Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 5 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 07 октября 2022 года по административному делу N 2а - 502/2022 по административному исковому заявлению Лашуни С. В. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, ОМВД России по Медвежьегорскому району, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Лашуня С.В. обратился с административным иском по тем основаниям, что с 4 марта 2021 г. содержится под стражей, находился в изоляторе временного содержания (далее - ИВС) ОМВД России по Медвежьегорскому району в ненадлежащих условиях и с нарушением установленных сроков содержания в ИВС. Полагая незаконными действия ОМВД России по Медвежьегорскому району, выразившиеся в отсутствии вентиляции в камерах, незаконном содержании его в ИВС более 10 дней в месяц, проведении незаконных обыскных мероприятий (без видеорегистратора, составления протокола, дважды в день, в том числе в его отсутствие), отсутствии бачков для питьевой воды в камерах, в которых он содержался, административный истец просил взыскать денежные средства в размере 60000 руб.
Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 5 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 07 октября 2022 г, заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия ОМВД России по Медвежьегорскому району, выразившиеся в нарушении (превышении) установленных сроков содержания административного истца в ИВС в декабре 2021 г. и январе 2022 г, с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Лашуни С.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 3000 руб, в остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 20 февраля 2023 года представитель заявителя просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу Лашуни С.В. просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, Лашуне С.В, осужденному 8 апреля 2021 г. Медвежьегорским районным судом Республики Карелия по части 1 статьи 158, пункту "в" части 2 статьи 158, пункту "г" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, 27 апреля 2021 г. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, 7 декабря 2021 г. уголовное дело направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка N1 Медвежьегорского района Республики Карелия. В период проведения предварительного следствия и судебных заседаний Лашуня С.В. неоднократно этапировался в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району, а именно с 04.03.2021 по 10.03.2021, с 26.03.2021 по 09.04.2021, с 28.11.2021 по 07.12.2021, с 18.12.2021 по 23.12.2021, с 23.12.2021 по 27.12.2021, с 05.01.2022 по 14.01.2022, с 23.01.2022 по 28.01.2022, с 24.02.2022 по 02.03.2022, с 18.03.2022 по 23.03.2022, с 06.04.2022 по 08.04.2022, с 10.05.2022 по 16.05.2022.
Из материалов дела следует, что 23 декабря 2021 г. сотрудниками ФСИН России было отказано в приеме Лашуни С.В. в спец.вагон для отправки в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по причине переполненности спец.вагона, в связи с чем Лашуня С.В. продолжил содержаться в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району в период с 23.12.2021 по 27.12.2021 (дата прибытия следующего планового караула по железнодорожному маршруту).
В январе 2022 г. Лашуня С.В. этапировался в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району на основании постановлений мирового судьи судебного участка N1 Медвежьегорского района Республики Карелия от 22.12.2021 (к 13.01.2022), от 13.01.2022 (к 26.01.2022). Согласно графикам этапа для прибытия Лашуни С.В. к указанным датам его этапировали 05.01.2022 и 23.01.2022 соответственно.
В письме МВД по Республике Карелия от 22.12.2021 N11/2263 отражен график движения планового караула по железнодорожному маршруту N4 "Санкт - Петербург - Мурманск" на январь 2022 г, в том числе отправление со ст. Петрозаводск - 3, 14, 21 и 28 января 2022 г, обратный путь - 5, 16, 23 и 30 января 2022 г.
Пояснениями представителя административного ответчика ОМВД России по Медвежьегорскому району судом установлено, что этапирование Лашуни С.В. было возможно было осуществить также автомобильным транспортном, получив разрешение за сутки у начальника ОМВД России по Медвежьегорскому району, что не было сделано. При этом расстояние между г.Сегежа и г. Медвежьегорск составляет менее 120 км.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что в отношении административного истца нарушался срок, предусмотренный статьей 13 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в декабре 2021 г. (на четверо суток свыше установленного срока) и в январе 2022 г. (на двое суток свыше установленного срока), в связи с чем, признал незаконными действия ОМВД России по Медвежьегорскому району, выразившиеся в нарушении (превышении) установленных сроков содержания административного истца в ИВС в декабре 2021 г, январе 2022 г, определив размер компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано, поскольку в ходе судебного разбирательства доводы Лашуни С.В. относительно ненадлежащих условий содержания в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району, выразившихся в отсутствии вентиляции в камерах, недостаточного размера форточки, ширины ее раскрытия, отсутствии бачков для питьевой воды в камере, своего подтверждения не нашли.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частями 1, 3, 4, 5 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.07.1995 N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Данное ограничение сроков обусловлено соблюдением прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей.
Согласно статье 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
В силу положений части 1 статьи 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N950, изолятор временного содержания рассчитан лишь на краткосрочное содержание под стражей, и в силу этого содержание осужденного сверх установленных законом 10 суток в месяц выходит за пределы неизбежного элемента страдания или унижения, связанного с применением такой формы правомерного обращения с осужденным, как исполнение наказания в виде лишения свободы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
При определении размера компенсации суды, учитывая продолжительность периода нарушения, характер ограничений, имевших место при содержании Лашуни С.В. в ИВС, обстоятельств, при которых допущено нарушение, пришли к выводу о присуждении в пользу административного истца компенсации в размере 3000 руб.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного решения, постановленного в соответствии с законом, не влияют и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 5 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 07 октября 2022 года по административному делу N 2а - 502/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации - без удовлетворения.
Решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 5 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 07 октября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.