Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бутакова Юрия Павловича на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 12 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2022 года по административному делу N 2а-1288/2022 по административному исковому заявлению Бутакова Юрия Павловича о признании незаконным решения об избрании председателя Думы городского округа Заречный седьмого созыва.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бутаков Ю.П. обратился в суд с административным иском к Думе городского округа Заречный (далее - Дума) о признании незаконными решения от 31 марта 2022 года N 40-Р "Об избрании председателя Думы городского округа Заречный седьмого созыва" и полномочий Кузнецова А.А. как председателя Думы со дня принятия указанного решения.
В обоснование иска указано, что истец является депутатом Думы. 31 марта 2022 года состоялось девятое очередное заседание Думы. По третьему вопросу повестки дня "Об избрании председателя Думы" были выдвинуты кандидатуры, в том числе он выдвинул свою кандидатуру. После выступления каждого из кандидатов, окончания времени ответов и вопросов, до голосования по данному вопросу, глава городского округа "данные изъяты" "данные изъяты". выступил (без предоставления такого права) с критической оценкой предложенных кандидатур "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", Бутакова Ю.П. По результатам голосования было принято оспариваемое решение. В нарушение требований Регламента Думы председательствующим на девятом очередном заседании Думы по вопросу избрания председателя Думы был "данные изъяты" "данные изъяты", не являющийся старейшим из депутатов, у которого отсутствовали полномочия по проведению заседания Думы и внесению в повестку заседания данного вопроса, поскольку его избрание осуществлялось с нарушениями положений п. 36 ст. 8 Регламента Думы. Кроме того, решением Думы от 07 апреля 2022 года N 55-Р решение Думы от 30 сентября 2021 года N 5-Р "Об избрании заместителем председателем Думы "данные изъяты" "данные изъяты"." признано утратившим силу. В нарушение положений п. 20, 132 регламента Думы, а также порядка проведения заседания Думы глава городского округа "данные изъяты" "данные изъяты". вмешался в работу по вопросу об избрании председателя Думы, намеренно повлиял на голосование депутатов, и при наличии явных нарушений не был остановлен председательствующим. Поскольку при принятии решения об избрании председателя Думы городского округа Заречный седьмого созыва Кузнецова А.А. нарушена процедура принятия решения, установленная Регламентом Думы, истец считает данное решение незаконным, а полномочия председателя Думы "данные изъяты". - нелегитимными.
Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 12 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 22декабря 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 15 февраля 2023 года, административный истец Бутаков Ю.П. просил указанные судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что Кузнецов А.А. избран председателем Думы с существенными нарушениями регламента Думы: заседание проводил не старейший из депутатов, а заместитель председателя Думы "данные изъяты" "данные изъяты", у которого отсутствовали соответствующие полномочия; открыл заседание Кузнецов А.А, также не являющийся старейшим из депутатов; глава городского округа не имел права выступать на заседании Думы и критиковать кандидатов до проведения голосования; суд первой инстанции не предоставил истцу возможность обеспечить явку депутата "данные изъяты" "данные изъяты" для допроса в качестве свидетеля; принятие решения о выборе нового председателя Думы с грубыми нарушениями Регламента Думы привело к нарушению права истца быть избранным.
Административным ответчиком представлены возражения на кассационную жалобу.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
В удовлетворении ходатайства административного истца об отложении рассмотрения жалобы судебной коллегией по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции было отказано, поскольку о заседании суда кассационной инстанции Бутаков Ю.П. был извещен заблаговременно (17 марта 2023 года), доказательства наличия уважительных причин, препятствующих его явке в суд, не представлены, занятость представителя истца в другом судебном заседании основанием для отложения рассмотрения жалобы не является, обязательным участие истца в рассмотрении жалобы судом кассационной инстанции не признавалось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
На основании ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (ч. 1.1 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ).
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, Бутаков Ю.П. является избранным депутатом Думы городского округа Заречный седьмого созыва.
31 марта 2022 года состоялось девятое очередное заседание Думы, на котором присутствовали 19 депутатов из 20 (за исключением "данные изъяты" "данные изъяты".), глава городского округа Заречный "данные изъяты" "данные изъяты", представители администрации, директор МКУ "ДЕЗ" "данные изъяты" "данные изъяты", Белоярский межрайонный прокурор "данные изъяты" "данные изъяты", председатель КСП ГО Заречный "данные изъяты" "данные изъяты", представители СМИ, председательствовал на заседании "данные изъяты" "данные изъяты".
В повестку заседания были включены 15 вопросов, в том числе: о процедуре голосования по избранию председателя Думы городского округа седьмого созыва (вопрос N 1); об избрании председателя Думы (вопрос N 2), внесенные заместителем председателя Думы "данные изъяты" "данные изъяты".
По вопросу N 2 о процедуре голосования по избранию председателя Думы депутатами принято решение провести открытое поименное голосование.
По вопросу N 3 об избрании председателя Думы были выдвинуты четыре кандидатуры: депутат "данные изъяты" "данные изъяты". выдвинул свою кандидатуру для голосования, депутат "данные изъяты" "данные изъяты". выдвинул кандидатуру Кузнецова А.А, депутат "данные изъяты" "данные изъяты". выдвинул свою кандидатуру, депутат Бутаков Ю.П. выдвинул свою кандидатуру.
Каждому из кандидатов была предоставлена возможность выступить и ответить на вопросы присутствующих.
После выступлений кандидатов на должность председателя Думы, одним из которых являлся Бутаков Ю.П, выступил глава городского округа Заречный "данные изъяты" "данные изъяты". с оценкой ситуаций и предложенных кандидатур.
При открытом поименном голосовании по кандидатуре на должность председателя Думы за кандидатуру "данные изъяты" "данные изъяты". проголосовало 6 депутатов, против - 7 депутатов, воздержались 6 депутатов; за кандидатуру Кузнецова А.А. проголосовало 14 депутатов, против - 5 депутатов, воздержавшихся не имелось; за кандидатуру "данные изъяты" "данные изъяты". проголосовало 6 депутатов, против - 13 депутатов, воздержавшихся не имелось; за кандидатуру Бутакова Ю.П. проголосовало 5 депутатов; против - 13 депутатов; воздержался 1 депутат.
Решением Думы от 31 марта 2022 года N 40-Р председателем Думы городского округа седьмого созыва избран "данные изъяты".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Федерального закона N 131-ФЗ, уставом городского округа Заречный, утв. решением Думы городского округа Заречный от 07 февраля 2013 года N 1-Р, Регламентом Думы городского округа Заречный, утв. решением Думы городского округа Заречный от 25 августа 2016 года N 110-Р, и установил, что права Бутакова Ю.П. избирать и быть избранным оспариваемым решением не нарушены. При этом суды исходили из того, что под председательством старейшего из депутатов или следующего по возрасту депутата проводится только первое очередное заседание Думы, факт избрания председателя Думы на девятом очередном заседании Думы не свидетельствует о каких-либо нарушениях Регламента Думы; "данные изъяты" "данные изъяты". был уполномочен председательствовать на данном заседании и, как следствие, внести в повестку заседания Думы вопрос об избрании председателя Думы; глава городского округа является лицом, который принимает участие в заседаниях Думы, поэтому он имел право выступить на заседании; проведение на втором туре не поименного голосования не является нарушением принятия оспариваемого решения, поскольку оснований для проведения второго тура голосования не имелось; открытие спорного заседания Думы депутатом "данные изъяты". не соответствует Регламенту Думы, однако данное обстоятельство не привело к нарушению прав административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и фактических обстоятельствах дела, подтвержденных собранными доказательствами.
Подробно проанализировав порядок проведения девятого очередного заседания Думы и принятия оспариваемого решения, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что существенных нарушений Регламента Думы допущено не было.
Все доводы жалобы аналогичны доводам административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которые были проверены надлежащим образом и обоснованно отклонены судами с приведением мотивов, не согласиться с которыми у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Для удовлетворения административного иска отсутствовала совокупность условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в связи с чем суды правомерно отказали в его удовлетворении.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами первой и второй инстанций норм материального и процессуального права. Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность обжалуемых судебных актов и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белоярского районного суда Свердловской области от 12 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бутакова Юрия Павловича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.