Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шайдуллина Р.Р, судей Петровой И.И, Осиповой С.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 28 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 января 2023 г. по гражданскому делу N 2-6670/2022 по иску Камалеева С.З. оглы к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Петровой И.И, объяснения представителя прокуратуры Республики Татарстан - Сальникова А.А, действующего по доверенности, судебная коллегия
установила:
Камалеев С.З. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о компенсации морального вреда, в обоснование исковых требований указав следующее.
8 октября 2016 г. он был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктом "г" части 4 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Постановлением Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 10 октября 2016 г. в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком до 7 декабря 2016 г, который в последующем неоднократно продлевался.
Приговором Советского районного суда г. Казани от 3 июня 2019 г. он был осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктом "г" части 4 статьи 228.1 УК РФ с применением статьи 64 УК РФ к 8 годам лишения свободы. На основании части 5 статьи 74 УК РФ условное осуждение по приговору Московского районного суда г. Казани от 21 октября 2014 г. было отменено и в соответствии со статьей 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к назначенному наказанию не отбытой части наказания окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком 9 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 ноября 2019 г. данный приговор был изменен, в резолютивной части определено указать о зачете в срок отбывания наказания времени содержания его под стражей с 7 октября 2016 г. по день вступления приговора в законную силу в соответствии с пункта "а" части 3.1 статьи 72 УК РФ, исходя из расчета один день нахождения под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор в части взыскания с него процессуальных издержек в размере 25 720 руб, а также в части обращения в доход государства вещественных доказательств отменен и уголовное дело в этой части направлено на новое судебное рассмотрение, в остальной части приговор оставлен без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2021 г. приговор и апелляционное определение оставлены без изменения.
Однако Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2022 г. постановления судов от 6 декабря 2016 г. и последующие постановления о продлении срока содержания под стражей были отменены.
Ссылаясь на то, что в результате необоснованного и незаконного избрания в отношении него меры пресечения в виде содержания под стражей ему был причинен моральный вред, истец просил суд взыскать с Минфина России в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 28 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 января 2023 г, исковые требования Камалеева С.З. оглы удовлетворены частично.
Взыскана с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Камалеева С.З. оглы компенсация морального вреда в сумме 70 000 руб.
Исковые требования в остальной части оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик Минфин России просит отменить судебные постановления, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на отсутствие оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку в отношении него не имеется факта незаконного уголовного преследования.
Представитель прокуратуры Республики Татарстан Сальников А.А. в судебном заседании полагал состоявшиеся по делу решение и апелляционное определение законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции не явились.
От истца Камалеева С.З. в суд кассационной инстанции поступили письменные возражения на кассационную жалобу ответчика, в которых он просит оставить судебные постановления без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия определиларассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив изложенные в жалобе доводы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Подобных нарушений в настоящем деле судами не допущено.
В соответствии с статьей 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. (пункт 1).
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу статьи 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Как следует из материалов дела и установлено судами, 8 октября 2016г. Камалеев С.З. задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктом "г" части 4 статьи 228.1 УК РФ.
Постановлением Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 10 октября 2016 г. в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком до 7 декабря 2016 г, а постановлением от 6 декабря 2016 г. срок содержания продлен на 1 месяц, то есть до 7 января 2017г.
Соответствующими постановлениями судьи Советского районного суда г. Казани от 29 декабря 2016 г. и от 17 февраля 2017 г. срок содержания Камалеева С.З. под стражей продлен до 7 марта 2017 г. и до 7 мая 2017 г.
Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Татарстан 7 марта 2017 г. постановление от 17 февраля 2017 г. в отношении Камалеева С.З. оставлено без изменения.
Соответствующими постановлениями судьи Тверского районного суда г. Москвы от 4 мая 2017 г. и от 4 августа 2017 г. срок содержания Камалеева С.З. под стражей продлен до 7 августа 2017 г. и до 7 октября 2017 г. При этом, заявленные стороной защиты ходатайства об изменении ему меры пресечения на более мягкую или на иную связанную с заключением под стражу, в том числе на домашний арест либо залог оставлено без удовлетворения.
Соответствующими постановлениями судьи Московского городского суда от 28 сентября 2017 г, 20 декабря 2017 г, 1 марта 2018 г. и от 27 апреля 2018 г. срок содержания Камалеева С.З. под стражей продлен до 8 января 2018 г, до 8 марта 2018 г, до 8 мая 2018 г. и по 8 августа 2018 г. включительно.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным Московского городского суда от 5 июня 2018 г. постановление от 27 апреля 2018 г. в отношении Камалеева С.З. оставлено без изменения.
На стадии судебного разбирательства постановлением судьи Советского районного суда г. Казани от 26 июля 2018 г. назначено предварительное слушание по уголовному делу, мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Камалеева С.З. оставлена без изменения.
Постановлением судьи от 7 августа 2018 г, оставленным без изменения апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Татарстан от 7 сентября 2018 г, срок содержания Камалеева С.З. под стражей продлен на 2 месяца, то есть до 17 сентября 2018 г, постановлением от 6 сентября 2018 г, оставленным без изменения апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Татарстан от 25 сентября 2018 г. - до 17 декабря 2018 г, а постановлением от 29 ноября 2018 г. - до 17 июня 2019 г.
Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Татарстан от 14 декабря 2018 г. постановление от 29 ноября 2018 г. изменено, постановлено считать продленным срок содержания его под стражей на 3 месяца, всего до 8 месяцев, то есть до 17 марта 2019 г.
Постановлением от 28 февраля 2019 г, оставленном без изменения Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 марта 2019 г, срок содержания Камалеева С.З. под стражей продлен на 4 месяца, всего до 11 месяцев, то есть до 17 июня 2019 г.
Приговором Советского районного суда города Казани 3 июня 2019 г. Камалеев С.З. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктом "г" части 4 статьи 228.1 УК РФ с применением статьи 64 УК РФ к 8 годам лишения свободы. На основании части 5 статьи 74 УК РФ условное осуждение Камалеева С.З. по приговору Московского районного суда г. Казани от 21 октября 2014 г. по части 2 статьи 228 УК РФ отменено и в соответствии со статьей 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к назначенному наказанию не отбытой части наказания по приговору от 21 октября 2014 г, окончательно назначено 9 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде заключения под стражу Камалееву С.З. оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу. Срок отбывания наказания постановлено исчислять с 3 июня 2019 г. и зачесть в него время содержания Камалеева С.З. под стражей с 8 октября 2016 г. по 2 июня 2019 г. из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы.
Также установлено, что Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2022 г. постановление судьи Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 6 декабря 2016 г, постановления судей Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 29 декабря 2016 г, 17 февраля 2017 г, 26 июля 2018 г. (в части решения вопроса о мере пресечения), 7 августа 2017 г, 6 сентября 2018 г. (в части решения вопроса о мере пресечения), постановления судей Тверского районного суда г. Москвы от 4 мая 2017 г, 4 августа 2017 г, постановления судей Московского городского суда от 28 сентября 2017 г, 20 декабря 2017 г. (с учетом постановления от 22 декабря 2017 г.), от 1 марта 2018 г, 27 апреля 2018 г, постановления Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 29 ноября 2018 г. 28 февраля 2019 г. о продлении срока содержания под стражей, апелляционные постановления Верховного Суда Республики Татарстан от 17 марта 2017 г. 7 сентября 2018г, 25 сентября 2018г, 14 декабря 2018 г, 22 марта 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 5 июня 2018 г. в отношении Камалеева С.З. были отменены со ссылкой на постановление Европейского Суда по правам человека от 25 февраля 2021 г. по делу "Бельский и другие против России", в котором суд констатировал нарушение пункта 3 статьи 5 Конвенции в отношении Камалеева С.З. в связи с чрезмерной продолжительностью содержания под стражей.
При этом, Европейский Суд пришел к выводу о том, что продолжительность содержания Камалеева С.З. под стражей в ходе предварительного следствия по настоящему делу была чрезмерной, поскольку суд при продлении срока содержания заявителя под стражей опирался главным образом на тяжесть обвинения, не приводя конкретны
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.