Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Баскакова А. Н. на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2022 года по административному делу N 2а-5000/2022 по административному исковому заявлению Баскакова А.Н. к Военному комиссариату городов Архангельск и Новодвинск, Приморского И Соловецкого районов Архангельской области, Федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Архангельской области", Военному комиссару Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Архангельской области" Севастей А. И, временно исполняющему обязанности Военного комиссара городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области Мельникову Федору Александровичу, Призывной комиссии по мобилизации граждан городского округа "Город Архангельск" об оспаривании решения о призыве на военную службу по мобилизации.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного истца Баскакова А.Н. адвоката Ревякина А.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" в соответствии с Федеральными законами от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в Российской Федерации с 21 сентября 2022 года объявлена частичная мобилизация.
17 октября 2022 года решением призывной комиссии по мобилизации городского округа "Город Архангельск" Баскаков А.Н. призван на военную службу по мобилизации.
Оспаривая правомерность указанного решения, 11 ноября 2022 года Баскаков А.Н. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области, Военному комиссариату городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области о признании его незаконным и отмене.
В обоснование требований указал, что призван на военную службу по мобилизации, несмотря на его указание о наличии многочисленных заболеваний и необходимости проведения комплексного медицинского обследования, какое-либо медицинское обследование его здоровья не проводилось. Считает оспариваемое решение незаконным, поскольку категория годности его к военной службе не определена, решение о призыве принято в отсутствие результатов проведенного в отношении него медицинского обследования, которое могло бы выявить заболевания, препятствующие прохождению военной службы.
Просил обязать призывную комиссию назначить и организовать проведение медицинского обследования состояния его здоровья в соответствии с действующим законодательством.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены врио военного комиссара городов Архангельск и Новодвинск, Приморского И Соловецкого районов Архангельской области Мельников Ф.А, ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области", Военный комиссар Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Архангельской области Севастей А.И.; в качестве заинтересованного лица - Прокуратура Архангельской области.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Октябрьский районный суд города Архангельска 9 января 2023 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 8 февраля 2023 года, Баскаков А.Н. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, на которых настаивает по мотивам, изложенным в административном иске.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13 февраля 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 26 февраля 1997 г..N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Положения "О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г..N 852, Методики по организации медицинских осмотров и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации, утвержденной Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации Р.
Цаликовым (от 25 сентября 2022 года N 161/1/14066дсп), Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719, оценив представленные доказательства в из совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что Баскаков А.Н. пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, права на отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную статьей 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 г..N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации N 664 от 24 сентября 2022 года "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации", не имеет, при этом имеет военно-учетную специальность, а также, что оспариваемое решение призывной комиссии по мобилизации городского округа "Город Архангельск" принято в пределах ее компетенции и с соблюдением установленного порядка, соответствует требованиям действующего законодательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, совокупность которых в данном деле судами не установлена.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет венную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" осуществлен призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.
Подпунктом "б" пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" установлены в период частичной мобилизации следующие основания увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, помимо прочего, признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев. Согласно пункту 2 указанной статьи отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 852 утверждено Положение "О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований", которое определяет порядок призыва граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (далее - призыв граждан по мобилизации), а также состав призывной комиссии по мобилизации граждан (далее - призывная комиссия по мобилизации) и функции, возлагаемые на нее в мирное время и в период мобилизации.
Из пунктов 24, 25, 26 вышеуказанного Положения следует, что призывная комиссия по мобилизации в период мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.
Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий но обеспечению этой работы.
Вышеприведённые требования нормативных правовых регламентирующих процедуру призыва граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу в период мобилизации, не предусматривают проведение медицинского освидетельствования или военно-врачебной комиссии в отношении граждан подлежащих мобилизации.
В целях организации медицинских осмотров и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации, Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации Р. Цаликовым утверждена соответствующая Методика (от 25 сентября 2022 года N 161/1/14066дсп).
Пунктом 1 указанной Методики установлено, что гражданам, призываемым на военную службу по мобилизации, в целях исключения у них инфекционных заболеваний, а также увечий, заболеваний, препятствующих призыву по мобилизации, проводится медицинский осмотр.
Всем призываемым (призванным) при прибытии на пункт сбора военного комиссариата (воинскую часть (организацию) Вооружённых Сил Российской Федерации (далее воинская часть) гражданам проводится термометрия, а также медицинский осмотр фельдшером (врачом- специалистом) в целях исключения острых инфекционных заболеваний (п.5).
Граждане, предъявившие жалобы на состояние здоровья и имеющие увечья, заболевания, по которым в соответствии с расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, в том числе временная, осматриваются врачом-специалистом.
Результаты медицинского осмотра гражданина, призываемого (призванного) на военную службу по мобилизации и предъявившего жалобы на состояние здоровья, заносятся в книгу учета медицинского осмотра граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации и предъявивших жалобы на состояние здоровья.
Как следует из материалов дела, Баскаков А.Н. состоит на воинском учете в военном комиссариате городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области с 19 июня 2001 года, имеет воинское звание - рядовой, 2-ая категория запаса, группа учета РА, состав - солдат; военно-учетная специальность - стрелок, годен к военной службе, категория годности "А", с 21 декабря 2001 года по 16 июня 2003 года принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике, имеет удостоверение ветерана боевых действий, 16 июня 2003 года уволен с военной службы, зачислен в запас Вооружённых Сил Российской Федерации, категория учета 1.
Указом Губернатора Архангельской области от 15 марта 2021 года N 34-у/дсп создана призывная комиссия по мобилизации граждан Архангельской области и призывных комиссиях по мобилизации граждан муниципальных районов, городских округов и муниципальных округов Архангельской области.
Повесткой призывной комиссии Баскаков А.Н. извещен о необходимости явиться 17 октября 2022 года на предварительный пункт сбора граждан, развернутый по адресу: г. Архангельск, ул. Ч. Лучинского, д. 1 по вопросу мобилизации.
Судами установлено, что 17 октября 2022 года на предварительном пункте сбора граждан Баскаков А.Н. был осмотрен фельдшером, ему была произведена термометрия, исключены на момент осмотра инфекционные заболевания, при этом собственноручной подписью в именном списке граждан, вызываемых на призывную комиссию по мобилизации, Баскаков А.Н. подтвердил отсутствие жалоб на состояние здоровья.
Согласно представленной в суд копии книги учета медицинского осмотра граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации и предъявивших жалобы на состояние здоровья, жалоб от Баскакова А.Н. не поступало, подтверждающих медицинских документов не представлялось.
Установив вышеуказанные обстоятельства, проверив их на соответствие требованиям Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", приняв во внимание перечень оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации установленный Указом Президента Российской Федерации N 664 от 24 сентября 2022 года, Методику медицинского осмотра при призыве на военную службу по мобилизации, суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение Призывной комиссии по мобилизации граждан ГО "Город Архангельск" принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах ее компетенции, на законных основаниях, с соблюдением установленного порядка, без нарушения прав административного истца.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу "данные изъяты" - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 16 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 19 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.