим, а в постановлении в отношении Мельникова А.И, по мнению прокурора, не указано, какие законные требования предъявлялись к нему, которые он нарушил, то есть не описан состав нарушения.
Постановлениями Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 03 июня 2022 года оспариваемые постановления начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия в отношении Лупашова Д.О. и Мельникова И.А. отменены.
Не согласившись с действиями административного ответчика, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия обратилось в суд с административным иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что в обоих постановлениях о водворении лиц, заключенных под стражу, в карцер имеются существенные недостатки, выразившиеся в не описании состава нарушения, кроме того, к Лупашову Д.О. применено несоизмеримо строгое наказание за допущенные нарушения, при применении наказания не учитывался тот факт, что ранее медицинские препараты ему были назначены врачом, при этом обнаруженное количество лекарственных препаратов было незначительным.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
На основании ст. 27 Федерального закона N 2202-1 органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений.
Условия и порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также в действовавших в спорный период Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189.
Согласно ст. 36 Федерального закона N 103 - ФЗ подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка (п.1); выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей (п. 2).
В соответствии с п.п. 1, 3 Приложения N 1 "Правила поведения подозреваемых и обвиняемых" к ПВР N 189 подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны, в том числе, соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом N 103 - ФЗ и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; выполнять законные требования администрации СИЗО; после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до отбоя, запрещается принимать лекарственные препараты без предписания врача СИЗО, иметь их в камере больше, чем выдано на один день, за исключением случаев, когда имеется иное предписание врача СИЗО.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона N 103 - ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор: водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а "данные изъяты" подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.
В силу ст. 39 Федерального закона N 103 - ФЗ взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.
До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.
Порядок водворения в карцер установлен ст. 40 Федерального закона N 103 - ФЗ. Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных ст. 38 настоящего Федерального закона. Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере. Начальник места содержания под стражей имеет право отсрочить исполнение взыскания в виде водворения в карцер, сократить срок содержания в карцере либо досрочно освободить подозреваемого или обвиняемого из карцера с учетом медицинских показаний или по иным основаниям. Если подозреваемый или обвиняемый в период отсрочки не совершил нового нарушения, он может быть освобожден от взыскания.
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 33 Федерального закона N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что, принимая постановление в отношении Мельникова И.А. о водворении в карцер на срок 3 суток, врио начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия указал на допущенное Мельниковым И.А. нарушение ст. 36 Федерального закона от 15.07.1995 N 103 - ФЗ, а также п. 1 Приложения 1 ПВР СИЗО, утвержденных приказом N 189 от 14.10.2005, а именно - отказ выполнить законные требования администрации учреждения.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. ст. 39, 40 Федерального закона N 103 - ФЗ, административным истцом в постановлении от 29.03.2022 не указаны основания для водворения Мельникова И.А. в карцер, а именно существо действий, его состав, повлекшие неповиновению законным требованиям сотрудников администрации исправительного учреждения, что и явилось основанием для отмены прокурором вышеуказанного постановления в отношении Мельникова И.А.
Кроме того, из постановления о применении в отношении Лупашова Д.О. меры взыскания в виде водворения в карцер на срок 7 суток за нарушение, выразившееся в том, что при проведении личного обыска у осужденного были обнаружены и изъяты медикаменты в виде таблеток, также усматривается, что в нарушение требований ст. ст. 39, 40 Федерального закона N 103 - ФЗ должностным лицом исправительного учреждения в постановлении от 04 марта 2022 года существо нарушения, то есть его состав не описан, а также наказание в виде водворения в карцер на срок 7 суток является несоразмерно строгим, поскольку у Лупашова Д.О. взысканий ранее не имелось, что следует из имеющейся в материалах дела справки о поощрениях и взысканиях от 03 марта 2022 года.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов о правомерности действий прокурора по отмене постановлений от 04 марта 2022 года и 29 марта 2022 года, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 5932/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 ноября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.