Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу и дополнение к ней защитников Гарбовского П.П., Вадченко А.В., действующих в интересах администрации городского округа Тольятти Самарской области, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти Главного управления МЧС по Самарской области (далее - ОНД и ПР по г.о. Тольятти ГУ МЧС России по Самарской области) от 20 мая 2022 года N 801, решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 5 сентября 2022 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа Тольятти Самарской области,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника отдела ОНД и ПР по г.о. Тольятти ГУ МЧС России по Самарской области 19 ноября 2021 года N 801, администрации городского округа Тольятти Самарской области (далее - администрация г.о. Тольятти Самарской области, администрация), признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию, с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 марта 2022 года постановлением заместителя начальника отдела ОНД и ПР по г.о. Тольятти ГУ МЧС России по Самарской области 19 ноября 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу.
По результатам нового рассмотрения дела постановлением заместителя начальника отдела ОНД и ПР по г.о. Тольятти ГУ МЧС России по Самарской области 20 мая 2022 года N 801, администрация городского округа Тольятти Самарской области, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию, с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
Определением судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 июня 2022 года жалоба направлена на рассмотрение по подсудности в Автозаводской районный суд г. Тольятти.
Решением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 5 сентября 2022 года, постановление должностного лица административного органа изменено, из постановления исключено указание о нарушении администрацией г.о. Тольятти Самарской области части 4 статьи 4, части 4 статьи 6, статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технологический регламент о требованиях пожарной безопасности"; статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; пункта 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 в части невыполнения требований пожарной безопасности о создании вокруг г.о. Тольятти противопожарных минерализованных полос, шириной не менее 10 метров в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта г.о. Тольятти, при угрозе лесных и других ландшафтных (природных пожаров (постановление Правительства Самарской области от 27 апреля 2021 года N 251). В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда защитник администрации в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратился с жалобой в Самарский областной суд на принятые акты, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования.
Определением судьи Самарского областного суда от 10 ноября 2022 года в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования отказано, жалоба защитника оставлена без рассмотрения.
В жалобе и дополнении к ней, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитники администрации Гарбовский П.П. и Вадченко А.В. ставят вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, ссылаясь на их незаконность и прекращении производства по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 названного Закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения заместителя начальника отдела ОНД и ПР по г.о. Тольятти ГУ МЧС России по Самарской области в период с 30 августа 2021 года по 10 сентября 2021 года в отношении администрации г.о. Тольятти была проведена выездная проверка по контролю ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 23 июля 2021 года N 385/1/1.
При проведении проверки установлено, что администрацией г.о. Тольятти нарушены требования пожарной безопасности, а именно:
- вокруг г.о. Тольятти в целях исключений возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта до начала пожароопасного периода не созданы противопожарные, минерализованные полосы, шириной не менее 10 метров;
- не определены места и способы разведения костров, использования открытого огня для приготовления пищи, а также сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов и изделий.
Выявленные нарушения явились основанием для составления 16 сентября 2021 года протокола об административном правонарушении в отношении администрации г.о. Тольятти и ее привлечения постановлением заместителя начальника отдела ОНД и ПР по г.о. Тольятти ГУ МЧС России по Самарской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что должностным лицом не конкретизированы места создания противопожарных минерализованных полос, с учетом проведенных работ, установленных муниципальными заданиями, в связи с чем исключил из постановления указание о нарушении администрацией требований пожарной безопасности о создании вокруг г.о. Тольятти противопожарных, минерализованных полос, шириной не менее 10 метров в целях устранения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта до начала пожароопасного периода. Оставляя постановление должностного лица в остальной части без изменения, судья районного суда исходил из тех обстоятельств, что частью 17 статьи 23 правил благоусстройства г.о. Тольятти установлен запрет на сжигание мусора, листвы, тары, производственных отходов, разведение костров. Вместе с тем, администрацией не определены места и способы разведения костров, использования открытого огня для приготовления пищи, а также сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов или изделий.
С состоявшимися постановлением должностного лица и решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, перечислены также в части 1 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Из положений статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ следует, что под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 66 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила N 1479) (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) предусмотрено, что на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.
Согласно пункту 17 статьи 23 Правил благоустройства территории г.о. Тольятти, утвержденных Думой г.о. Тольятти 4 июля 2018 года N 1789 запрещено сжигание мусора, листвы, тары, производственных отходов, разведение костров (в том числе с использованием углей и жидкостей для разведения костра) на внутренних территориях предприятий, организаций, физических лиц, на строительных площадках, в частных домовладениях, на придомовых территориях многоквартирных домов, на территориях общего пользования городского округа.
Таким образом, вышеуказанными Правилами благоустройства предусмотрен полный запрет на совершение тех действий, которые указаны в пункте 66 Правил N 1479 на территории г.о. Тольятти без каких-либо исключений в части определения места и способа выполнения запрещенных действий.
При этом, использование открытого огня и разведение костров на землях населенных пунктов регламентировано в приложении N 4 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации. Названный порядок устанавливает обязательные требования пожарной безопасности к использованию открытого огня и разведению костров на землях запаса и землях населенных пунктов.
Пунктом 9 этого же приложения предусмотрено, что использование открытого огня полностью запрещается при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
Особый противопожарный режим на территории Самарской области был установлен Постановлением Правительства Самарской области с 15 апреля 2021 года по 15 октября 2021 года, действовал на момент проведения проверки и выявления правонарушения административным органом.
Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2022 года N 1885 пункт 66 Правил N 1479 изложен в новой редакции, согласно которой на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия.
Из указанной нормы исключено указание на установление органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов мест и (или) способов использования открытого огня.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 года предписание административного органа об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 10 сентября 2021 года в части возложения на администрацию г.о. Тольятти обязанности по определению мест и способов разведения костров, использования открытого огня для приготовления пищи, а также сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов или изделий признано незаконным.
При этом судебная коллегия пришла к выводу, что Правилами благоустройства г.о. Тольятти запрещено совершение действий, указанных в пункте 66 Правил N 1479, в связи с чем на администрацию не может быть возложена обязанность по отведению и обустройству специальных мест для разведения костров, использования открытого огня для приготовления пищи, а также определения мест и способов сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов или изделий, иное приведет к несогласованности муниципального правового акта и действий администрации в части выполнения требования пункта 2 предписания от 10 сентября 2021 года, что в свою очередь создаст правовую неопределенность при их применении.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти Главного управления МЧС по Самарской области (далее - ОНД и ПР по г.о. Тольятти ГУ МЧС России по Самарской области) от 20 мая 2022 года N 801, решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 5 сентября 2022 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа Тольятти Самарской области подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти Главного управления МЧС по Самарской области от 20 мая 2022 года N 801, решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 5сентября 2022 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа Тольятти Самарской области отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.