Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Федотовой Е.В.
судей Тураевой Т.Е, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Насировой Латафат Варгуллах кызы на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 декабря 2022 года по гражданскому делу N 2-5548/2022 по иску Насировой Латафат Варгуллах кызы к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в страховой стаж и назначение страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Насирова Л.В.к. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда в РФ по Самарской области (в настоящее время после переименования Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области) о включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости. В обоснование требований указала на то, что 13 сентября 2021 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости. Однако Решением N от 06 октября 2021 года ГУ - ОПФ РФ по Самарской области ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого страхового стажа 12 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21. Пенсионный орган не принял к зачету ее трудовую книжку серия N от 26 сентября 1988 г, сославшись на то, что она заведена с отклонениями от Инструкции о порядке ведения трудовых книжек - имя, отчество не соответствует паспортным данным заявителя. Кроме того, не включил в страховой стаж период ее учебы с 01 сентября 1982 г..по 02 марта 1985 г..в Шекинском текстильном техникуме, так как обучение в высших, средних специальных учебных заведениях засчитывается в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа, либо служба в составе ВС СССР, или иная служба, указанная в пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, не засчитан периоды работы с 01 января 1991 года по 02 января 1995 г..в Отделе народного образования города Сумгаит, с 03 марта 1995 года по 10 декабря 1996 г..в хозяйственном бюро ГОО Сумгаит, поскольку соглашение между РФ и Азербайджанской Республикой в области пенсионного обеспечения в настоящее время отсутствует.17 декабря 2021 года она обратилась к ответчику с повторным заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Однако Решением N от 17 марта 2022 года ГУ - ОПФ РФ по Самарской области ей также отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 ФЗ от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого страхового стажа 12 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21. Документально подтвержденный страховой стаж на дату обращения составляет 04 года 03 месяца 12 дней, ИКП - 4, 491. Периоды учебы с 01 сентября 1982 г..по 02 марта 1985 г..и периоды работы с 01 января 1991 г..по 02 января 1995 г, с 03 марта 1995 г..по 10 декабря 1996 г..вновь не засчитаны в страховой стаж по вышеуказанным основаниям. Кроме того, ГУ - ОПФ РФ по Самарской области не учел справки о заработной плате от 27 октября 2021 года N и N, выданные Отделом образования г..Сумгаит за период работы с 22 февраля 1990 года по 31 декабря 1996 года, так как размер пенсии граждан, прибывших из государств, не заключивших соглашения с РФ, исчисляется из заработка 60 мес. в рублях за периоды работы на территории государств- республик бывшего СССР до 01 января 1991 года.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 декабря 2022 года, в удовлетворении исковых требований Насировой Латафат Варгуллах кызы к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости - отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе Насирова Л.В.к. в лице своего представителя Назаровой Е.В. просит об отмене судебных актов, полагая их незаконными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания по уважительной причине не просили, в связи с чем с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
В связи со вступлением в законную силу 01 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", перестал применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ.
С 01 января 2015 года страховая пенсии по старости назначается досрочно на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) не менее 21 в 2021 году.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст.11 данного закона и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
На основании ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Вместе с тем, Республика Азербайджан Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 г. не подписала, участником данного Соглашения не является.
После распада СССР трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г, может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.
Данное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан отсутствует.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 1011-О-О, в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерацией" указано, что в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством. В силу ст. 10 вышеуказанного Федерального закона, периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в пункте 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации. Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. В соответствии с пунктом 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99 р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что с 01 сентября 1982 г. по 02 марта 1985 г. истец проходила учебу в Шекинском текстильном техникуме; с 01 января 1991 г. по 02 января 1995 г. осуществляла трудовую деятельность в Отделе народного образования города Сумгаит; с 03 марта 1995 г. по 10 декабря 1996 г. - в хозяйственном бюро ГОО Сумгаит.
При рассмотрении заявления Насировой Л.В.к. от 13 сентября 2021 г. о назначении страховой пенсии по старости, документально подтвержденный страховой стаж истца отсутствовал.
При рассмотрении заявления от 17 декабря 2021 г. о назначении страховой пенсии по старости, в связи с подтверждением факта принадлежности трудовой книжки, документально подтвержденный страховой стаж составил 04 года 03 месяца 12 дней и величина ИПК - 4, 491.
При расчете величины ИПК был применен наиболее выгодный вариант его исчисления в соответствии с п. 3 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В страховой стаж истца решениями пенсионного органа от 06 октября 2021 г. и от 17 марта 2022 г. не включены периоды:
- период учебы с 01 сентября 1982 г. по 02 марта 1985 г. в Шекинском текстильном техникуме, так как отсутствует предшествующий учебе период работы;
- период работы с 01 января 1991 г. по 02 января 1995 г. в Отделе народного образования г. Сумгаит и с 03 марта 1995 г. по 10 декабря 1996 г. в хозяйственном бюро ГОО Сумгаит, так как Договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан отсутствует, уплата за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации также отсутствует.
Документально подтвержденный страховой стаж истца составляет 04 года 03 месяца 12 дней и величина ИПК - 4, 491, что не дает права на пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), в связи с отсутствием страхового стажа не менее 12 лет и величины ИПК не менее 21 в 2021 году.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж истца периода ее учебы в Шекинском текстильном техникуме с 1 января 1982 года по 2 марта 1985 года, оценив представленные доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходил из того, что период обучения не относится к иным периодам, которые засчитываются в страховой стаж согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ввиду отсутствия международного договора между Республикой Азербайджан и Российской Федерации в области пенсионного обеспечения, периоды работы и иной деятельности в указанной республике после 1 января 1991 года должны включаться в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установив, что Насировой Л.В.к. в материалы дела не представлены доказательства тому, что в период работы на территории Республики Азербайджан с 1 января 1991 года по 10 декабря 1996 года ею уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд пришел к выводу, что оснований для включения указанного периода в страховой стаж истца также не имеется.
Установив недостаточность страхового стажа, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, сомнений в их законности не вызывают, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды первой и апелляционной инстанции исходили из системного толкования приведенных в решении и апелляционном определении нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Мнение заявителя о наличии страхового стажа, приобретенного на территории Азербайджанской Республики в период с 01января 1991 года по 2 января 1995 года, а также с 3 марта 1995 года по 10.12.1996 года, подлежащего учету при назначении страховой пенсии в Российской Федерации основаны на неправильном применении российского пенсионного законодательства.
Доводы жалобы, в том числе относительно периода учебы с 1 сентября 1982 года по 2 марта 1985 года, повторяют правовую позицию, излагавшуюся истцом в судах первой и апелляционной инстанций, подробно исследованную судами и правильно оцененную в оспариваемых судебных актах.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не установлено.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Насировой Латафат Варгуллах кызы - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Федотова
Судьи Т.Е. Тураева
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.