Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации Склярова И.А. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 29 ноября 2022 года, вынесенное в отношении председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству Фазылова Нияза Мансуровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 29 ноября 2022 года председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству Фазылова Нияза Мансуровича (далее - Фазылов Н.М.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации Скляров И.А, направивший дело на рассмотрение судье, ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи, ссылаясь на отсутствие совокупности обстоятельств для назначения наказания по правилам статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации, так как данное административное правонарушение выявлено не в результате государственного, муниципального контроля (надзора), а допущенное Фазыловым Н.М. нарушение порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов выражено в грубом пренебрежении требованиям бюджетного законодательства, может представлять угрозу охраняемым общественным интересам и безопасности государства.
Фазылов Н.М, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче начальником инспекции Счетной палаты Российской Федерации Скляровым И.А. жалобы на указанное решение, в установленный срок не представила на нее возражения.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела, с учетом доводов жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из материалов дела следует, что в ходе контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)" установлено нарушение главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета - Государственным комитетом Республики Башкортостан по предпринимательству, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования) при следующих обстоятельствах.
Согласно статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены субсидии.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, форма которых предусмотрена в том числе абзацем 3 статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 (далее Правила N 999).
В силу пунктов 1 и 3 Правил N 999 устанавливаются общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Государственными программами Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Правила N 316).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 316 устанавливаются цели, порядок и условия предоставления и распределения начиная с 2021 года субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Согласно пункту 8 Правил N 316 предоставление субсидий осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пунктах 1 и 2 настоящих правил.
Пунктом 34 Правил установлено, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет"), система "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 34 Правил N 316 предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в системе "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Условием предоставления субсидии является заключение и исполнение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил N 999.
Субъекты Российской Федерации обеспечивают представление отчетов, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, в Министерство экономического развития Российской Федерации в указанные сроки в электронном виде с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (пункт 38 Правил N 316).
Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан 28 декабря 2020 года заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъекте Российской Федерации N 139-09-2021-118 (далее Соглашение 118).
Предметом Соглашения 118 является предоставление из федерального бюджета в 2021-2023 годах бюджету Республики Башкортостан субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств Федерального бюджета 139, раздел 04, подраздел 12, целевая статья 15 2 15 55270, вид расходов 523 в целях достижения результатов регионального проекта "Акселерация объектов малого и среднего предпринимательства", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в рамках программы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В соответствии с подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения 118 уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения 118 и представлению отчетности, является Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству.
В соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 18 апреля 2022 года N УГ- 212 Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству реорганизован, его правопреемником является Министерство предпринимательства и туризма Республики Башкортостан.
Средства в рамках Соглашения 118 перечислены Государственному комитету Республики Башкортостан по предпринимательству Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с расходными расписаниями от 25 декабря 2020 года N 139/00139/302, от 25 декабря 2020 года N 139/00139/446 в общем объеме 30 400 500 рублей.
В соответствии со статьями 158, 162, а также пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе как получатель бюджетных средств, обеспечивает соблюдение условий, целей и порядка, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в соответствии с соглашением лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Таким образом Государственному комитету Республики Башкортостан по предпринимательству, как главному распорядителю бюджетных средств, разрешено распределять распорядителям и получателям бюджетных средств (в том числе и себе как получателю бюджетных средств), администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора, администраторам источников финансирования дефицита бюджета, находящимся в его ведении, бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования, или принимать бюджетные обязательства и осуществлять платежи, в установленных расходными расписаниями пределах.
Соответственно на Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству в целях соблюдения порядка предоставления и расходования субсидии возложены обязанности, в том числе по представлению в Министерство экономического развития Российской Федерации достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием.
В нарушение срока, установленного подпунктом 4.3.6 пункта 4.3 Соглашения 118 Государственным комитетом Республики Башкортостан по предпринимательству не обеспечено своевременное представление в Министерств экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа ГИИС "Электронный бюджет" в установленный срок отчета о достижении значений показателей результативности Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 июля 2021 года. Отчет по состоянию на 1 июля 2021 года представлен только 22 июля 2021 года, то есть с нарушением установленного срока на 13 рабочих дней.
Также в нарушение срока, установленного пунктом 4.3.9.1 Соглашения 118, Государственным комитетом Республики Башкортостан по предпринимательству не обеспечено своевременное представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС "Электронный бюджет" в установленный срок отчета о расходах бюджета Республики Башкортостан, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом нарастающим итогом по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом в случае осуществления кассового расхода бюджета субъекта Российской Федерации, софинансируемого из федерального бюджета, на 1 июля 2021 года (не позднее 10 июля 2021 года включительно). Отчет по состоянию на 1 июля 2021 года представлен 23 июля 2021 года, то есть с нарушением срока на 13 дней.
Невыполнение Государственным комитетом Республики Башкортостан по предпринимательству обязанностей, предусмотренных Соглашением 118, по своевременному предоставлению соответствующего отчета Министерству экономического развития Российской Федерации в ГИИС "Электронный бюджет" является нарушением условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Ответственность за нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в отсутствие нецелевого использования бюджетных средств, предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 6 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по предпринимательству, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2020 года N 64, Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Башкортостан.
Указом Главы Республики Башкортостан от 19 апреля 2021 года N УГ-197 председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству назначен Фазылов Н.М, исполнявший свои обязанности до 18 апреля 2022 года.
Пунктом 7 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по предпринимательству, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2020 года N 64, предусмотрена ответственность председателя Госкомитета за невыполнение или ненадлежащее выполнение полномочий, возложенных на Государственный комитет Республики Башкортостан.
Фазылов Н.М, являясь председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству, не обеспечил в период с 6 июля 2021 года по 11 июля 2021 года в пределах своих полномочий организацию исполнения Соглашения 118 и надлежащий контроль за его исполнением.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Фазылова Н.М. протокола об административном правонарушении с последующим привлечением ее постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом на основании статьи 4.1.1 названного кодекса административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
Назначая административное наказание в виде предупреждения, мировой судья сослался на совокупность обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем с выводами мирового судьи согласиться нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Из буквального содержания данной нормы следует, что замена наказания в виде штрафа на предупреждение возможна при наличии совокупности определенных обстоятельств, в том числе при условии выявления административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отсутствие угрозы безопасности государства.
Вместе с тем, разрешая вопрос о применении в отношении Фазылова Н.М. положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья данные требования не учел.
В рассматриваемом случае вся совокупность условий для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение надлежащей проверки и оценки мировым судьей не получила, что не отвечает установленным статьей 24.1 указанного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В данном случае допущенное при рассмотрении дела нарушение предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения наказания является существенным, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка N 10 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 29 ноября 2022 года, вынесенное в отношении Фазылова Н.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в мировому судье.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации Склярова И.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 10 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 29 ноября 2022 года, вынесенное в отношении председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству Фазылова Нияза Мансуровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 10 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Л.А.Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.