Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 октября 2022 года по административному делу N 2а-6951/2022 по административному исковому заявлению Вавиловой Н. М, действующей в защиту интересов "данные изъяты" "данные изъяты" к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить "данные изъяты" местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вавилова Н.М, действующая в интересах "данные изъяты" сына "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, в обоснование требований указав, что ребенок истца поставлен на учет для получения места в детском саду 02.09.2020 г. Истец просила предоставить "данные изъяты" место в детском саду в 2021-2022 учебном году, однако, по результатам комплектования образовательных учреждений на 2021-2022 учебный год место в муниципальном детском дошкольном учреждении "данные изъяты" не предоставлено. Указанное, по мнению административного истца, свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, который не представил доказательства принятия исчерпывающих мер по обеспечению ребенка административного истца возможностью получения дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении.
В связи с чем, административный истец просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, выразившееся в том, что "данные изъяты" ребенок истца не обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении, находящемся в доступной близости от его места проживания;
- обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области создать и предоставить "данные изъяты" Вавилову И.Д. ДД.ММ.ГГГГ. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, место в группе полного дня в МДОБУ "ДСКВ N61 "Медвежий стан".
В качестве заинтересованного лица судом к участию в деле был привлечен Комитет по образованию администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 октября 2022 года, суд признал незаконным бездействие администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, выразившееся в необеспечении "данные изъяты" "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ рождения местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Суд обязал администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить "данные изъяты" "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ рождения местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня (10, 5 - 12 часового пребывания) по месту регистрации "данные изъяты" "данные изъяты".
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 3 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Как предусмотрено ст. 5 указанного закона, право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В соответствии со статьей 9 частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
Как предусмотрено положениями ст. 67 Закона об образовании, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Как следует из материалов дела, согласно данным автоматизированной информационной системы ребенок истца состоит на учете с 02.09.2020 г. в МД ОБУ "ДСКВ N61 "Медвежий стан" в возрастной категории от одного до двух лет на 2021 -2022 учебный год с учетом планового комплектования.
14.01.2022 г. Вавилова Н.М. обратилась в Комитет по образованию администрации МО "Всеволожский муниципальный район" с письменным заявлением, в котором просила устранить нарушение прав ребенка и предоставить "данные изъяты" сыну с сентября 2022 года место в МДОБУ "ДСКВ N61 "Медвежий стан".
В материалах дела имеется письмо Комитета по образованию администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 09.02.2022 г, в ответ на обращение родителя Вавиловой Н.М, согласно которому вопрос о зачислении "данные изъяты" "данные изъяты". будет рассмотрен в период планового комплектования образовательных учреждений на 2022-2023 учебный год (л.д. 18-21).
Также, в материалах дела имеются возражения Комитета по образованию администрации МО "Всеволожский муниципальный район" в которых Комитет сослался на то, что принцип очередности в комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений, предусмотренный административным регламентом, не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, внесение изменений в формирование очереди повлечет за собой нарушение прав детей, родители которых обладают правом внеочередного или первоочередного зачисления, а также нарушение прав детей, родители которых подали заявление на постановку на учет раньше истца. Также указал, что существуют альтернативные меры для семей, дети которых не обеспечены местом в образовательном учреждении, которыми административный истец может воспользоваться (л.д. 72-77).
Удовлетворяя требования административного истца, суд правомерно исходил из того, что материалами дела подтверждено достижение ребенком истца требуемого возраста, ребенок был поставлен на очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, истец обратился в уполномоченный орган, просил предоставить место "данные изъяты" в 2021-2022 учебном году, соответственно, имелись основания для получения места в детском дошкольном учреждении, в связи с этим, у администрации МО Всеволожский муниципальный район возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Однако, на момент подачи административного иска и принятия судом первой инстанции решения по делу, мер к устройству ребенка в дошкольном образовательном учреждении уполномоченным органом предпринято не было, направление не выдано.
В силу положений ч.3, 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации", правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч.4 указанной статьи).
Как уже было указано выше, согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.08.2013 г. N08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.
"данные изъяты". зарегистрирован совместно с матерью в "адрес".
Сведений о том, что административному истцу были предложены свободные места в других детских дошкольных учреждениях в "адрес", материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административные исковые требования частично и обязал администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить "данные изъяты" Вавилову И.Д. место в муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении по месту регистрации "данные изъяты".
Судебной коллегией по административным делам Ленинградского областного суда правильно отвергнут довод о том, что желаемая дата зачисления "данные изъяты" "данные изъяты". в детское дошкольное учреждение - 01.09.2022 г, на момент подачи иска еще не наступила, в связи со следующим.
В письме Комитета по образованию от 09.02.2022 г. указано, что ребенок стоит на учете в возрастной категории от одного до двух лет на 2021-2022 учебный год (л.д. 19). Соответственно, ребенку административного истца должно быть предложено место в детском образовательном дошкольном учреждении начиная с 01.09.2021 года. Не получив приглашения в детское дошкольное учреждение, административный истец Вавилова Н.М. 14.01.2022 г. обратилась с письмом в Комитет по образованию для предоставления "данные изъяты" места. Согласно ответу Комитета по образованию от 09.02.2022 г, на 2021-2022 учебный год комплектование групп закончилось, свободные места отсутствуют, в учреждении, указанном в заявке, группы до двух лет отсутствуют. При этом иное учреждение, соответствующее критериям доступности от места проживания "данные изъяты" ребенка административного истца не было предложено.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 октября 2022 года по административному исковому заявлению Вавиловой Н. М, действующей в защиту интересов "данные изъяты" "данные изъяты" к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить "данные изъяты" местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.