Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе местной администрации муниципального образования "Горбунковское сельское поселение" Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 ноября 2022 года по административному делу N 2а-1408/2022 по административному исковому заявлению местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об оспаривании постановления администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 11 октября 2021 года N 1776/21.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя местной администрации МО "Горбунковское сельское поселение" Ломоносовского муниципального района Ленинградской области - Елисеевой М.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области - Ивановой В.А, муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
местная администрация муниципального образования "Горбунковское сельское поселение" Ломоносовского муниципального района Ленинградской области обратились к Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об оспаривании постановления администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 11 октября 2021 года N 1776/21 об отказе от права муниципальной собственности МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на земельные участки с кадастровыми номерами: N:3 125, N.
Уточнив исковые требования, административный истец, просил суд признать незаконным и отменить пункт 1 постановления администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 11 октября 2021 года N 1776/21.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11 августа 2022 года заявленные местной администрацией МО "Горбунковское сельское поселение" Ломоносовского муниципального района Ленинградской области требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 ноября 2022 года решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11 августа 2022 года отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В кассационной жалобе местной администрации МО "Горбунковское сельское поселение" Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, поданной 25 января 2023 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 7 февраля 2023 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 ноября 2022 года в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, оставив в силе решение Ломоносовского районного суда Ломоносовской области от 11 августа 2022 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера, по мнению судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, были допущены судом апелляционной инстанции.
Материалами дела установлено, что распоряжением Правительства Ленинградской области от 5 февраля 2019 года N 51-р, в соответствии с частью 5 статьи 196 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальную собственность Ломоносовского муниципального района на праве собственности безвозмездно был передан согласно перечню, в том числе, земельный участок (массив) с кадастровым номером N, общей площадью 213822 кв.м. (т.1 л.д. 201-203).
Судом первой инстанции также установлено и сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером N выделен в рамках реализации Областного закона Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области".
Право собственности Ломоносовского муниципального района на указанный земельный участок зарегистрировано 18 марта 2019 года.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации района был осуществлен комплекс мероприятий для формирования земельных участков, постановки их на государственный кадастровый учет в целях дальнейшего предоставления в собственность гражданам в рамках реализации Областного закона Ленинградской области "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области".
В декабре 2020 года постановлениями администрации гражданам были предоставлены земельные участки в собственность бесплатно.
В ходе раздела земельных участков были образованы, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами N, право собственности на которые зарегистрированы за муниципальным образованием Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области 28 сентября 2021 года.
11 октября 2021 года администрацией Ломоносовского муниципального района Ленинградской области вынесено постановление N 1776/21 "Об отказе от права муниципальной собственности МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на земельные участки с кадастровыми номерами N, предоставив их местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение, в целях обеспечения их объектами транспортном инфраструктуры в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков параметрами планируемого строительства систем транспортного обслуживания необходимого для развития данной территории".
Постановлением администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 11 февраля 2022 года N 273/22 внесены изменения в постановление от 11 октября 2021 года N 1776/21 - исключен пункт 2, которым земельные участки предоставлены местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение в собственность (т.1 л.д. 115).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами: N являются дорогой, данные земельные участки административным ответчиком в части создания и организации дорог, не обустроены.
Разрешая административное дело и удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О, исходил из того, что если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность. Между тем, административным ответчиком, в соответствии с требованиями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено суду доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достоверности, подтверждающих наличие каких-либо договоренностей с административным истцом в части создания и организации дорожной инфраструктуры на земельных участках с кадастровыми номерами N.
Отменяя решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда исходила из того, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе имеют право распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований. По смыслу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, если это не нарушает охраняемые законом интересы других лиц. При этом на основании статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Суд апелляционной инстанции также указал, что в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, относящиеся к дорожной деятельности.
Кроме того суд апелляционной инстанции исходил из того, что юридически значимым обстоятельством для признания незаконным решения по настоящему делу, является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом (в данном случае при принятии оспариваемого постановления), но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца..
Оценивая оспариваемое постановление административного ответчика, с учетом внесенных изменений, применительно к разрешению вопроса об его несоответствии закону или иному нормативному правовому акту, а также наличия установленного нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, с учетом, установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом ситуации вышеперечисленных условий и, как следствие, нарушения прав и законных интересов административного истца.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты, без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
В данном случае предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, с учетом доводов, приводимых административным истцом, судом апелляционной инстанции не выполнены, в связи с чем его выводы об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца, и, как следствие, отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит преждевременными.
Позиция административного истца - администрации МО "Горбунковское сельское поселение" Ломоносовского муниципального района Ленинградской области по существу спора сводится к тому, что в соответствии с пунктом 1.1. статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью в данном случае сельского поселения по месту расположения земельного участка. Отказываясь от права собственности на вышеуказанные земельные участки администрация Ломоносовского района необоснованно возлагает на Горбунковское сельское поселение обязанность по обеспечению земельных участков объектами транспортной инфраструктуры в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков параметрами планируемого строительства систем транспортного обслуживания, необходимого для развития данной территории, что безусловно накладывает определенные финансовые обязательства на МО Горбунковское сельское поселение.
Указанные доводы административного истца не получили по существу оценку судом апелляционной инстанции.
При этом юридически значимым обстоятельством для вывода о наличии либо отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца в данном деле является установление того, возлагает ли оспариваемое постановление от 11 октября 2021 года N 1776/21 (с учетом установленных действующим законодательством правовых последствий отказа от права собственности на земельный участок, а также с учетом обстоятельств передачи исходного земельного участка с кадастровым номером N 47:14:0302006:99 из собственности Ленинградской области в собственность Ломоносовского муниципального района, и положений статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом) на Горбунковское сельское поселение в лице его органов местного самоуправления какие-либо дополнительные обязанности (обязательства) по обеспечению необходимой инфраструктурой вышеуказанных земельных участков, помимо полномочий и обязанностей предусмотренных действующим законодательством.
С учетом указанного обстоятельства должна быть дана оценка и доводам административного истца о заведомо недобросовестном осуществлении гражданских прав (злоупотреблении правом) со стороны административного ответчика, выразившемся в фактическом отказе от принятых на себя при передаче исходного земельного участка в собственность района обязанностей (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем установление названных обстоятельств невозможно без исследования фактических обстоятельств дела, при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правом устанавливать новые обстоятельства по делу не наделен.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что судом апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 ноября 2022 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение в Ленинградский областной суд.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 ноября 2022 года отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об оспаривании постановления администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 11 октября 2021 года N 1776/21 направить на новое апелляционное рассмотрение в Ленинградский областной суд.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.