Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу П.Д.И. на решение Раменского городского суда Московской области от 23 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению П.Д.И. к администрации Раменского городского округа Московской области, управлению земельных отношений Раменского городского округа Московской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
П.Д.И. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным решение администрации Раменского городского округа Московской области (далее - Администрация) от 2 марта 2022 года об отказе в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в собственность; возложить обязанность поставить многодетную семью П.Д.И. на названный учет.
В обоснование административного иска указал, что оспариваемый отказ неправомерно мотивирован фактом отчуждения 15 марта 2013 года одним из членов семьи заявителя земельного участка, поскольку семья заявителя получила статус многодетной только 21 декабря 2021 года, на дату совершения сделки по отчуждению семья заявителя не имела статус многодетной семьи.
Решением Раменского городского суда Московской области от 23 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 сентября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 февраля 2023 года, П.Д.И. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на том, что отчуждение его супругой земельного участка произошло до получения семьей статуса многодетной.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно определены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в частности, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).
По общему правилу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В развитие приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации в Московской области принят Закон от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (далее - Закон от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ), которым определены случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), ведения садоводства.
Частью 3 статьи 3 названного закона в качестве одного из обязательных условий бесплатного предоставления земельных участков многодетной семье предусмотрено, что члены многодетной семьи не производили на территории Российской Федерации отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0, 06 га и более со дня вступления в силу названного Закона (пункт 6).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, П.Д.И. состоит в зарегистрированном браке с П. (С) Н.В., имеют троих детей: А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ДД.ММ.ГГГГ семье П. выдано удостоверение многодетной семьи.
П.Д.И. обратился в Администрацию с заявлением о постановке его семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка с приложением всех необходимых документов.
Решением Администрации от 2 марта 2022 года N N в постановке семьи на данный учет отказано в связи с несоответствие условиям, установленным частью 3 статьи 3 Закона от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ, а именно: отчуждением членами семьи принадлежащего на праве собственности земельного участка площадью 0, 06га и более со дня вступления в силу названного закона, что подтверждается выпиской из ЕГРН N N.
Действительно, судами установлено, что после 2011 года (после вступления в силу названного закона) П.Н.В, действуя в интересах несовершеннолетней П.А.В, совершила отчуждение земельного участка с кадастровым номером N площадью 630 кв.м.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что при оценке соответствия многодетной семьи критерию, установленному пунктом 6 части 3 статьи 3 Закона от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ, правовое значение имеет не дата приобретения семьей статуса многодетной и регистрации брака между супругами, а отсутствие факта отчуждения кем-либо из членов семьи принадлежащих им на праве собственности земельных участков со дня вступления в силу названного закона, то есть после 15 июня 2011 года.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Факт отчуждения П(С)Н.В. земельного участка площадью более 0, 06 га после вступления в силу Закона от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ судами достоверно установлен и по делу не оспаривался.
Вопреки утверждениям автора кассационной жалобы слова "член многодетной семьи" в пункте 6 части 3 статьи 3 Закона от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ лишь определяют круг лиц, действия которых по отчуждению земельного участка имеют правовое значение, но не статус семьи, членом которой является данное лицо на момент совершения сделки по отчуждению. Статус семьи как многодетной имеет значение на дату обращения с заявлением о постановке на учет и принятия соответствующего решения.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 23 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.Д.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.