г. Нижний Новгород 11 апреля 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Мироновой Н.В, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Региональной общественной организации реализации конституционных прав граждан и организаций на территории Республики Башкортостан "Городовой" в лице единоличного исполнительного органа общественного объединения - председателя объединения Бакиева Рината Шамильевича в интересах членов и участников общественного объединения к Совету сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 50.3.5 статьи 50 Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденных решением от 18 августа 2017 года N311, в части указания, что территории, предназначенные для ведения садоводства от 0, 004 до 0, 20 га по частной жалобе Региональной общественной организации реализации конституционных прав граждан и организаций на территории Республики Башкортостан "Городовой" на определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 марта 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления
установил:
решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18 августа 2017 года N 311 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения.
В статье 50 Перечнь видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для соответствующих территориальных зон указано: "50.3.5 Сельскохозяйственные зоны - С". 1. Назначение сельскохозяйственных зон: Зона "С": - коллективные огороды, территории площадью более 1, 0 га вне границ сельхозугодий; - территории, предназначенные для ведения садоводства от 0, 04 до 0, 20".
Региональная общественная организация реализации конституционных прав граждан и организаций на территории Республики Башкортостан "Городовой" в лице единоличного исполнительного органа общественного объединения - председателя объединения Бакиева Рината Шамильевича обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением в интересах членов и участников общественного объединения к Совету сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 50.3.5 статьи 50 Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденных решением от 18 августа 2017 года N311, в части указания, что территории, предназначенные для ведения садоводства от 0, 004 до 0, 20 га.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 марта 2023 года в принятии административного искового заявления отказано на основании пунктов 2 и 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ).
Не согласившись с указанным определением, председателем Региональной общественной организации реализации конституционных прав граждан и организаций на территории Республики Башкортостан "Городовой" подана частная жалоба, в обоснование которой указано, что определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 марта 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления является незаконным и необоснованным. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. Граждане, принявшие решение об учреждении объединения (учредители) в силу статьи 12 Устава региональной общественной организации реализации конституционных прав граждан и организаций на территории Республики Башкортостан "Городовой" являются одновременно его членами и участниками. Исходя из положений части 2 статьи 208 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом. Таким образом, члены общественного объединения являются субъектами градостроительных отношений, а общественное объединение обратилось в суд с иском в защиту прав и законных интересов всех членов данного общественного объединения. Оспариваемый нормативный правовой акт был применен в отношении участника ТСН СНГ Поселок-сад Видовое. Просил определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 марта 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления отменить и разрешить вопрос по существу.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Административным истцом в суд апелляционной инстанции представлено ходатайство о приобщении к материалам дела и исследовании письменного доказательства - ответа ФНС России от 28 марта 2023 года N 11-1-05/0034@.
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (статья 60 КАС РФ).
Суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства административного истца о приобщении к материалам дела и исследовании письменного доказательства - ФНС России от 28 марта 2023 года N 11-1-05/0034@, поскольку данный ответ не касается обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего административного дела, и не является относимым доказательством.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту.
Вместе с тем, несмотря на то, что право на судебную защиту является неотъемлемым правом каждого, его реализация ставится в зависимость от соблюдения лицом, обращающимся в суд за защитой своих прав, предусмотренного действующим законодательством порядка его осуществления.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 2 статьи 208 КАС РФ, конкретизируя положения части 3 статьи 40 КАС РФ, закрепляет право общественного объединения обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, действующее правовое регулирование позволяет оспорить нормативный правовой акт лицам, в отношении которых применен этот акт, а также лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых таким актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. При этом федеральный законодатель установилвозможность реализации права общественного объединения обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если такое право будет предусмотрено федеральным законом. Это является дополнительной гарантией судебной защиты для лиц, наделенных правом самостоятельно инициировать такую защиту.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца (подпункт 3 части 1 статьи 128 КАС РФ).
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что по смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40, части 2 статьи 208 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом (например, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", абзац восьмой пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абзац девятый части 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей") (пункт 8).
Судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ, в том числе, в случаях: если из сведений, содержащихся в административном исковом заявлении и (или) приложенных к нему документах, с очевидностью следует, что административный истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым (разъясненным) нормативным правовым актом, либо следует, что оспариваемый акт не может нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ) (пункт 19).
Из статьи 3 Устава административного истца следует, что данное объединение учреждается в организационно-правовой форме общественной организации без государственный регистрации и приобретения прав юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно понятию, содержащимся в статье 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица (часть 1 статьи 5 ГрК РФ).
Административный иск подан Региональной общественной организацией реализации конституционных прав граждан и организаций на территории Республики Башкортостан "Городовой" в интересах членов и участников общественного объединения.
При этом, в соответствии с абзацем 4 статьи 18 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Как следует из положений статьи 21 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений (абзац 1).
Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации (абзац 5).
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья исходил из того, что административным истцом, доказательств государственной регистрации Региональной общественной организации реализации конституционных прав граждан и организаций на территории Республики Башкортостан "Городовой" (свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации; выписка из Единого государственного реестра недвижимости; свидетельство о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения) не представлено; также не имеется сведений, подтверждающих, что региональная общественная организация является собственником, владельцем или пользователем земель в сельскохозяйственной зоне Акбердинского сельсовета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, т.е. является субъектом отношений, регулируемых Правилами землепользования и застройки сельского поселения Акбердинского сельсовета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.
Административный истец оспаривает пункт 50.3.5 статьи 50 Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18 августа 2017 года N 311, который распространяется на физических лиц и (или) юридических лиц, к каковым административный истец не относится.
Оценив содержание административного искового заявления и приложенных к нему документов, судья пришел к выводу, что административный истец не является субъектом отношений, регулируемых пунктом 50.3.5 статьи 50 Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18 августа 2017 года N 311; оспариваемые Правила землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан не нарушают и не затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем административный истец не обладает правом обращения в суд с иском об оспаривании названного пункта Правил.
Кроме того, как правильно указал судья, федеральным законом не предусмотрено обращение общественных объединений с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц об оспаривании таких нормативных правовых актов, к которым относятся Правила землепользования и застройки.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами судьи, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, основаны на правильном применении законодательства.
Предусмотренное в статьях 27, 39 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" право общественных объединений представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, в том числе в судебных органах, в системном толковании с положениями КАС РФ не предполагает предоставление общественным объединениям права на обращение в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании не действующим полностью или в части любого нормативного правового акта без наличия соответствующего указания в федеральном законе.
Вместе с тем отказ административному истцу в принятии данного административного иска не препятствует физическим лицам, к которым может быть применен оспариваемый пункт Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, обратиться с соответствующим административным иском в суд.
Доводы частной жалобы Региональной общественной организации реализации конституционных прав граждан и организаций на территории Республики Башкортостан "Городовой" основаны на неправильном понимании административным истцом норм процессуального права, сводятся к несогласию с выводами, указанными в определении суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены обжалуемого определения не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 марта 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления оставить без изменения, частную жалобу Региональной общественной организации реализации конституционных прав граждан и организаций на территории Республики Башкортостан "Городовой" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Н.В. Миронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.