Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N1 Управления Министерства внутренних дел России по г. Ставрополю С.М. Колдасова на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 30 мая 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица - исполняющего обязанности ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации Мажарова Виктора Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю Колдасова С.М. от 24 марта 2022 года исполняющий обязанности ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации Мажаров В.Н. (далее - ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 30 мая 2022 года указанное постановление должностного лица от 11 февраля 2022 года отменено, материалы дела возвращены на новое рассмотрение должностному лицу.
Определением судьи Ставропольского краевого суда от 13 июля 2022 года жалоба начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю Колдасова С.М. на решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 30 мая 2022 года возвращена заявителю.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ссылаясь на незаконность и необоснованность, ставит вопрос об отмене решения судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 30 мая 2022 года.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мажаров В.Н, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, в установленный срок представил возражения, в которых просит жалобу должностного лица оставить без удовлетворения, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление образовательной организацией территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Основанием для привлечения исполняющего обязанности ректора ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава России Мажарова В.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в постановлении начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю выводы о том, что названное должностное лицо ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава России в нарушение требований пункта 7 статьи 5 Федерального закона N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в установленный законом срок не уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о прекращении обучения в образовательной организации, иностранного гражданина - гражданина Ливана Хамаде Хамзе, отчисленного 06 октября 2021 года.
С выводами должностного лица, изложенными в постановлении от 24 марта 2022 года, судья Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края не согласился и решением от 30 мая 2022 года отменил названное постановление должностного лица, материалы дела об административном правонарушении направил на новое рассмотрение должностному лицу, вынесшему постановление о назначении наказания.
Принимая решение о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, судья районного суда в решении от 30 мая 2022 года исходил из того, что должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлен надлежащий субъект правонарушения, и Мажаров В.Н. не является лицом, на которое возложена обязанность по направлению в миграционный орган соответствующей информации о прибытии и убытии после завершения или прекращения иностранными гражданами обучения. Кроме того, указано, что въезд на территорию Российской Федерации иностранного гражданина Хамаде Х. не был обусловлен прохождением обучения, прибыл он не по приглашению названного учебного заведения.
Вместе с тем данные выводы судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края законными признаны быть не могут в связи со следующим.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности урегулированы Федеральным законом от 25 февраля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно требованиям абзаца 1 пункта 7 статьи 5 названного Федерального закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.
В силу абзаца 8 пункта 7 статьи 5 Федерального закона образовательная или научная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятом настоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о завершении или досрочном прекращении обучения данного иностранного гражданина в этой образовательной или научной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.
Таким образом, обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об отчислении иностранного гражданина из образовательной организации законом возложена на образовательную организацию, в которой иностранный гражданин обучается.
В соответствии с частью 8 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации.
Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации (часть 6 Закона).
Пунктом 7.3 устава ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ установлено, что единоличным исполнительным органом университета является ректор, который осуществляет текущее руководство деятельностью университета.
В силу пункта 7.11 устава при наличии вакантной должности ректора университета исполнение его обязанностей возлагается на лицо, определяемое Министерством.
Согласно подпунктам 1, 3, 13 пункта 7.12 устава ректор руководит образовательной, научной, административно-хозяйственной, финансовой, медицинской, международной и иной деятельностью университета; организует работу органов управления Университета и его структурных подразделений с учетом решений Конференции и ученого совета университета; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и уставом.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 2021 года N41пк исполнение обязанностей ректора ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ поручено доценту кафедры общественного здоровья и здравоохранения названного учебного Мажарову В.Н. (л.д. 84).
Следовательно, Мажаров В.Н, являясь исполняющим обязанности ректора, то есть руководителем образовательной организации, обязан в силу устава организовать выполнение в установленный срок возложенных законом на образовательную организацию обязанностей, однако этого сделано не было.
Следует отметить, что является неверным и суждение судьи районного суда о том, что проживание иностранного гражданина на территории Российской Федерации не было обусловлено прохождением Хамаде Х. обучения на территории Российской Федерации в том смысле, как это определено положениями закона.
Ссылаясь на статью 17 Федерального закона N115-ФЗ, которой предусмотрен въезд иностранных граждан на территорию Российской Федерации в целях обучения при наличии приглашения на въезд, судьей оставлены без внимания положения части 7 статьи 5 вышеназванного Федерального закона, предусматривающей временное пребывание на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших с данной целью, и абзаца 8 пункта 7 статьи 5 Федерального закона, обязывающей образовательную организацию, в которой обучается иностранный гражданин, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об отчислении данного иностранного гражданина из этой образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.
В данном случае между ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава РФ и иностранным гражданином Хамзе Х. заключен договор на обучение по образовательной программе высшего образования (л.д. 65-67), соответственно, он прибыл на территорию Российской Федерации в целях обучения.
Учитывая изложенное, выводы судьи районного суда, содержащиеся в решении от 30 мая 2022 года, являются ошибочными, и такое решение не может быть признано основанным на законе.
В рассматриваемом случае имеются основания для отмены судебного акта, состоявшегося по данному делу в отношении должностного лица ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава России.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной судьей районного суда ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Кроме того, в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения должностного лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшееся по делу решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11 мая 2022 года признано незаконным и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в районный суд невозможно, постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю Колдасова С.М. от 24 марта 2022 года о привлечении должностного лица ФГБОУ ВО "СГМУ" Минздрава России к административной ответственности также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем доводы настоящей жалобы в части несогласия с определением судьи Ставропольского краевого суда от 13 июля 2022 года, которым жалоба начальника УМВД России по г. Ставрополю Ветохина С.А. возвращена без рассмотрения ввиду ее подачи неуполномоченным на то должностным лицом, подлежат отклонению как несостоятельные.
Судьей краевого суда в названном судебном акте верно отмечено, что в силу части 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим такое постановление.
Также верно указано и на то, что если лицо, направившее дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, по какой-либо причине (болезнь, командировка, увольнение) не может реализовать свое право на обжалование, данное обстоятельство не препятствует административному органу, должностным лицом которого дело было направлено на рассмотрение судье, обратиться с просьбой о принесении протеста на соответствующее решение к прокурору, который вправе реализовать предоставленное ему полномочие принести протест независимо от участия в деле на основании пункта 3 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако приведенные нормы не были учтены при подаче жалобы на постановление должностного лица в Ставропольский краевой суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1 Управления МВД России по г. Ставрополю Колдасова С.М. от 24 марта 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 30 мая 2022 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации Мажарова Виктора Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Шарлай А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.