Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Штанько Виктора Федоровича и его защитника Микелова Александра Александровича на вступившее в законную силу постановление судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 1 июня 2022 года, вынесенное в отношении Штанько Виктора Федоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 1 июня 2022 года Штанько В.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Штанько В.Ф. выражает несогласие с состоявшимся по делу постановлением мирового судьи, просит его отменить.
Потерпевшая Тамразова Л.В, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Основанием для привлечения Штанько В.Ф. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и судебном акте выводы о том, что 12 января 2022 года около 15 часов 00 минут на "адрес" водитель Штанько В.Ф, управляя транспортным средством " N", государственный регистрационный знак N, в нарушение требований пункта 13.9 Правил дорожного движения не уступил дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, допустил столкновение с транспортным средством " N", государственный регистрационный знак Республики Армения N, под управлением Матосян Э.В, в результате чего произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором Тамразовой Л.В. причинен вред здоровью средней тяжести.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Штанько В.Ф. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако выводы судьи о доказанности вины Штанько В.Ф. в совершении вменяемого административного правонарушения нельзя признать правомерными.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В обоснование вывода о виновности Штанько В.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей районного суда указано, что факт его совершения подтверждается, в том числе, протоколом об административном правонарушении.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня его составления.
Из анализа приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 22 марта 2022 года в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, Штанько В.Ф. (л.д. 5).
При рассмотрении дела лицом, привлекаемым к административной ответственности, и его защитником последовательно указывалось на то, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Штанько В.Ф. извещен не был, а копия протокола об административном правонарушении должностным лицом ГИБДД ему не направлялась.
Опровергая довод лица, привлекаемого к административной ответственности, о неизвещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, судья районного суда ссылается на имеющуюся в материалах дела распечатку детализации сообщений с телефона, согласно которой инспектором ИАЗ ОГИБДД ОМВД России "Предгорный" Иванковой О.С. на мобильный телефон отправлено сообщение-уведомление о явке в ОГИБДД ОМВД России "Предгорный" по вопросу произошедшего 12 января 2022 года дорожно-транспортного происшествия. Также в судебном акте указано, что копия протокола направлена Штанько В.Ф. с помощью услуг почтовой связи по месту его жительства, что подтверждается письмом исх. N 7211 от 23 марта 2022 года (л.д. 56).
При этом судьей оставлено без внимания, что из представленной с материалами дела копии смс-сообщения не следует, что Штанько В.Ф. вызывается для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дата и время, в которые ему необходимо явиться в ОГИБДД ОМВД России "Предгорный", в тексте сообщения также не указаны.
Доказательств надлежащего извещения Штанько В.Ф. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении должностным лицом с материалами дела не представлено.
Кроме того, утверждение Штанько В.Ф. о ненаправлении в нарушение требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом ГИБДД копии данного процессуального документа судьей при рассмотрении дела также не проверено, а из материалов дела не представляется возможным установить, выполнены ли должностным лицом требования названной нормы в указанной части, поскольку доказательства, подтверждающие его вручение адресату либо возвращенный отправителю конверт с направленным в адрес лица почтовым отправлением, в деле отсутствуют.
Судья районного суда не был лишен возможности допросить в качестве свидетеля должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, истребовать материалы, которые могут содержать фактические данные, относящиеся к обстоятельствам дела, и установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения.
Вместе с тем для установления этих обстоятельств, а также проверки доводов Штанько В.Ф. должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не вызывалось, в качестве свидетеля не допрашивалось.
Указанное нарушение требований кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
Кроме того, сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, помимо прочего, место совершения административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Штанько В.Ф. и его защитником указывалось на то, что в процессуальных документах, составленных по делу, место дорожно-транспортного происшествия указано неоднозначно.
Данное утверждение лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела судьей районного суда надлежащим образом также не проверено и не опровергнуто.
Между тем в протоколе от 22 марта 2022 года N об административном правонарушении место столкновения транспортных средств под управлением Штанько В.Ф. и Матосян указано "адрес"; в определении от 11 февраля 2022 года N о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указано, что столкновение транспортных средств произошло на ул. Храмовой станицы Ессентукской в районе ГСК "Пикет" (л.д. 18); в протоколе от 11 февраля 2022 года N осмотра места совершения административного правонарушения место составления названного процессуального документа указано ул. Храмовая ГСК Пикет.
Данное противоречие, допущенное сотрудниками ГИБДД при составлении процессуальных документов в части указания места совершения правонарушения, судьей районного суда при рассмотрении дела также устранено не было.
Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 1 июня 2022 года, вынесенное в отношении Штанько Виктора Федоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Пятом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения указанного лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Штанько Виктора Федоровича и его защитника Микелова Александра Александровича удовлетворить частично.
Постановление судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 1 июня 2022 года, вынесенное в отношении Штанько Виктора Федоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Соловьянова Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.