Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Назейкиной Н.А, судей Рипка А.С, Данилина Е.М, при участии прокурора Шестого отдел апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вострокнутовой В.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 8 сентября 2022 года, апелляционное определение Ульяновского областного суда от 13 декабря 2022 года по гражданскому делу N2-1-493/2022 по исковому заявлению прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав неопределённого круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бесхозяйными самовольно возведенных строений, об обязании сноса самовольных построек, Заслушав доклад судьи Рипка А.С, заключение прокурора Шестого отдел апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вострокнутовой В.К, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав неопределённого круга лиц, к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бесхозяйными самовольно возведенных строений, возложении обязанности снести самовольные постройки.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований земельного законодательства. Прокурорской проверкой вскрыт факт наличия самовольных построек в государственном лесном фонде по направлению к береговой полосе Куйбышевского водохранилища р. Волга. Установлено, что в нарушение вышеназванного законодательства на земельном участке с кадастровым номером N (разрешенное использование - для размещения лесной растительности, категория земель - земли лесного фонда) имеются постройки в виде домов и хозяйственных помещений. Так, на вышеуказанном участке, на участке местности с координатами N, расположено три деревянных строения, из которых одно похоже на дом, два - на подсобные помещения, что подтверждается актом осмотра и фотоматериалами. Данные строения не имеют собственников, признаков проживания не имеется.
Земельный участок с кадастровым номером N является собственностью Российской Федерации, в аренду не передавался. Собственников строений в ходе проверки установить не удалось. Таким образом, установлен факт нахождения вышеуказанных построек на земельном участке государственного лесного фонда с кадастровым номером N. Данные постройки являются самовольно возведенными.
Просил признать бесхозяйными самовольно возведенные строения на земельном участке с кадастровым номером N на участках местности с координатами N: три деревянных строения, одно из которых похоже на дом, два - на подсобные помещения; обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области снести указанные самовольные постройки.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Ульяновской области, Межрегиональное территориальное управление государственным имуществом Республики Татарстан и Ульяновской области, МУ Администрация МО "Ульяновский район" Ульяновской области, Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ГКУ Ульяновской области "Ульяновское лесничество".
Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 8 сентября 2022 года исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав неопределённого круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бесхозяйными самовольно возведенных строений, об обязании сноса самовольных построек удовлетворены. Самовольно возведенные строения, а именно: 3 деревянных строения, 1 из которых похож на дом, 2 - на подсобные помещения, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", на участках местности с координатами N признаны бесхозяйными. Суд обязал Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести самовольные постройки: 3 деревянных строения, 1 из которых похож на дом, 2 - на подсобные помещения, расположенные по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, на участках местности с координатами N.
Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 13 декабря 2022 года решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 8 сентября 2022 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.08.2022 N 15/487-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 N 16/299-П и о признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 N 15/366-П" внесены в постановление Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 N 16/299-П "О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области" следующие изменения:
1) в заголовке слова "природы и цикличной экономики" заменены словами "природных ресурсов и экологии";
2) в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 слова "природы и цикличной экономики" заменены словами "природных ресурсов и экологии".
2. Утверждены прилагаемые изменения в Положение о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в ходе проверки соблюдения лесного законодательства, проведенной прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области, было установлено, что на лесном участке с кадастровым номером 73:19:000000:519 (разрешенное использование - для размещения лесной растительности, категория земель - земли лесного фонда), имеются постройки в виде домов и хозяйственных помещений. Так, на вышеуказанном участке, на участке местности с координатами 54.543333 48.411389 расположено три деревянных строения, из которых одно похоже на дом, два - на подсобные помещения.
Возведенные постройки расположены на землях лесного фонда, не прошли процедуру согласования с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области. В ходе проверки лица, осуществившие постройки указанных объектов, установлены не были.
Данные обстоятельства ответчиком при рассмотрении дела не оспаривались.
Как следует из материалов дела, собственником лесного участка с кадастровым номером 73:19:000000:519 является Российская Федерация.
Руководствуясь частью 1 статьи 8, пунктом 6 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 222, пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что спорный лесной участок в установленном лесным и земельным законодательством порядке каким-либо физическим и юридическим лицам не предоставлялся, расположенные на нем строения не относятся к объектам лесной инфраструктуры, суды обоснованно признали их бесхозяйными и возложили на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области (после смены наименования Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области) обязанность по устранению нарушения лесного законодательства путем сноса возведенных на нем объектов.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Осуществление части полномочий в области лесных отношений, в том числе в отношении земельных участков земель лесного фонда, Российской Федерацией передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 ЛК РФ, в частности: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 N 16/299-П Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее - Министерство) является возглавляемым Правительством Ульяновской области исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.
Согласно пункту 2.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 N 16/299-П в области использования лесов и сохранения их полезных функций Министерство выполняет следующие функции:
осуществляет в установленном порядке мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
осуществляет в пределах предоставленных полномочий мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров;
разрабатывает в пределах предоставленных полномочий планы тушения лесных пожаров;
обеспечивает в пределах предоставленных полномочий выполнение работ по тушению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах, включая организацию осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также организацию осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Ульяновской области;
осуществляет выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), а также лесоразведение;
осуществляет ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ульяновской области;
осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану;
осуществляет осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки) после выполнения лесосечных работ;
осуществляет предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, подготовку, организацию и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда;
определяет функциональные зоны в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, устанавливает и изменяет границы лесопарковых зон, зеленых зон;
исчисляет и устанавливает расчетную лесосеку в установленном порядке, а также вносит в установленном федеральным законодательством порядке предложения для утверждения расчетной лесосеки;
представляет в установленном порядке заинтересованным лицам выписку из государственного лесного реестра;
организует в установленном законодательством порядке предоставление лесных участков, находящихся в государственной собственности, для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений и морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи и связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
обеспечивает в пределах предоставленных полномочий охрану, защиту и воспроизводство лесов на землях лесного фонда;
разрабатывает лесной план Ульяновской области;
проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, находящихся в муниципальной собственности, и утверждает заключения по результатам указанной экспертизы;
разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств в установленном порядке;
вносит в Правительство Ульяновской области предложения об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Ульяновской области, в целях его аренды; ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Ульяновской области; ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан; порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд; порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
рассматривает в пределах предоставленных полномочий отчеты об использовании, охране и защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
обеспечивает в установленном порядке привлечение населения и общественных объединений к участию в рациональном использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов;
осуществляет закупки товаров, работ и услуг, необходимых для проведения работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесным кодексом Российской Федерации;
осуществляет управление организациями, находящимися в ведении Министерства;
проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства;
финансирует в установленном порядке затраты на ведение лесного хозяйства за счет всех источников финансирования, предусмотренных федеральным законодательством;
осуществляет мероприятия по формированию благоприятной рыночной среды, способствующей привлечению инвестиций в сферу лесозаготовок и переработки древесины;
принимает решение об утверждении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект:
в отношении проектов, реализуемых на лесных участках, находящихся в собственности Ульяновской области;
в отношении проектов, реализуемых на лесных участках в границах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
принимает и рассматривает лесные декларации;
вносит в государственный лесной реестр сведения о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд на землях лесного фонда;
образует лесные участки из земель лесного фонда;
обращается с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в границах земель лесного фонда;
принимает решение об утверждении проектной документации лесных участков или решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков;
принимает решение о заключении с арендаторами находящихся в государственной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившими договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов;
устанавливает коэффициент для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, применяемый при расчете платы по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства;
обращается в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений лесных участков, расположенных в границах лесного фонда Ульяновской области;
выдает разрешения на использование земель или земельного участка из состава земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута для проведения инженерных изысканий, капитального или текущего ремонта линейного объекта, строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, осуществления геологического изучения недр, размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;
утверждает проект межевания территории для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, расположенных на лесных участках;
представляет информацию в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней;
утверждает схемы расположения земельного участка или земельных участков в составе земель лесного фонда на кадастровом плане территории;
направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информацию для включения в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
ограничивает в установленном порядке пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;
требует от лесопользователей представления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защите лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводству лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведению; осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса переданы от Российской Федерации органом государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, суды пришли к обоснованному выводу о том, что требования предъявлены к надлежащему ответчику.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов судебными инстанциями нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 8 сентября 2022 года, апелляционное определение Ульяновского областного суда от 13 декабря 2022 года по гражданскому делу N2-1-493/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А.Назейкина
Судьи А.С.Рипка
Е.М.Данилин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.