Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Косицыной-Камаловой И.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ООО "ИА "Север-Медиа" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года по административному делу N 2а-3934/2022 по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Информационное агентство "Север-Медиа" к УМВД Росси по г. Сыктывкару, Отделу дознания УМВД России по г. Сыктывкару, начальнику Отдела дознания УМВД России по г. Сыктывкару Сучковой Е.В. о признании незаконным представления от 29 октября 2021 года о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Информационное агентство "Север-Медиа" (далее - ООО "ИА "Север-Медиа", Общество) обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к УМВД России по г. Сыктывкару о признании незаконным представления начальника отдела дознания УМВД России по г. Сыктывкару от 29 октября 2021 года о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона).
В обоснование заявленных требований указано, что 29 ноября 2021 года в адрес административного истца поступило оспариваемое представление начальника ОД УМВД России по г. Сыктывкару от 29 октября 2021 года, в котором предложено в целях профилактики совершения преступлений удалить комментарий неустановленного пользователя сети интернет, размещенный 22 марта 2021 года в 19 часов 53 минуты в информационной новости под названием "В Сыктывкаре загорелся магазин стройматериалов", а также рассмотреть представление совместно с сотрудниками и наметить комплекс мероприятий, направленных на устранение выявленных условий, способствовавших совершению преступления, и их дальнейшего недопущения. Как следует из представления, оно внесено в связи с обращением в полицию Худяевой В.Л. по факту совершения в отношении нее преступления, предусмотренного частью 2 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По мнению административного истца, указанное представление внесено в отсутствие законных оснований и нарушает его права на свободу массовой информации и запрет цензуры, гарантированные частью 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации, поскольку в статье под названием "В Сыктывкаре загорелся магазин стройматериалов" и оставленном под статьей комментарии не содержится информации о Худяевой В.Л, в связи с чем не имеется оснований полагать, что в отношении нее было совершено преступление, предусмотренное частью 2 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены отдел дознания УМВД России по г. Сыктывкару, начальник отдела дознания УМВД России по г. Сыктывкару Сучкова Е.В.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года, административное исковое заявление ООО "ИА "Север-Медиа" оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "ИА "Север-Медиа" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года, поданной 8 февраля 2023 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 февраля 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, и удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ИА "Север-Медиа" является соучредителем СМИ "ИА "Север-Медиа", деятельность которого осуществляется путем публикаций информационных статей на сайте www/bnkomi.ru.
29 октября 2021 года начальником отдела дознания УМВД России по г. Сыктывкару Сучковой Е.В. в адрес ООО "ИА Север-Медиа" внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона).
Согласно названному представлению, в ходе расследования уголовного дела N N, возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, установлено, что 22 марта 2021 года неустановленное лицо умышленно разместило в информационно-телекоммуникационной сети интернет на официальном сайте "БНК" ООО "ИА "Север-Медиа" заведомо ложную информацию в отношении Худяевой В.Л, подрывающую ее честь, достоинство и деловую репутацию, содержащуюся в комментарии, размещенном в информационной новости под названием "В Сыктывкаре загорелся магазин стройматериалов".
Как указано в представлении, ненадлежащее исполнение Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2114-1 "О средствах массовой информации" редакцией средства массовой информации "ИА "Север-Медиа" способствовало совершению преступления в отношении Худяевой В.Л. ввиду того, что данная информация редакцией СМИ проверена не была, до сих пор находится в свободном доступе, после возбуждения уголовного дела не удалена.
С целью удаления данного комментария и профилактики возможного совершения аналогичных преступлений, ООО "ИА "Север-Медиа" указано на необходимость удалить комментарий неустановленного пользователя сети интернет, размещенный 22 марта 2021 года в 19 часов 53 минуты в информационной новости под названием "В Сыктывкаре загорелся магазин стройматериалов", а также рассмотреть настоящее представление совместно с сотрудниками ООО "ИА "Север-Медиа" и наметить комплекс мероприятий, направленных на устранение выявленных условий, способствовавших совершению указанного преступления, и их дальнейшего недопущения, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах уведомить в установленный законом Российской Федерации месячный срок.
В представлении указано, что оно подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о приятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что оспариваемое представление внесено в соответствии с нормами действующего законодательства, уполномоченным на то должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, при этом комплекс мер, которые должны быть предприняты, находится в компетенции Общества, в связи с чем не нашел оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми с указанным выводом суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. Нормы материального права при установленных обстоятельствах дела применены судами верно.
Согласно части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Из положений указанного Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" следует, что к основным направлениям деятельности полиции относится в числе иных предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (пункт 2 части 1 статьи 2).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О полиции" на полицию возлагается обязанность в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.
В силу пункта 12 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции", полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей, предоставлено право вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.
В соответствии с подпунктом 18.1 пункта 18 раздела III Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной Приказом МВД России от 17 января 2006 года N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений", сотрудники следственных подразделений устанавливают в процессе расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, другие нарушения закона. Вносят в соответствующую организацию, независимо от форм собственности, или должностному лицу представление и контролируют своевременное устранение недостатков.
В данном случае из содержания оспариваемого представления следует, что в нем содержатся указания на положения закона, которые нарушены редакцией СМИ ООО "ИА "Север-Медиа", а именно статья 43 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2114-1 "О средствах массовой информации", согласно которой, если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.
В представлении указано на причинно-следственную связь между действиями СМИ ООО "ИА "Север-Медиа", выраженными в не проведении проверки на соответствие действительности распространенных порочащих честь и достоинство сведений, с одной стороны, и действиями неустановленного лица, направленными на размещение заведомо ложной информации в отношении Худяевой В.Л, подрывающей ее честь, достоинство и деловую репутацию.
Являясь учредителем средства массовой информации, ООО "ИА "Север-Медиа", обязано проверять на соответствие действительности распространенные порочащие честь и достоинство сведения, и при недоказанности соответствия их действительности - обязано опровергнуть их.
С учетом изложенного, выводы судов о том, что оспариваемое представление основано на действующем законодательстве, вынесено в пределах полномочий начальника отдела дознания, содержащиеся в нем требования о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, не могут рассматриваться как нарушающее права и законные интересы Общества, следует признать правильными.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое представление возлагает на ООО "ИА "Север-Медиа" обязанность по совершению определенных действий, в отсутствие соответствующих законных оснований, что нарушает право на свободу массовой информации, не могут быть признаны обоснованными.
В рассматриваемом представлении начальника отдела дознания УМВД России по г. Сыктывкару правомерно указано на необходимость удаления распространенных не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство сведений (комментария неустановленного пользователя сети интернет), а также на необходимость разработки соответствующих профилактических мероприятий.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ИА "Север-Медиа" - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.