Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Подгорновой О.С, судей Шабанова С.Г, Бугаевой В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации "адрес" Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску исполняющего обязанности прокурора "адрес" Республики Башкортостан в интересах ФИО2 к администрации муниципального района "адрес" Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения прокурора четвертого отдела (с дислокацией в "адрес") апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тихоновой Ю.В, указавшей, что судебные постановления являются законными и обоснованными, просившей оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
прокурор "адрес" Республики Башкортостан в интересах ФИО1 обратился с исковым заявлением к администрации муниципального района "адрес" Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, указывая на то, что прокуратурой "адрес" Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Постановлением администрации муниципального района "адрес" Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 включена в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Проверка показала, что ФИО1 достигла возраста 18 лет, не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений.
Вместе с тем, ФИО1 до настоящего времени администрацией муниципального района "адрес" Республики Башкортостан не обеспечена благоустроенным жилым помещением, чем нарушены жилищные права ФИО1, имеющей право на дополнительные гарантии социальной поддержки со стороны государства.
"адрес" Республики Башкортостан в интересах ФИО1 просил обязать администрацию муниципального района "адрес" Республики Башкортостан предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах "адрес" Республики Башкортостан и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора "адрес" Республики Башкортостан в интересах ФИО1 к администрации муниципального района "адрес" Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения удовлетворены, на администрацию муниципального района "адрес" Республики Башкортостан возложена обязанность за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах "адрес" Республики Башкортостан и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Администрация муниципального района "адрес" Республики Башкортостан обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением.
Постановлением администрации муниципального района "адрес" Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Судом установлено, что ФИО1 не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений.
ФИО1 до настоящего времени администрацией муниципального района "адрес" Республики Башкортостан не обеспечена благоустроенным жилым помещением.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 57, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделений органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 года N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан", исходил из того, что право Рахматуллиной Ю.А, как лица из числа детей-сирот на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда подтверждается, обязанность по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот в Республике Башкортостан возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем именно администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обязана предоставить ФИО1 жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и определенной площадью.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Оснований для иных выводов по доводам кассационной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФИО1 с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда не обращалась, список формируется в хронологическом порядке в соответствии с датой возникновения у детей-сирот права на предоставление жилых помещений, у ФИО1 отсутствует право на внеочередное обеспечение жильем, не могут служить основанием к отмене постановленных судебных актов в кассационном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Автор кассационной жалобы указывает, что в настоящее время субвенции, предоставленные бюджету муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на 2022 г, освоены. Процедура по обеспечению жильем детей-сирот связана с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку положения Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также принятые во исполнение данного закона нормы Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-3 "О наделений органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 г. N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан", не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права. Реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Доводы жалобы по существу повторяют позицию ответчика при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и объема доказательств по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе доводы не могут повлечь отмену судебных постановлений.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В связи с изложенным, отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации "адрес" Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Подгорнова
Судьи С.Г. Шабанов
В.Н. Бугаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.