Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданные 26 января 2023 года кассационные жалобы администрации городского округа Самара, администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 октября 2022 года по гражданскому делу N 2-2581/2022 по исковому заявлению прокурора города Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Самара, администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара об обязании организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов.
Заслушав доклад судьи Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу и доводы кассационных жалоб, выслушав их поддержку объяснения представителя администрации внутригородского Кировского района городского округа Самара по доверенности Смысловой Г.В, представителя администрации городского округа Самара по доверенности Пименовой М.В, возражения представителя ГБУЗ Самарской области "Самарская городская поликлиника N 4 Кировского района" по доверенности Соловьевой И.С. против удовлетворения кассационных жалоб, мнение прокурора четвёртого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Самары (далее - истец, прокурор) обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара (далее - администрация Кировского района), администрации городского округа Самара (далее - администрация г.о. Самара) о возложении обязанности оборудовать места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" соответствии с требованиями ГОСТ.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Самары проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на прилегающей территории ГБУЗ Самарской области "Самарская городская поликлиника N 4 Кировского района".
Проверкой установлено, что на прилегающих территориях зданий указанного медицинского учреждения, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, что существенно нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.
Указывая на допущенные нарушения законодательства, прокурор с просил суд обязать администрацию Кировского района г. Самары и администрацию г.о. Самары оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по приведённым адресам в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 4 августа 2021 года исковые требования прокурора города Самары удовлетворены; на администрацию городского округа Самара возложена обязанность организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" соответствии с требованиями ГОСТ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 октября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, постановлено новое решение, которым на администрацию городского округа Самара возложена обязанность организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: "адрес" соответствии с требованиями ГОСТ; на администрацию внутригородского Кировского района городского округа Самара возложена обязанность организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" соответствии с требованиями ГОСТ.
В кассационных жалобах администрация Кировского района г. Самары, администрация г.о. Самары просят отменить апелляционное определение суда апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование поданных кассационных жалоб оба автора утверждают о том, что организация парковочных мест, указанных в судебном акте суда апелляционной инстанции, не относится к обязанностям каждого из административных ответчиков. Как утверждает, представитель администрации Кировского района г. Самары, дорожная деятельность в г. Самаре относится к ведению администрации г.о. Самары. В свою очередь представитель г.о. Самары полагает, что надлежащим ответчиком должен являться департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самары, в полномочия которого входят вопросы по ремонту и содержанию автомобильных дорог г.о. Самары.
На основании определения судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции осуществлен переход к рассмотрению вышеназванного дела по правилам административного судопроизводства, дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему делу не допущено.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) уполномоченного органа незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности бездействия уполномоченного органа и реального нарушения этим прав граждан.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что прокуратурой города Самары проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которой установлено, что на прилегающих территориях зданий ГБУЗ Самарской области "Самарская городская поликлиника N 4 Кировского района", расположенных по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, медицинские учреждения расположены на внутриквартальной территории.
Автомобильные дороги, расположенные по "адрес", не входят в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный постановлением администрации городского округа Самара от 22 сентября 2014 года N 1441, и не являются собственностью городского округа Самара.
В свою очередь автомобильные дороги, расположенные по адресам: "адрес" входят в указанный Перечень автомобильных дорог общего пользования и являются собственностью городского округа Самара.
Разрешая административный спор и принимая решение о возложении на администрацию г.о. Самары обязанность организовать места для стоянок транспортных средств инвалидов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указал, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), относится к ведению администрации г.о. Самары.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение в вышеприведенной формулировке, суд апелляционной инстанции согласился с тем, что администрацией г.о. Самары надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к ряду социально-значимых объектов не принимаются; отсутствие выделенных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов.
В то же время, исходя из содержания пункта 2 статьи 1 Закона Самарской области от 6 июля 2015 года N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" суд апелляционной инстанции констатировал, что за внутригородскими районами городского округа Самара закрепляются вопросы местного значения городского округа, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). Поэтому, учитывая принадлежность спорных участков автомобильных дорог и их месторасположение, суд апелляционной инстанции возложил обязанности по организации мест стоянки транспортных средств для инвалидов, как на администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самары, так и на администрацию г.о. Самары.
Оснований не согласиться с данными суждениями суда апелляционной инстанций судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Так, согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Самарской области от 6 июля 2015 года N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов", установлено, что за внутригородскими районами городского округа Самара закрепляются вопросы местного значения городского округа из числа установленных в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия по решению которых разграничиваются между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 части 1 статьи 7 Устава городского округа Самара Самарской области, к вопросам местного значения городского округа Самара относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Уставе городского округа Самара приведён перечень вопросов местного значения, закрепленных за администрациями внутригородских районов, среди которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородских районов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородских районов, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 7.1 названного Устава).
В соответствии с абзацем 7 статьи 19 Закона Самарской области от 6 июля 2015 года N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" организация благоустройства территории внутригородского района, включая ремонт и содержание внутриквартальных проездов, в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района относиться к компетенции администрации внутригородского района городского округа Самара.
Руководствуясь названным правовым регулированием и фактическим обстоятельствами дела, в частности тем фактом, что автомобильные дороги, расположенные по "адрес", не входят в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный постановлением администрации городского округа Самара от 22 сентября 2014 года N 1441, и не являются собственностью городского округа Самара, суд апелляционной инстанции обоснованно возложил на администрацию внутригородского Кировского района г.о. Самары обязанность по организации мест для стоянки транспортных средств инвалидов по этим адресам. Возложение обязанности на администрацию г.о. Самары оборудовать такими местами автомобильные дороги, расположенные по адресам: "адрес", обусловлена внесением этих участков дорог в Перечень автомобильных дорог общего пользования и отнесением к собственности городского округа Самара.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Отсутствие надлежаще оборудованных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не соответствует требованиям действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, а также законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.
Доводы кассационных жалоб о том, что как администрация внутригородского района, так и администрация городского округа не наделены полномочиями по оборудованию мест для специальных автотранспортных средств инвалидов в рамках осуществления дорожной деятельности, не соответствует действительности ввиду вышеприведённых законоположений.
Утверждения автора кассационной жалобы о том, что администрация внутригородского района не является ответственной за содержание и благоустройство внутриквартального проезда, расположенного в границах земельного участка, собственником которого администрация не является, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку административными ответчиками не представлено доказательств отнесения соответствующей части автодороги к дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара, как и не представлено доказательств невозможности организации парковочных мест в указанной части автодороги.
Факт ненахождения в собственности администрации внутригородского района земельного участка, на котором необходимо организовать места для парковки, сам по себе не является препятствием к возложению соответствующей обязанности на администрацию внутригородского района.
Аргументы кассационной жалобы администрации г.о. Самары о том, что надлежащим ответчиком по делу является департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самары, в полномочия которого входят вопросы по ремонту и содержанию автомобильных дорог г.о. Самары, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку такая обязанность в силу закона возложена на исполнительный орган местного самоуправления, то есть на администрацию. Передача этих полномочий структурному подразделению, в частности упомянутому Департаменту, не освобождает Администрацию от исполнения возложенных на него федеральными законами обязанностей.
Исходя из этого, судебная коллегия полагает, что основания для удовлетворения кассационных жалоб, и, как следствие, отмены постановленного по делу судом апелляционной инстанции судебного акта, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 октября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации городского округа Самара, администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.