Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю Колдасова С.М. на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 мая 2022 года, вынесенное в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю Колдасова С.М. от 11 февраля 2022 года федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ставропольский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 мая 2022 года постановление должностного лица о назначении наказания отменено, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу.
Определением судьи Ставропольского краевого суда от 27 июля 2022 года жалоба начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю Колдасова С.М. на решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 мая 2022 года возвращена заявителю.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного по делу судебного акта, ставит вопрос об отмене решения судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 мая 2022 года.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, в установленный срок представило возражения, в которых выражает несогласие с доводами жалобы, просит постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю Колдасова С.М. от 11 февраля 2022 года отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление образовательной организацией территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с приведенными выше положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5), возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного Кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Основанием для привлечения ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ к административной ответственности по части 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в постановлении начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю выводы о том, что ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава России в нарушение требований пункта 7 статьи 5 Федерального закона N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в установленный законом срок не уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о прекращении обучения в образовательной организации, иностранного гражданина Республики Ливана Мшеик Али, отчисленного 6 октября 2021 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГОУ ВО "СГМУ" Минздрава России к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда по результатам разрешения жалобы, поданной законным представителем указанного учреждения на постановление должностным лицом в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменил означенный акт, дело вернул на новое рассмотрение должностному лицу.
Принимая данное решение, судья районного суда счел, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя учреждения, не извещенного о месте и времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Кроме того, судья районного суда исходил из того, что ФГОУ ВО "СГМУ" Минздрава России не является субъектом административного правонарушения, а уполномоченное должностное лицо на которое возложена обязанность по направлению в миграционный орган соответствующей информации о прибытии и убытии после завершения или прекращения иностранными гражданами обучения не установлено.
Согласно информации, предоставленной начальником отдела по вопросам миграции ОП N1 УМВД России по г. Ставрополю, по состоянию на 01 февраля 2023 года возвращенное судьей районного суда дело должностным лицом повторно по существу не рассмотрено, постановление не вынесено.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса и правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5), в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.
Судья районного суда установил, что протокол N N об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в отношении ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ 4 февраля 2022 года в отсутствие ее законного представителя (л.д. 190 - 191). не извещенного о времени его составления, что не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный факт установлен судьей районного суда правильно, подтвержден материалами дела и сомнений не вызывает.
Однако вопреки требованиям пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю не проверялась правильность составления протокола с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, при наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол не был возвращен составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Установив, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судье Ленинского районного суда г. Ставрополя, 18 мая 2022 года рассматривающему жалобу на постановление должностного лица от 11 февраля 2022 года и установившему обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем извещении юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, надлежало вынести решение об отмене упомянутого постановления должностного лица и о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации административных об правонарушениях).
Вывод судьи районного суда о том, что ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ не является субъектом административного правонарушения надлежащим образом не мотивирован и противоречит фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Невыяснение уполномоченного должностного лица учреждения на которое возложена обязанность по направлению в миграционный орган соответствующей информации о прибытии и убытии после завершения или прекращения иностранными гражданами обучения в данном случае правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 мая 2022 года, состоявшееся в отношении ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Постановление от 11 февраля 2022 года, вынесенное начальником отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю Колдасовым С.М, которым ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также подлежит отмене, поскольку иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого данное постановление было отменено в рамках его обжалования.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю Колдасова С.М. от 11 февраля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 мая 2022 года, состоявшиеся в отношении ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю Колдасова С.М. от 11 февраля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 мая 2022 года, вынесенные в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Суржа Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.