Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Бушминой А.Е, судей
Батялова В.А, Красновой Н.П, при секретаре
Шаманиной Н.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аврора-С" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала по Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" о признании незаконными действий, незаконным в части акта об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Аврора-С" на решение Саратовского областного суда от 16 февраля 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя административного истца - Черникова Р.С, представителя административного ответчика Управление Росреестра по Саратовской области - Шатуновой О.Г, представителя ППК "Роскадастр" в лице филиала по Саратовской области - Нестерович Н.В, представителя ГБУ СО "Госкадастроценка - Симакиной О.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
административный истец общество с ограниченной ответственностью "Аврора-С" (далее - ООО "Аврора-С") обратилось в Саратовский областной суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости нежилого здания в отношении объекта недвижимости установлена кадастровая стоимость в размере 243 056 179 руб. 73 коп, которая внесена в ЕГРН на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-64/2021/00058 от 12 марта 2021 года. Указанный акт подготовлен государственным бюджетным учреждением Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки".
Административный истец считает, что установленная кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости является завышенной, так как при определении кадастровой стоимости, действовавшей до принятия акта об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-64/2021/00058 от 12 марта 2021 года, использовались сведения о годе завершения строительства, которые не соответствовали действительному значению этой даты, то есть при определении кадастровой стоимости использовались ошибочные сведения, что влечет необоснованное увеличение налоговых обязательств, нарушает его права и законные интересы.
15 марта 2022 года и 12 апреля 2022 года на обращение административного истца Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области письмами N 11-24/6586 и N 11-18/2020 сообщило, что изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости произошло в соответствии с актом об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости N АОКС-64/2021/00058 от 12 марта 2021 года, исходя из уточненной характеристики объекта о годе завершения строительства.
Административный истец полагает, внесение объекта недвижимости с кадастровым номером N в перечень объектов недвижимости в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки", является незаконным в части включения в него спорного объекта недвижимости, поскольку сведения о годе завершения строительства указанного выше объекта недвижимости должны были быть учтены при его кадастровой оценке в 2020 году.
Административный истец с учетом уточнения административных исковых требований просил суд: признать незаконными действия филиала федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала по Саратовской области) по внесению объекта недвижимости с кадастровым номером N в перечень объектов недвижимости в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки" для определения кадастровой стоимости, признать незаконным акт государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" N АОКС-64/2021/00058 от 12 марта 2021 года об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости в части сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером N, признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2021 года в размере 243 056 179 руб. 73 коп. (дата внесения 05 апреля 2021 года, дата начала применения 01 января 2021 года), возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области исключить из Единого государственного реестре недвижимости сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2021 года в размере 243 056 179 руб. 73 коп. (дата внесения 05 апреля 2021 года, дата начала применения 01 января 2021 года), возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области включить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N по состоянию на
01 января 2020 года в размере 54 634 580 руб. 81 коп, утвержденной распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 16 ноября 2020 года N 1110-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, машино-мест и единых недвижимых комплексов", расположенных на территории Саратовской области по состоянию на 01 января 2020 года", дата начала применения с 01 января 2021 года.
Решением Саратовского областного суда от 16 февраля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Аврора-С" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "Аврора-С" просит решение Саратовского областного суда от 16 февраля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
ППК "Роскадастр" представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители административных ответчиков доводы апелляционной жалобы считали необоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 ноября 2017 года N 562-П "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Саратовской области" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ - с 10 ноября 2017 года.
Статьей 13 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ установлено, что перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением бесплатно на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, размещенном в фонде данных государственной кадастровой оценки. В перечень включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня.
Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Из материалов дела следует, что административный истец ООО "Аврора-С" является собственником нежилого здания (торгово-административного комплекса) с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08 июля 2022 года.
Следовательно, ООО "Аврора-С", права и обязанности которого как плательщика налога на имущество организаций затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 13 декабря 2018 года N 1096-р "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области в 2020 году" поручено в 2020 году провести государственную кадастровую оценку зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области; Отделу администрирования доходов и реализации государственной собственности области управления экономического анализа и планирования комитета по управлению имуществом Саратовской области - обеспечить выполнение требований части 5 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, а также осуществление иных функций уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, предусмотренных указанным Федеральным законом; ГБУ СО "Госкадастроценка" - выполнить работы по определению кадастровой стоимости и составлению отчета об итогах государственной кадастровой оценки указанных объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством.
04 февраля 2020 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области направило в государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" (входящий N 536 от 07 февраля 2020 года) перечень зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2020 году, по состоянию на 01 января 2020 года. В указанный перечень был включен спорный объект недвижимости.
11 марта 2020 года ГБУ СО "Госкадастроценка", проанализировав представленный перечень, направило в Управление Росреестра по Саратовской области письмо N 282 с просьбой провести работы по проверке указанных в письме объектов недвижимости на предмет наличия технических и (или) реестровых ошибок в ЕГРН, содержащимся в перечне, документам, которые послужили основанием для установления (внесения сведений в ЕГРН) либо изменения таких, в том числе указало, что отсутствует или некорректно указан год постройки у 182 384 зданий.
На указанное письмо Управление Росреестра по Саратовской области 26 марта 2020 года письмом N18-11/10724 сообщило о результатах анализа сведений 676 088 объектов недвижимости, содержащихся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2020 году.
Кроме того, ранее в 2019 году на запрос ГБУ СО "Госкадастроценка" МУЛ "Городское Бюро Технической инвентаризации" сообщило, что сведения по зданиям и сооружениям (всего 129 238 объектов) в систематизированном виде в МУП "Городское БТИ" отсутствует, а администрация муниципального образования "Город Саратов" направило имеющуюся информацию по зданиям и сооружениям.
8 мая 2020 года ГБУ СО "Госкадастроценка" составлен Акт N 1 контроля качества проверки исходных данных об объектах недвижимости, организации их сверки и уточнения при проведении государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области, в котором в том числе указано, что отсутствует год завершения строительства / год ввода в эксплуатацию или требует уточнения в отношении 203 603 зданий, что составляет 23, 43 % от общего количества зданий (868 818 зданий).
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области N 1110-р от 16 ноября 2020 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, машино-мест и единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области на 1 января 2020 года" на основании отчета ГБУ СО "Госкадастроценка" от 12 октября 2020 года N 64-2020-003 кадастровая стоимость спорного здания определена в размере 54 634 580 руб. 81 коп.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке, действовавшие до 1 марта 2022 года, согласно которым при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.1 Указаний (пункт 1.3). К ценообразующим факторам (характеристикам) объектов недвижимости относится информация об их физических свойствах, технических и эксплуатационных характеристиках, а также иная информация, существенная для формирования стоимости объектов недвижимости (пункт 4.1.3). Примерный перечень ценообразующих факторов для целей Указаний приведен в Приложении N 3 к Указаниям (пункт 5.1), в том числе к таким ценообразующим фактором отнесен год ввода объекта в эксплуатацию или завершения строительства (пункт 31 Приложения N 3 к Указаниям).
Согласно отчета ГБУ СО "Госкадастроценка" от 12 октября 2020 года N 64-2020-003 "Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области" (далее Отчет ГБУ СО "Госкадастроценка" от 12 октября 2020 года), источником информации о количественных и качественных характеристиках объектов оценки является представленный Уполномоченным органом Перечень объектов оценки. Информация об объектах оценки представлена Уполномоченным органом в электронном виде в формате файлов "*.xml" и представлена в Приложении к отчету (П2_ИД_1_2_ЗапросыОтветы_ОснПеречень) (пункт 2.8.2).
Расчет кадастровой стоимости заданий приведен в разделе 3.7 отчета ГБУ СО "Госкадастроценка" от 12 октября 2020 года, согласно пункту 3.7.2 которого расчет действительного возраста объектов оценки производился в следующем порядке:
Определение начальной даты периода.
Для определения начальной даты, от которой будет рассчитываться действительный возраст объекта капитального строительства используются четыре параметра: год завершения строительства; год ввода в эксплуатацию; дата кадастровой оценки; признак исторического центра.
Если для объекта капитального строительства указан год ввода в эксплуатацию, то начальной датой периода становится дата 1 июля указанного года ввода в эксплуатацию. Если год ввода в эксплуатацию не указан, а указан год завершения строительства, то начальной датой периода становится дата 1 июля указанного года завершения строительства.
Если не указан ни год ввода в эксплуатацию, ни год завершения строительства, то для всех остальных - 1 июля 1960 года.
Из показаний в суде первой инстанции ведущего специалиста по определению кадастровой стоимости сектора массовой оценки ГБУ СО "Госкадастроценка" ФИО13 допрошенного в качестве свидетеля по делу, судом установлено, что при составлении отчета ГБУ СО "Госкадастроценка" от 12 октября 2020 года здание с кадастровым номером N было включено в торговую группу 0403, расчет кадастровой стоимости проводился с использованием затратного метода, для расчета использовалась матрица определения физического износа, определения функционального износа, определения накопленного износа, при совокупности этих трех износов была рассчитана кадастровая стоимость здания. При этом в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2020 году, включены без указания года завершения строительства и года ввода в эксплуатацию 203 603 зданий, что составляет 23, 43 % от общего количества зданий (868 818 зданий), в том числе здание с кадастровым номером N, в связи с чем при составлении отчета ГБУ СО "Госкадастроценка" от 12 октября 2020 года для указанного здания при расчете кадастровой стоимости применялась дата, от которой будет рассчитываться действительный возраст объекта капитального строительства, - 1 июля 1960 года.
До 1 января 2017 года Управление Росреестра по Саратовской области осуществляло государственную регистрацию прав и сделок на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ).
До 1 января 2017 года осуществление государственного кадастрового учета и ведение Государственного кадастра недвижимости были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", которым предусматривалось внесение в государственный кадастр недвижимости дополнительных сведений об объекте недвижимости, к каковым относится, в том числе год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение (пункт 23 части 2 статьи 7).
Как правильно указал суд первой инстанции, до 1 января 2017 года на территории Российской Федерации осуществлялось ведение двух информационных ресурсов: ЕГРП, в котором содержались сведения обо всех зарегистрированных правах, обременениях (ограничениях) прав, сделках с объектами недвижимого имущества, а также Государственного кадастра недвижимости, где отражалась информация о поставленных на государственный кадастровый учет объектах недвижимого имущества, их описание и характеристики.
Правила ведения ЕГРП в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ определялись Правительством Российской Федерации и устанавливали формы ЕГРП и единый для Российской Федерации порядок их заполнения.
ЕГРП состоял из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. В подразделе I содержалось краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (фактическая по кадастровому плану или по документам), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.
Форма подраздела I, соответствующая зданию, была приведена в Приложении N 1 к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219, и содержала следующие сведения о характеристиках объекта (среди которых нет сведений о годе завершения строительства): "Кадастровый номер" и "Условный номер"; "Предыдущий кадастровый номер", если объект недвижимости, для которого сформирован раздел ЕГРП, был образован в результате деления, слияния ранее существовавших объектов или выделения из таких объектов либо возникли иные причины, приведшие к изменению кадастрового номера; "Последующий кадастровый номер", если объект недвижимости, для которого сформирован раздел ЕГРП, прекращал свое существование, являясь источником для нового объекта (объектов); "Адрес (местоположение)"; "Наименование"; "Назначение"; "Площадь"; "Инвентарный номер" и "Литер"; "Этажность" и "Подземная этажность".
Таким образом, на дату государственной регистрации прав на здание с кадастровым номером N (17 сентября 2013 года), законодательством не было предусмотрено внесение в ЕГРП сведений о годе ввода в эксплуатацию здания по завершении его строительства или о годе завершения строительства здания.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ при определении кадастровой стоимости зданий обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении, годе постройки, материале стен объекта недвижимости, серии многоквартирного дома, нахождении объекта недвижимости в ветхом или аварийном состоянии, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Мероприятия по уточнению характеристик, влияющих на определение кадастровой стоимости (например: материалу наружных стен здания, году ввода в эксплуатацию здания по завершении его строительства, году завершения строительства здания, количеству этажей здания, в том числе подземных этажей и т.д.), проводятся Управлением Росреестра по Саратовской области совместно с филиалом ФГБУ ФКП "Росреестра" по Саратовской области на постоянной основе в рамках работ по верификации указанных сведений ЕГРН.
Верификация и корректировка данных осуществляется только при наличии соответствующей информации в документах инвентаризации, документах реестровых дел либо при поступлении необходимой документации от органов местного самоуправления, органов технической инвентаризации.
16 июля 2020 года в порядке корректировки данных в ЕГРН у объекта недвижимости (здания) с кадастровым номером N на основании сведений об объекте, содержащихся в реестровом деле (в частности на основании технического паспорта, изготовленного МУП "Городское Бюро Технической Инвентаризации"), указан год завершения строительства - 2006. Данные обстоятельства подтверждаются скриншотом открытой записи, материалами реестрового дела.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Из положений пункта 18 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ), в редакции, действовавшей в момент возникновения правоотношений, к характеристикам объекта недвижимости, учитываемым при изменении кадастровой стоимости, относится год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается.
Проанализировав часть 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ и пункт 18 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу, что государственный кадастровый учет сведений о годе завершения строительства является основанием для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, таким образом, изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании внесения сведений в ЕГРН о годе завершения строительства учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
Отклоняя доводы административного истца о том, что внесение в ЕГРН сведений о годе завершения строительства здания с кадастровым номером не является изменением его количественных и (или) качественных характеристик в период с 1 января 2020 года по 1 января 2021 года, так как сведения о годе завершения строительства содержались в материалах реестрового дела, соответственно они не изменялись, с заявлением об изменении характеристик административный истец не обращался, а поэтому оснований включения спорного объекта недвижимости в Перечень, сформированный в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, а соответственного и оснований для определения кадастровой стоимости у бюджетного учреждения не имелось, суд первой инстанции указал, что исходя из положений части 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ следует, что внесение в сведения ЕГРН в отношении объекта недвижимости любых изменений, которые влекут за собой изменение его кадастровой стоимости, требует вновь определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости, при этом год завершения строительства объекта относится к сведениям, влекущим изменение его кадастровой стоимости.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей:
1) в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка;
2) перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
22 января 2021 года (входящий номер 275 от 22 января 2021 года) филиал ФГБУ ФКП "Росреестра" по Саратовской области направил в ГБУ СО "Госкадастроценка" перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, зданий, помещений, машино-мест, расположенных на территории Саратовской области, в соответствии с требованиями Порядка формирования и представления перечня объектов недвижимости, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 года N П/0283.
Положениями статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусмотрено, что в течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 данного Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 5). По результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости (часть 6).
Актом ГБУ СО "Госкадастроценка" N АОКС-64/2021/00058 от 12 марта 2021 года определена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 243 056 179 рублей 73 копейки. Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанная кадастровая стоимость применяется с 01 января 2021 года.
14 марта 2022 года ГБУ СО "Госкадастроценка" на обращение ООО "Аврора-С" от 16 февраля 2022 года даны разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N в размере 243 056 179 рублей 73 копеек, согласно которым изменение кадастровой стоимости указанного здания произведено в соответствии с Актом об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости N АОКС-64/2021/00058 от 12 марта 2021 года, исходя из уточненной характеристики объекта о годе завершения строительства.
Оценка спорного объекта произведена в соответствии с Методическими указаниями N 226, которые использовались в основном туре, что соответствует положениям части 1 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ. При оценке спорного объекта недвижимости использовался затратный метод, расчет производился с учетом раздела 3.7 отчета ГБУ СО "Госкадастроценка" от 12 октября 2020 года N64-2020-003.
Нарушений части 7 статьи 15 и частей 2, 6, 7 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ со стороны ГБУ СО "Госкадастроценка" при проведении оценки, принятии акта об определении кадастровой стоимости спорного объекте недвижимости допущено не было.
В соответствии с пунктом 16 Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 6 августа 2020 года N П/0283, перечни объектов недвижимости формируются в электронном виде в виде файлов в формате XML, созданных с использованием актуальных на дату формирования перечня XML-схем, размещенных на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", кроме того, формирование перечней объектов недвижимости, в том числе перечней объектов недвижимости, предусмотренных частью 2 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, и перечней объектов недвижимости, предусмотренных частью 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, осуществляется по формату XML-схемы "ListForRating_v04", размещенной на сайте Росреестра в разделе актуальных схем, вместе с тем XML-схема "ListForRating_v04" не содержит в своем составе раздела о дате возникновения оснований для включения сведений о соответствующих объектах недвижимости в указанные выше перечни, наличие которой предусмотрено пунктом 12 Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости и формой Акта об определении кадастровой стоимости, утвержденной приказом Росреестра от 6 августа 2020 года N П/0285, также Федеральный закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ и Порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости не раскрывают содержания понятия даты возникновения оснований для включения сведений о соответствующих объектах недвижимости в указанные перечни.
Исходя из анализа положений части 2 статьи 16, части 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, датой возникновения основания для определения (изменения) кадастровой стоимости бюджетным учреждением в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ является дата внесения сведений в ЕГРН о внесении изменений в сведениях ЕГРН об объектах недвижимости, повлекших за собой изменение их кадастровой стоимости.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу, что оспариваемый акт ГБУ СО "Госкадастроценка" N АОКС-64/2021/00058 от 12 марта 2021 года принят уполномоченным органом, с соблюдением процедуры его принятия.
Достоверных доказательств получения административным истцом уведомлений об изменении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в связи с составлением 12 марта 2021 года акта об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости не имеется.
Таким образом, обращаясь в суд с настоящим административным иском 01 июня 2022 года, административный истец не допустил нарушение срока обращения в суд, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ.
Доводы о нарушении срока направления перечня вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, подлежат отклонению, поскольку такие доводы не являются основанием для признания данного Перечня незаконным в части включения в него спорного объекта, поскольку в отношении здания с кадастровым номером 64:48:010125:453 в сведения ЕГРН внесены изменения, влияющие на его кадастровую стоимость (год завершения строительства оспариваемого объекта), что является основанием для определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, а в связи с тем, что такие изменения, влекущие за собой изменение его кадастровой стоимости, в сведения ЕГРН в отношении спорного объекта внесены в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, то является обоснованным включение спорного объекта недвижимости в перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, зданий, помещений, машино-мест, расположенных на территории Саратовской области, в связи с чем суд верно пришел к выводу о том, что не подлежат удовлетворению административные исковые требования о признании незаконными действий филиала федеральной государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала по Саратовской области) по внесению объекта недвижимости с кадастровым номером 64:48:010125:453 в
перечень объектов недвижимости в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки" для определения кадастровой стоимости.
В сведения Единого государственного реестра недвижимости внесены в отношении спорного объекта изменения (год завершения строительства оспариваемого объекта - 2006), влекущие за собой изменение его кадастровой стоимости, такие изменения внесены в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, зданий, помещений, машино-мест, расположенных на территории Саратовской области (16 июля 2020 года), то является обоснованным включение в перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, зданий, помещений, машино-мест, расположенных на территории Саратовской области.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что указанное здание было обоснованно включено в перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, зданий, помещений, машино-мест, расположенных на территории Саратовской области, а ГБУ СО "Госкадастроценка" была обосновано определена кадастровая стоимость оспариваемого объекта, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал, разъяснив, что административный истец не лишен возможности обратиться в ГБУ СО "Госкадастроценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в порядке, установленном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
На основании изложенных выше норм права, вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца о том, что поскольку имеются основания для удовлетворения требования о признании незаконными действия филиала федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала по Саратовской области) по внесению объекта недвижимости с кадастровым номером 64:48:010125:453 в перечень объектов недвижимости в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки" для определения кадастровой стоимости, остальные требования, заявленные истцом, также подлежат удовлетворению, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца и соглашается с доводами суда первой инстанции, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В силу статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2). В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается (пункт 18 части 4).
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указаны в статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, согласно которой государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, если он осуществляется, в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 6 части 5).
В данном случае 16 июня 2020 года в порядке корректировки данных в ЕГРН внесена запись об изменении записи о характеристиках спорного здания, указан год завершения строительства, вместо ранее отсутствовавших сведений, то такое внесение изменений произведено в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, то есть в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки (часть 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ), что служит основанием для определения кадастровой стоимости данного здания на основании частей 1, 5, 7 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, так как в сведения ЕГРН о данном здании внесены изменения, которые влекут за собой изменение его кадастровой стоимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически никакие изменения основных характеристик здания не производились, заявление о внесении изменений в порядке пункта 4 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ собственник здания не подавал, не могут повлечь отмену решения суда, так как в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-Ф внесение в сведения ЕГРН в отношении объекта недвижимости любых изменений, которые влекут за собой изменение его кадастровой стоимости, требует определение бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании части 5 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ бюджетное учреждение вправе запросить недостающую информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости, у органов и организаций, в распоряжении которых имеется такая информация, что в данном случае и было сделано ГБУ СО "Госкадастроценка", которое письмом от 11 марта 2020 года запросило у Управления Росреестра по Саратовской области сведения о годах завершения строительства в оснащении 182 384 зданий, в том числе и здания административного истца.
16 июля 2020 года произошли изменения характеристик объекта недвижимости, влияющие на показатель кадастровой стоимости, а именно в ЕГРН внесен год завершения строительства объекта 2006, в связи с чем, объект недвижимости с кадастровым номером N включен в состав Перечня для определения ГБУ СО "Госкадастроценка" кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях реализации ст. 15 Закона N 237-ФЗ.
ГБУ СО "Госкадастроценка" подготовлен Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от 12 марта 2021 года N АОКС-64/2021/00058, которым утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости N в размере 243 056 179 руб. 73 коп. Данные сведения внесены в ЕГРН и применяются с 1 января 2021 года и в настоящее время являются актуальными.
На основании изложенного, у ГБУ СО "Госкадастроценка" имелись правовые основания для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 15, частями 2, 6, 7 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, поскольку в данном случае год завершения строительства относится к ценообразующим характеристикам объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемым Актом ГБУ СО "Госкадастроценка" N АОКС-64/2021/00058 от 12 марта 2021 года была подменена процедура устранения ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, вследствие использования недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости, определенная статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку до 1 января 2017 года на территории Российской Федерации осуществлялось ведение двух информационных ресурсов: ЕГРП, в котором содержались сведения обо всех зарегистрированных правах, обременениях (ограничениях) прав, сделках с объектами недвижимого имущества, и Государственного кадастра недвижимости, где отражалась информация о поставленных на государственный кадастровый учет объектах недвижимого имущества, их описание и характеристики. Внесение в ЕГРН записи об изменении характеристики здания, а именно указание года завершения строительства - 2006, в порядке верификации, не является исправлением технической ошибки или реестровой ошибки, исправление которых предусмотрено статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.
С доводами апелляционной жалобы о том, что административными ответчиками фактически была исправлена ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости, однако такое исправление ошибки произведено с нарушением порядка, установленного статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, судебная коллегия согласиться не может, поскольку, как указано выше, кадастровая стоимость здания была определена в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 15, частями 2, 6, 7 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Саратовского областного суда от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аврора-С" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Саратовский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 4 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.