Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу председателя Контрольно-счетной палаты Кировской области Лаптева Ю.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 67 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области от 19 августа 2022 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 26 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Кировского областного государственного автономного учреждения Центр спортивной подготовки "Вятка - старт" Орловой Наталии Николаевны,
УСТАНОВИЛА:
26 июля 2022 года главным инспектором Контрольно-счетной палаты Кировской области в отношении главного бухгалтера Кировского областного государственного автономного учреждения Центр спортивной подготовки "Вятка - старт" (далее также КОГАУ ЦСП "Вятка - старт", учреждение) Орловой Н.Н. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением мирового судьи судебного участка N 67 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области от 19 августа 2022 года возбужденные в отношении Орловой Н.Н. дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объединены в одно производство.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 67 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области от 19 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 26 сентября 2022 года, главный бухгалтер Кировского областного государственного автономного учреждения Центр спортивной подготовки "Вятка - старт" (далее также КОГАУ ЦСП "Вятка - старт", учреждение) Орлова Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначенный административный штраф заменен предупреждением.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, председатель Контрольно-счетной палаты Кировской области Лаптев Ю.Н, должностное лицо, направившее протокол об административном правонарушении и иные материалы на рассмотрение судье, ссылаясь на незаконность применения судьями положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ставит вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
От Орловой Н.Н, извещенной в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, поступили возражения, в которых содержаться просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений и прекращении производства по делу в связи с малозначительность деяния.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы и возражений на нее, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Орловой Н.Н. к административной ответственности) грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная этой статье административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.
При этом в силу примечания 4 к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в числе иного, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Исходя из положений части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Орловой Н.Н. к административной ответственности на основании части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о допущенном названным лицом, являющимся главным бухгалтером КОГАУ ЦСП "Вятка - старт", искажении данных бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020, 2021 годы, выраженных в денежном измерении, которые привели к искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности более чем на 10 процентов, а именно:
- в бухгалтерской отчетности учреждения в форме 0503769 "Сведения по дебиторской и кредитной задолженности учреждения" (по виду финансового обеспечения - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания и виду задолженности - дебиторская) в графе 10 по счету 4 205 31 000 не отражена долгосрочная дебиторская задолженность по поступлениям в виде субсидии на выполнение государственного задания в 2020 году - в сумме 77488196, 43 руб. (по состоянию на 1 января 2021 года), в 2021 году - в сумме 213490792, 16 руб. (по состоянию на 1 января 2022 года);
- в бухгалтерской отчетности учреждения в форме 0503730 "Баланс государственного учреждения" в графах 8 и 10 строки 251 "из них: долгосрочная" в составе дебиторской задолженности не отражена долгосрочная дебиторская задолженность по поступлениям в виде субсидии на выполнение государственного задания в сумме 77488196, 43 руб. (по состоянию на 1 января 2021 года), в сумме 213490792, 16 руб. (по состоянию на 1 января 2022 года).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления главным инспектором Контрольно-счетной палаты Кировской области 26 июля 2022 года в отношении главного бухгалтера КОГАУ ЦСП "Вятка - старт" Орловой Н.Н. протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы направлены мировому судье на рассмотрение.
Определением мирового судьи судебного участка N 67 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области от 19 августа 2022 года возбужденные в отношении Орловой Н.Н. дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объединены в одно производство. Мировой судья при этом руководствовался положениями части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
По результатам рассмотрения дела мировой судья пришел к выводу о наличии в деянии главного бухгалтера Орловой Н.Н. состава вмененных административных правонарушений, лицу, привлеченному к административной ответственности, назначил административное наказание в пределах санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом на основании статьи 4.1.1 названного Кодекса административное наказание в виде административного штрафа заменено мировым судьей на предупреждение.
С такими выводами мирового судьи согласился судья районного суда.
Председатель Контрольно-счетной палаты Кировской области Лаптев Ю.Н, должностное лицо, направившее протокол об административном правонарушении и иные материалы на рассмотрение судье, обратился с жалобой в Шестой кассационный суд общей юрисдикции на состоявшиеся по делу судебные акты, заявляя о неправомерности применения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года N 290-ФЗ часть 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в новой редакции, согласно которой за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 1563-О).
Таким образом, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы указанного Кодекса является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является исключительной.
При рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны быть учтены совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе, не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года, вопрос N 43).
Вместе с тем, разрешая вопрос о применении в отношении главного бухгалтера учреждения Орловой Н.Н. положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья данные положения не учел.
Доводы должностного лица об отсутствии в рассматриваемом случае всей совокупности условий для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение надлежащей проверки и оценки судьей районного суда в решении не получили.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 указанного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В данном случае допущенное при рассмотрении дела нарушение предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения наказания является существенным. Поскольку по результатам рассмотрения данного дела вынесено постановление о признании Орловой Н.Н. виновной с назначением административного наказания, не имеется препятствий для отмены принятых по делу судебных актов и возвращения дела мировому судье на новое рассмотрение и вынесения законного и обоснованного решения.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка N 67 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области от 19 августа 2022 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 26 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Орловой Н.Н, подлежат отмене, а дело - возвращению мировому судье судебного участка N 67 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела мировому судье следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, и вынести законное и обоснованное решение с учетом срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом доводы возражений Орловой Н.Н. относительно законности привлечения ее к административной ответственности и необходимости применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации могут быть заявлены при новом рассмотрении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу председателя Контрольно-счетной палаты Кировской области Лаптева Ю.Н. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 67 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области от 19 августа 2022 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 26 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Кировского областного государственного автономного учреждения Центр спортивной подготовки "Вятка - старт" Орловой Наталии Николаевны отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 67 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.