Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Буруновой Н.В.
при секретаре Кулиевой К.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании недействующим со дня принятия решения Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан", в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в селе Михайловка в квартале 34 части выдела 11, в квартале 36 выдела 1, 2, 4, 5, в квартале 41 выделах 10, 11, 13, 30, 37, 38, 39, в квартале 42 части выделов 10, 13, 20 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в деревне Суровка в квартале 37 части выдела 9, в квартале 36 части выделов 5, 6, 10-13 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в деревне Мударисово в квартале 27 части выделов 5, 8, 12-17, 22, 24, 34 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в деревне Вавилово в квартале 41 части выделов 3, 7, 28, 35, 41 в квартале 42 части выделов 15, 16 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республики Башкортостан, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации
по апелляционным жалобам Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, пояснения представителя Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - ФИО9, представителя Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - ФИО10, представителя Федерального агентства лесного хозяйства - ФИО8, представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - ФИО11, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
12 марта 2020 года Совет сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан принял решение N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан".
Данный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте сельского поселения http://www.mihailovka-ufa.ru, размещен в ФГИС ТП 20 января 2020 года.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим вышеуказанное решение Совета сельского поселения в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в селе Михайловка в квартале 34 части выдела 11, в квартале 36 выдела 1, 2, 4, 5, в квартале 41 выделах 10, 11, 13, 30, 37, 38, 39, в квартале 42 части выделов 10, 13, 20 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в "адрес" в квартале 37 части выдела 9, в квартале 36 части выделов 5, 6, 10-13 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в "адрес" в квартале 27 части выделов 5, 8, 12-17, 22, 24, 34 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в "адрес" в квартале 41 части выделов 3, 7, 28, 35, 41, в квартале 42 части выделов 15, 16 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республики Башкортостан, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
Требования основаны на том, что указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства. По результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенные основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района "адрес" Республики Башкортостан. Генеральный план в части включения в границы сельского поселения лесных участков принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, так как не было обеспечено обязательное согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода лесных участков в земли населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства ФИО8, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и заинтересованного лица администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ФИО9 в судебном заседании и отзыве исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворено.
Признан не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан", в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в селе Михайловка в квартале 34 части выдела 11, в квартале 36 выдела 1, 2, 4, 5, в квартале 41 выделах 10, 11, 13, 30, 37, 38, 39, в квартале 42 части выделов 10, 13, 20 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в "адрес" в квартале 37 части выдела 9, в квартале 36 части выделов 5, 6, 10-13 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в "адрес" в квартале 27 части выделов 5, 8, 12-17, 22, 24, 34 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в "адрес" в квартале 41 части выделов 3, 7, 28, 35, 41, в квартале 42 части выделов 15, 16 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республики Башкортостан, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Совет сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что изменения в генеральный план внесены с соблюдением действующего законодательства. Указывает, что первоначальная редакция генерального плана сельского поселения была утверждена 6 мая 2013 года, в последующем в генеральный план неоднократно вносились изменения, последние 12 марта 2020 года. При этом, ранее Рослесхоз пытался оспорить наложение границ лесных участков в Арбитражном суде Республики Башкортостан, по одному делу истец от иска отказался, и производство по делу было прекращено, по двум другим были вынесены решения об отказе в иске.
В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом сделан ошибочный вывод о необходимости согласования проекта решения Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 " Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с исполнительным органом федеральной власти в сфере лесных отношений.
Кроме этого, указывает, что к рассмотрению дела судом первой инстанции не были привлечены заинтересованные лица - правообладатели земельных участков, в отношении которых, по мнению Департамента, имеется наложение границ на земли лесного фонда.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом, заинтересованным лицом и Прокуратурой Республики Башкортостан представлены возражения, в которых последние просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Федерального агентства лесного хозяйства - ФИО8 поддержала доводы возражений на апелляционные жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - ФИО9, поддержала доводы апелляционных жалоб, просила решение суда отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - ФИО10, поддержала доводы апелляционных жалоб, просила решение суда отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - ФИО11, поддержала доводы возражений на апелляционные жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, отзывов и возражений на апелляционные жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 29 августа 2013 года).
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 29 августа 2013 года).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе: 2) земли населенных пунктов; 5) земли лесного фонда.
Таким образом, земли населенных пунктов и земли лестного фонда относятся к разной категории земель.
В статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Положениями подпункта 1 пункта 1, пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Исходя из положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Частью 8 статьи 24, пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно абзацу третьему пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Лесного кодекса РСФСР, введенного в действие Постановлением ВЦИК от 25 июля 1923 года, а также статей 4, 13, 15, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, статей 4, 29, 92 Лесного кодекса РСФСР 1977 года, статей 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, в связи с чем необходимо согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для включения таких участков в границы городского поселения.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
12 марта 2020 года Совет сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан принял решение N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан".
Утвержденным названным решением Генеральным планом установлены границы сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Данный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте сельского поселения http://www.mihailovka-ufa.ru, размещен в ФГИС ТП 20 января 2020 года.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
По сведениям Государственного лесного реестра лесной участок кадастровый номер N по адресу: "адрес" части выделов 5, 8, 12, 13, 15, 16, 17, 22, 24, 34; квартал 34 часть выдела 11;, квартал 36 часть выделов 1, 2, 4, 5; квартал 36 части выделов 5, 6, 10, 11, 12, 13; квартал 37 части выдела 9, квартал 41 часть выделов 10, 11, 13, 30, 37, 38, 39; квартал 41 части выделов 3, 7, 28, 35, 41, квартал 42 части выделов 15, 16, квартал 42 части выделов 10, 13, 20; целевое назначение лесов: защитные леса (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - леса, расположенные в зеленых зонах; леса, расположенные в защитных полосах лесов - ЗАЩ.ПОЛ.ЛЕС.РАСП.ВДОЛЬ Ж/Д и А/Д), является собственностью Российской Федерации, имеет следующее назначение: заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (часть квартала 42), ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности, что подтверждается соответствующей выпиской N46 от 15 февраля 2022 года (том 1 л.д.29).
В период подготовки оспариваемого решения о внесении изменений в генеральный план действовал Приказ Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 в редакции от 17 июля 2019 года N418 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования" (далее - Порядок согласования, Порядок).
Таким образом, уполномоченным органом, обладавшим организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, которым утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, до 1 января 2015 года к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства, то есть в период подготовки оспариваемого нормативного правового акта, относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного Положения, также и в действующей редакции, за Федеральным агентством лесного хозяйства сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Таким образом, Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
Судом установлено, что по результатам выполненной ФГБУ "Рослесинфорг" проверки было осуществлено графическое наложение материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, установленные оспариваемым генеральным планом, и выявлено включение в границы населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно: в селе Михайловка в квартале 34 части выдела 11, в квартале 36 выдела 1, 2, 4, 5, в квартале 41 выделах 10, 11, 13, 30, 37, 38, 39, в квартале 42 части выделов 10, 13, 20 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в "адрес" в квартале 37 части выдела 9, в квартале 36 части выделов 5, 6, 10-13 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в "адрес" в квартале 27 части выделов 5, 8, 12-17, 22, 24, 34 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, в "адрес" в квартале 41 части выделов 3, 7, 28, 35, 41, в квартале 42 части выделов 15, 16 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республики Башкортостан, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (том 1 л.д.24-28, 30-35).
Местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда Уфимского лесничества, Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества определено на основе сведений государственного лесного реестра, информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и в лесоустроительном планшете данного лесничества.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что в соответствии с Порядком согласования проектов, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69, действовавшего в период принятия оспариваемого нормативного правового акта, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, которым утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства, таким образом, включение спорных лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда, в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в границах сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, предполагающее в связи с этим изменение их границ, могло произойти только при условии согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства, между тем, условия согласования проекта документа территориального планирования с Федеральным агентством лесного хозяйства не были соблюдены, при таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект оспариваемого документа территориального планирования представляться на утверждение Совета депутатов сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и утверждаться им не мог, в связи с чем процедура согласования решения от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" не может считаться соблюденной без согласования в
порядке, предусмотренном статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и вышеперечисленными нормативными правовыми актами.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства, суд первой инстанции установил, что при подготовке проекта спорного решения не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура его согласования, чем нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для признания решения от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан".
Также суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административного ответчика о том, что заключение Башкирского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" приблизительное графическое наложение картографического материала, не несет правового обоснования наложения границ сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на земли населенных пунктов, поскольку является голословным не подтверждается какими-либо доказательствами.
Специалисты Башкирского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" действуют на основании лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального значения, результаты которых имеют общегосударственное межотраслевое значение. Работы по картографическому наложению границ населенного пункта на земли лесного проводятся по данным материалам ведомственного картографического фонда Рослесхоза и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Доказательств того, что лесные участки согласно установленному законом порядку были переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов либо в иную категорию, не представлено, как и не представлено сведений о том, что лесные участки были переданы из собственности Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия отклоняет, поскольку согласно материалам дела орган местного самоуправления не направлял в Министерство регионального развития Российской Федерации и соответственно в Федеральное агентство лесного хозяйства проект генерального плана муниципального образования на согласование, согласования нормативного правового акта в оспариваемой части в установленном законом порядке не было, в связи с чем решение о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, принято с нарушением установленных норм.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта решения о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не соблюдена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенных пунктов на земли лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся администрацией Пермского муниципального района в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.