Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Козлова О.А, Корниенко Г.Ф, с участием прокурора Генеральной прокуратуры РФ Колячкиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куштовой Лейлы Орснакоевне к Министерству экономического развития Республики Ингушетия о восстановлении на работе, взыскании задолженности за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Куштовой Лейлы Орснакоевны на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 октября 2022 г, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А, выслушав объяснения представителя по доверенности от 19 октября 2022 г. Ужахова М.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Министерства экономического развития Республики Ингушетия по доверенности от 02 декабря 2022 г. Кациева Б.Ю. и по доверенности от 18 октября 2022 г. Льяова У.С, просивших судебные постановления оставить без изменения, заключение прокурора Колячкиной И.В, полагавшей, что судебные постановления являются незаконными и необоснованными,
УСТАНОВИЛА:
Куштова Л.О. 13 октября 2021 г. обратилась с иском в Магасский районный суд Республики Ингушетия к Министерству экономического развития Республики Ингушетия о восстановлении на работе, взыскании задолженности за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что с 2001 г. работала в Министерстве экономического развития Республик Ингушетии, последняя занимаемая должность - начальник отдела бюджетного учета и отчетности. 18 мая 2020 г. ее уведомили о предстоящем увольнении, в связи с сокращением штата и вынудили подписать уведомление. По состоянию здоровья она находилась на больничном, 15 апреля 2021 г. поставила работодателя в известность о выходе на работу. 17 апреля она вновь заболела коронавирусной инфекцией. Однако, приказом от 16 апреля 2021 г. N 51 она была уволена по п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Полагая увольнение незаконным, просила восстановить ее на работе в прежней должности, считать незаконным уведомление о предстоящем увольнении, взыскать задолженность по заработной плате, компенсацию за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей.
Решением Магасского районного суда Республик Ингушения от 13 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 октября 2022 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об удовлетворении иска.
В обоснование указано, что согласно трудовой книжке, имеется стаж работы в должности экономиста II категории и экономиста I категории, что говорит об опыте работы в экономической сфере и о достаточной квалификации для замещения должностей экономической направленности. Не соблюден порядок увольнения, ответчиком не предприняты меры для ее трудоустройства в другие государственные учреждения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права судами были допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии со служебным контрактом от 01 декабря 2011 г. Куштова Л.О. работала в должности начальника отдела - главного бухгалтера бюджетного учета и отчетности Министерства экономического развития Республики Ингушетии.
Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 26 сентября 2019 г. N497-р установлена предельная численность штатов органов государственной власти Республики Ингушетия в количестве 50единиц.
Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 18 марта 2020 г. N122-р полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия по ведению бухгалтерского учета и формированию бюджетной отчетности переданы в Министерство финансов Республики Ингушетия, утвержден перечень исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия, полномочия которых централизуются. Планируемой дата передачи полномочий установлено 31 августа 2020 г.
Распоряжением от 15 мая 2020 г. N 221-р в Перечень внесено изменение и п. 15 изложен как "Министерство экономического развития Республики Ингушетия" установлен срок передачи полномочий - 18 июня 2020 г.
Во исполнение Распоряжений приказом Минэкономразвития Ингушетии от 18 мая 2020 г. N 28 упразднен отдел бюджетного учета и отчетности, внесены изменения в штатное расписание министерства.
18 мая 2020 г. Куштова Л.О. уведомлена о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности по истечении 2-х месяцев.
В период времени с 30 сентября по 07 октября 2020 г. Куштова Л.О. находилась на лечении, с диагнозом коксоартроз, гипертоническая болезнь. В период с 01 марта 2021 г. по 12 марта 2021 г. находилась на лечении в отделении травматологии, с 22 апреля по 04 июня 2021 г. проходила стационарное лечение в инфекционном отделении с коронавирусной инфекцией.
Согласно листкам нетрудоспособности Куштова Л.О. находилась на лечении с 15 по 28 июня 2020 г, с 29 июля по 07 августа 2020 г, с 10 августа по 08 сентября 2020 г. (N 910033271436), с 09 сентября по 08 октября 2020 г. (N 910035802418), с 09 октября по 07 ноября 2020 г. (N 910039131988), с 08 ноября по 07 декабря 2020 г. (N 910043784756), с 08 декабря 2020 г. по 06 января 2021 г. (N 910048687583), с 07 января по 05 февраля 2021 г. (N 910053537371), с 06 февраля по 28 февраля 2021 г. (N 910055692093), а также с 13 марта по 12 апреля 2021 г, с 19 по 22 апреля 2021 г. (N 910064040940), с 05 по 20 июня 2021 г. (N 910068512899), с 21 июня по 20 июля 2021 г. (N 910077785015), с 21 июля по 10 августа 2021 г. (N 910077786035).
Приказом Минэкономразвития Ингушетии от 16 апреля 2021 г. N 51 Куштова Л.О. уволена по п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, о чем в ее адрес направлено уведомление N197 от 16 апреля 2021, в котором разъяснен порядок получения трудовой книжки.
08 сентября 2021 г. Куштова Л.О. обратилась к работодателю с заявлением о выплате компенсации за неиспользованные дни отпусков за период с 01 декабря 2011 г. по 16 апреля 2021 г, 20 сентября 2021 г. - с заявлением о выдаче трудовой книжки и других документов, которые получила 23 сентября 2021 г.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 81, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, части 1 и части 5 статьи 31, пунктом 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" исходил из того, что в штатном расписании Минэкономразвития Ингушетии от 16 марта 2021 г. предусмотрено 50 единиц, отдел бюджетного учета и отчетности отсутствует; о предстоящем увольнении истец по образованию "инженер-металлург" была уведомлена; вакантные должности ей не были предложены в связи с отсутствием высшего образования по специальностям "Государственное и муниципальное управление", "Управление персоналом", "Экономика", переподготовка не является высшим профессиональным образованием; порядок увольнения ответчиком соблюден.
С данным решением и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было учтено следующее.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункту 4 части 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 ст. 27 и ст. 37 настоящего Федерального закона).
На основании пункта 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт, может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (часть 1).
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст. 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 ст. 37 этого же закона (часть 6).
Выше приведенные законоположения не были соблюдены судами при разрешении исковых требований.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что работодатель выполнил свою обязанность и предлагал истице имеющиеся вакантные должности с даты, предложения о предстоящем увольнении, по день увольнения.
Кроме того, частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого Закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
При этом в силу положений пункта 6 части 6 статьи 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ, включение в кадровый резерв государственного органа производится гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона либо упразднением государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, - по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих.
Таким образом, для решения спора о законности увольнения Куштовой Л.А. на основании п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", юридически значимыми, подлежащими выяснению и доказыванию с учетом содержания правоотношений сторон и основания заявленного иска являлись следующие обстоятельства: имел ли место факт включения Куштовой Л.О. в кадровый резерв на основании пункта 6 части 6 статьи 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ.
Однако суд первой инстанции, наравне с судом апелляционной инстанции изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для дела, не установили.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанции о соблюдении порядка увольнения Куштовой Л.О. с занимаемой должности являются преждевременным.
Принимая во внимание изложенное, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 октября 2022 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 октября 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.