Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Вдовиченко И.М., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" Бальченко Г.Ю. на вступившие в законную силу решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 мая 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры N 01-289/2023 от 15 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением главного государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды от 24 января 2022 года, ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ПАО "НК "Роснефть") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 мая 2022 года, оставленного без изменения решением судьи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 сентября 2022 года, постановление и решение должностных лиц изменены, из объема обвинения исключено указание на необеспечение проведения лесовосстановительных мероприятий по лесным декларациям 2594/17, 2039/16, 2039А/16, 1752А/15, 1752/15, 1738/15, 2668/17, 2681/17, 2726/18, 1203/13, 1203А/13, 454А/11, 1669/15, 1669А/15, 2990/18, 2491/17, 880А/12, 1707/15. В остальной части постановление и решение должностных лиц оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит их отменить, вынести новое решение о признании незаконным постановления должностного лица.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 29 марта 2023 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со ст. 9 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату совершения административного правонарушения) вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Частью 1 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2019 года N 566 (далее - Правила), предусмотрено, что работы по лесовосстановлению или лесоразведению должны быть выполнены не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению (п. 11 Правил).
На основании ч. 1 ст. 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.
Статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела ПАО "НК "Роснефть", находящееся по адресу: г. Москва, Софийская набережная, д. 26/1, в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 не обеспечило проведение лесовосстановительных мероприятий искусственным или комбинированным способом на территории ХМАО-Югры на площади 200, 7244 га, чем нарушило ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО "НК "Роснефть" к административной ответственности по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ПАО "НК "Роснефть" административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, которым должностными лицами и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностные лица административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае обязанность ПАО "НК "Роснефть" по соблюдению установленных требований лесного законодательства Российской Федерации следует из императивных требований закона и принятых обществом на себя обязательств на основании договора аренды лесного участка.
Все юридически значимые обстоятельства данного дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены верно, представленные в дело доказательства получили надлежащую правовую оценку, в ходе которой судьями также учтена позиция относительно представленных в дело доказательств представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, все доводы которого судьями проверены.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Оснований для освобождения общества от административной ответственности не усматривается.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.
Административное наказание назначено ПАО "НК "Роснефть" в соответствии с санкцией ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 настоящего Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о необходимости применения ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Вместе с тем данные нормы в рамках настоящего дела применению не подлежат, поскольку ПАО "НК "Роснефть" совершено несколько административных правонарушений, выразившихся в необеспечении проведения лесовосстановительных мероприятий.
Следует также учесть, что согласно пункту 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в связи с чем довод жалобы о привлечении к административной ответственности по другим делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов, то есть основания для применения положений части 5 статьи 4.4 настоящего Кодекса отсутствуют.
Нарушений предусмотренных ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статей 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 мая 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть", оставить без изменения, жалобу его защитника Бальченко Г.Ю. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции И.М. Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.