Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" Нестеренко Юлии Александровны, действующей на основании доверенности от 1 января 2023 года, на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 февраля 2022 года N 04-038/2022, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25 февраля 2022 года N 04-038/2022, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 октября 2022 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 18 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал",
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 февраля 2022 года N 04-038/2022 общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - ООО "Оренбург Водоканал", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, 25 февраля 2022 года должностное лицо, руководствуясь частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесло представление N 04-038/2022, в котором указано ООО "Оренбург Водоканал" на необходимость устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения и сообщить о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в установленный срок.
Постановление должностного лица от 25 февраля 2022 года N 04-038/2022 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 25 февраля 2022 года N 04-038/2022 решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 октября 2022 года и решением судьи Оренбургского областного суда от 18 января 2023 года оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Нестеренко Ю.А. просит об отмене постановления и представления должностного лица, а также решения судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 октября 2022 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 18 января 2023 года, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Южно- Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (далее также - Управление) на основании решения заместителя руководителя Управления от 24 января 2022 года N 0069-П в период с 31 января по 11 февраля 2022 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Оренбург Водоканал", в результате которой установлено, что общество владеет объектом негативного воздействия на окружающую среду - "Очистные сооружения канализации ЦОСиКС ООО "Оренбург Водоканал", который поставлен на учет как объект федерального государственного экологического надзора с присвоением кода: 53-0156-000027-П и является объектом негативного воздействия на окружающую среду I категории.
Согласно Федеральному государственному реестру объектов негативного воздействия на окружающую среду общество имеет 35 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ. Суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 160, 468646 т/год, из них ЦОСК - 103, 9825 т/год, иловые поля - 56, 4862 т/год, сведения в реестр внесены 29 сентября 2020 года.
Обществом в 2019 году проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников, определено, что в атмосферу поступает 24 загрязняющих веществ из 37 источников выбросов. Суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 161, 52432 т/год.
Управлением обществу установлены нормативы предельно допустимых выбросов на срок с 8 ноября 2019 года по 7 ноября 2025 года с валовым выбросом 161, 46842 т/год - в 2019 года, 160, 41272 т/год - в 2020-2025 годах, на основании которых выдано разрешение от 8 ноября 2019 года N 7/2019 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на объектах предприятия.
Приказом от 25 мая 2021 года N 0001-ОД обществом утвержден технологический регламент очистных сооружений канализации г. Оренбурга ТР 054.04-2021 (четвертая версия), изменивший технологический процесс (исключены из эксплуатации источники 0308, 0309, 0317, введен в эксплуатацию источник 0327).
Согласно отчету по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденного 25 августа 2021 года, в результате деятельности очистных сооружений в атмосферу выбрасываются 24 наименования загрязняющих веществ от 32 источников выбросов. Валовый выброс составляет 150, 88831 т/год.
25 декабря 2021 года общество в связи с изменениями в технологической схеме обработки осадка - выводом из эксплуатации метантенков на ОСК г. Оренбург, а также в связи с модернизацией системы отвода надиловой воды и установкой щелевых колодцев, вводом новой ГОУ, вводом новой блочномодульной котельной проведена актуализация инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выбросов от них. Инвентаризацией установлено, что в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества 24 наименования от 34 источников выбросов, суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет - 165, 44146 т/год.
Заявка об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду "Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО "Оренбург Водоканал" (код объекта 53-0156-000027-П) подана обществом только 24 февраля 2022 года.
Таким образом, на день окончания проверки (11 февраля 2022 года) обществом не исполнена обязанность по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в части внесения изменений в сведения об источниках негативного воздействия на окружающую среду - исключение из эксплуатации источников 0308, 0309, 0317, а также об изменении суммарного валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Выявленные при проверке нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечения ООО "Оренбург Водоканал" постановлением должностного лица административного органа, с выводами которого согласились предыдущие судебные инстанции к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения ООО "Оренбург Водоканал" административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда и судья областного суда, руководствуясь частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 8.46 названного Кодекса, пунктами 1, 6, 9 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 42, 45 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года N 352 (об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности), согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях ООО "Оренбург Водоканал" состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При этом предыдущие судебные инстанции исходили из того, что заявление об актуализации указанных сведений должно быть подано в разумные сроки. В период с 26 мая 2021 года по 11 февраля 2022 года прошло более 8 месяцев, а потому у общества имелась реальная возможность актуализировать названные сведения. Обществом органу государственного экологического контроля (надзора) представлен актуализированный отчет по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов I категории HBOC очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО "Оренбург Водоканал", утвержденный генеральным директором юридического лица 25 августа 2021 года, в котором отражены изменения технологического процесса в части отказа от эксплуатации в технологическом процессе источников 0308, 0309, 0317. Отчет утвержден соответствующим приказом руководителя общества, а потому оснований полагать, что общество в порядке, установленном пунктом 42 Порядка не провело корректировку данных инвентаризации выбросов, не имеется.
Следовательно, у юридического лица с 25 августа 2021 года (даты утверждения отчета) возникла обязанность по актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду - "Очистные сооружения канализации ЦОСиКС ООО "Оренбург Водоканал" в части исключения из эксплуатации источников 0308, 0309, 0317, а также об изменении суммарного валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Материалы дела позволили должностному лицу и предыдущим судебным инстанциям сделать вывод о том, что учреждением не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества в обоснование незаконности судебных актов приводит доводы о том, что на день привлечения общества к ответственности события административного правонарушения не имелось, поскольку срок актуализации сведений на объектах НВОС при вышеперечисленных изменениях технологического процесса не установлен, обязанность по корректировке процессов инвентаризации не наступила, поскольку прошло менее года со дня возникновения обстоятельств.
Следует признать, что все доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, заявленным при рассмотрении жалобы судьей районного суда и повторяют доводы, содержащиеся в жалобе на решение судьи районного суда, они являлись предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, право на защиту не нарушено, правила территориальной подсудности соблюдены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 8.46 названного кодекса.
Выводы предыдущих судебных инстанций о законности представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25 февраля 2022 года N 04-038/2022 являются верными, оснований не согласиться с ними при рассмотрении кассационной жалобы не имеется. Направление указанного представления в адрес заявителя обусловлено непосредственной связью с деянием, совершенным обществом, не выполнившим обязанность по представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы послужить основанием к изменению или отмене состоявшихся по делу актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 февраля 2022 года N 04-038/2022, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25 февраля 2022 года N 04-038/2022, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 октября 2022 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 18 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" Нестеренко Юлии Александровны - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.