Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Вдовиченко И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Новый Уренгой на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 06 октября 2022 года по административному делу N 3а-56/2022 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах Алиханова Вагида Эдуардовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя административного истца Трошкиной А.В, доводы кассационной жалобы полагавшей необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
18 апреля 2022 года первый заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах Алиханова В.Э. с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 руб, ссылаясь на чрезмерную длительность исполнения решения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2020 года, которым администрация города Новый Уренгой обязана предоставить Алиханову В.Э. жилое помещение по договору социального найма.
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 06 октября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены, с администрации города Новый Уренгой за счет средств местного бюджета в пользу Алиханова В.Э. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб.
В поданной 08 февраля 2023 года кассационной жалобе администрация города Новый Уренгой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и оставить требования административного истца без удовлетворения.
УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу представило письменные возражения на доводы жалобы, просит судебные акты оставить без удовлетворения.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 3 Закона о компенсации предусмотрено, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
При рассмотрении дела установлено, что решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 января 2021 года, удовлетворены исковые требования прокурора города Новый Уренгой в интересах Алиханова В.Э, согласно которым администрация города Новый Уренгой обязана предоставить Алиханову В.Э. жилое помещение по договору социального найма вне очереди с учетом его права на дополнительную жилую площадь, не менее 30 кв.м.
08 февраля 2021 года Новоуренгойским городским судом выдан исполнительный лист серии ФС N "данные изъяты", должником по которому является администрация города Новый Уренгой, взыскателем - Алиханов В.Э, который поступил в Межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО) 26 февраля 2021 года.
01 марта 2021 года на основании полученного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО возбуждено исполнительное производство, последовательность исполнительных действий по которому подробно проанализирована в судебных актах.
14 декабря 2021 года исполнительное производство N "данные изъяты" окончено в связи с фактическим исполнением требований, так как НО "Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа" на основании договора N31/136 краткосрочного найма жилого помещения от 24 ноября 2021 года и акта приема-передачи от 24 ноября 2021 года Алиханову В.Э. предоставлено жилое помещение для временного проживания.
28 февраля 2022 года муниципальным казенным учреждением "Городской центр имущественных и жилых отношений" на основании договора N 6267 социального найма жилого помещения Алиханову В.Э. предоставлено изолированное жилое помещение.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции исчислил общую продолжительность исполнения судебного акта с 18 января 2021 года (дата вступления в законную силу решения суда) по 28 февраля 2022 года (дата заключения договора социального найма), что составило 1 год 1 месяц 11 дней.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности, применив пункт 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", суд апелляционной инстанции исходя из того, что в данном случае исполнение судебного акта осуществлялось на основании исполнительного документа должностными лицами МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО, пришел к заключению, что общая продолжительность исполнения судебного акта подлежит исчислению с 26 февраля 2021 года (дата поступления исполнительного документа в службу судебных приставов) по 14 декабря 2021 года (дата окончания исполнительного производства) и составляет 9 месяцев 19 дней.
При этом, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о том, что меры, принятые в целях исполнения решения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2020 года, не могут быть признаны эффективными и достаточными, и о наличии оснований для присуждения компенсации, суд апелляционной инстанции оснований для снижения суммы компенсации, определённой судом первой инстанции в 50 000 руб, не усмотрел.
Вывод судов о том, что срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, а факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок является установленным, основан на анализе исследованных доказательств, мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям законодательства.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Обстоятельств, свидетельствующих о совершении Алихановым В.Э. действий, повлекших увеличение срока исполнения судебного акта по его вине либо злоупотребление им процессуальными правами, судами не выявлено.
Доводы о том, что Алиханов В.Э. отказался от получения денежной компенсации в размере средней рыночной стоимости благоустроенного жилого помещения, в ходе рассмотрения дела доказательствами не подтверждены.
При определении размера компенсации, принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования административного истца, конкретные обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для заявителя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к аргументированному выводу о присуждении компенсации в размере 50 000 руб.
Таким образом, размер присужденной компенсации определен в соответствии с требованиями части 2 статьи 2 Закона о компенсации и разъяснениями названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения вынесенных судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 06 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Новый Уренгой - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 20 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.