Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Вдовиченко И.М, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ковина Виталия Сергеевича на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 июля 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-1392/2022 по административному исковому заявлению Ковина Виталия Сергеевича к Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций, Министерству иностранных дел Российской Федерации о признании незаконными распоряжения, действий, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения Ковина Виталия Сергеевича и его представителя Гурмана Ю.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Наумову Ю.Г, возражавшей относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ковин В.С. распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) от 29 сентября 2021 года) признан иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Обращаясь в суд с административным иском, административный истец просит:
- признать незаконным названное распоряжение, возложить обязанность на Минюст России исключить сведения о Ковине В.С. из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
- признать незаконными действия Министерства иностранных дел Российской Федерации, выразившихся в согласовании на принятие Минюстом России решения о включении Ковина В.С. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
- признать незаконными действия Росфинмониторинга, выразившиеся в незаконном сборе информации о денежных операциях по расчетным счетам Ковина В.С. и распространении такой информации, путем направления данных сведений в Минюст России, как нарушившие тайну частной жизни Ковина В.С. и банковскую тайну;
- признать незаконными действия Роскомнадзора, выразившиеся в незаконном сборе информации и ее распространении путем направления сведений в Минюст России.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Министерства юстиции Российской Федерации от 29.09.2021, принятым по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Ковин В.С. признан иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и внесен в соответствующий реестр, о чем был уведомлен письмом от 30.09.2021 N 11-15626/21. Административный истец считает, что оспариваемое решение является незаконным и принято в нарушение соответствующих норм российского законодательства и международного права, нарушает его права, свободы и законные интересы, поскольку возлагает на него ряд дополнительных обязательств, неисполнение которых влечет привлечение к административной либо уголовной ответственности. Он никогда не получал денежные средства и иное имущество из иностранных источников для создания или распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, в том числе тех, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Ограничение прав административного истца не объясняется защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов, вмешательство в его права не преследует правомерную цель, степень вмешательства в его права не является адекватной. Оспариваемое распоряжение является дискриминацией, вмешательство в права административного истца обусловлено политической мотивацией. Считает, что в Российской Федерации термин "иностранный агент" имеет сильное негативное значение, создает в глазах общества впечатление о том, что человек, признанный иностранным СМИ, выполняющий функцию иностранного агента, осуществляет антигосударственную деятельность.
Возложение на административного истца обязанности предоставлять в Министерство юстиции Российской Федерации отчетность, а также обязанности публично размещать или предоставлять средствам массовой информации сведения о своей деятельности, представляется ничем иным, как несоразмерным вмешательством в его право на уважение частной жизни. Административный истец не имеет статуса редактора средств массовой информации и не входит ни в одну редакцию какого-либо средства массовой информации.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 19 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 июля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 октября 2022 года, Ковин В.С. просит об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 декабря 2022 года административное дело N 2а-1392/2022 по административному исковому заявлению Ковина В.С. о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности, признании незаконными действий, снято с кассационного рассмотрения и возвращено в Мотовилихинский районный суд г. Перми для разрешения вопроса по заявлению Ковина В.С. о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
16 марта 2023 года настоящее административное дело с кассационной жалобой Ковина В.С. повторно поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
В ходе рассмотрения дела судом кассационной инстанции административным истцом представлены письменные пояснения.
Административными ответчиками Минюстом России, Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) представлены письменные возражения на кассационную жалобу с просьбой об оставлении принятых по делу судебных постановлений без изменения, последним также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.
В соответствии с частью 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (здесь и далее в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Таким федеральным уполномоченным органом является Минюст России (подпункт 3 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313).
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержден Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14, 16 Порядка N 216 решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации являются документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации. Уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации. Сведения о лицах, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста Российской Федерации в сети "Интернет" не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр.
К числу лиц, указанных в подпункте "б" пункта 2 Порядка N 216, отнесены физические лица, распространяющем сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующим в создании указанных сообщений и материалов, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
Как следует из судебных постановлений и материалов административного дела, распоряжением Минюста России от 29 сентября 2021 года Ковин В.С. признан иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.
Основанием для принятия названного решения послужила информация, поступившая в Росфинмониторинг о том, что на банковский счет Ковина В.С, открытый в ПАО " "данные изъяты"", поступило: 21.05.2021 500 рублей от "данные изъяты" (Республика Киргизия, дата рождения - "данные изъяты", паспорт иностранного гражданина: "данные изъяты"); 10.06.2021 69 рублей от "данные изъяты" (Украина, дата рождения - "данные изъяты", паспорт иностранного гражданина: "данные изъяты"); 27.06.2021 200 рублей от "данные изъяты" (Республика Узбекистан, дата рождения - "данные изъяты", паспорт иностранного гражданина: "данные изъяты").
Кроме того, в Минюст России из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 27.08.2021 поступили справки N 11-91758/21 от 05.08.2021 и N 11-99330/21 от 24.08.2021 о распространении Ковиным В.С. печатных, аудио-аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, содержащих информацию о том, что с 2005 года Ковин В.С. является координатором регионального отделения общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "Голос" в Пермской области, которой не имеет статус юридического лица, с 18.08.2021 включено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. В рамках своей работы занимается мониторингом избирательных кампаний различных уровней, выявлением фактов нарушений и фальсификации результатов голосований. Ковин В.С. неоднократно выступал в качестве эксперта по избирательному праву и электоральной политике в программах "Телеканал "Настоящее время", региональных сообщений радиоканала "Эхо Москвы". При этом основной массив информации за авторством Ковина В.С. распространяется на сайте движения "Голос", на сайте "7х7 - Горизонтальная Россия", на "YouTube"-канале "На четверых" (около 200 подписчиков), а также на его личных страницах в социальных сетях: "Фейсбук" (белее 2, 9 тысяч подписчиков); "ВКонтакте" (более 640 подписчиков; "Телеграмм" (около 400 подписчиков).
Выявлены факты распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Так, за период с августа 2020 года по август 2021 года выявлено 2 факта распространения Ковиным В.С. материалов средства массовой информации "Телеканал "Настоящее Время", выполняющего функции иностранного агента: " "данные изъяты" возвращается в Россию". В публикации содержится ссылка на трансляцию "Телеканал "Настоящее Время" (17.01.2021); " "данные изъяты" летит в Москву". В публикации Ковина В.С. содержится ссылка на трансляцию "Телеканал "Настоящее Время" (17.01.2021).
Выявлены сообщения и материалы, в создании которых принимает участие, в том числе распространяемые иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлен 1 факт участия Ковина В.С. в создании материалов иностранного средства массовой информации "Idel.Peaлии", выполняющего функции иностранного агента: "В Перми возбудили уголовное дело по фальсификации прошедших выборов губернатора Перми". В материале приводится комментарий Ковина В.С. (24.03.2021).
30.09.2021 Минюстом России административному истцу направлено уведомление N 11-15626/21 о принятом распоряжении.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента", исследовав представленные в материалы административного дела доказательства, не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом судом учтено, что оспариваемое решение принято Минюстом России в пределах его компетенции, на основании представленной органами государственной власти (Росфинмониторинг, Роскомнадзор) информации, при наличии к тому законных оснований и в установленном порядке согласовано с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Оценивая информацию об иностранном финансировании административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе, функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, полномочия, направленные на реализацию указанных функций, определены в пунктах 1, 2, 5, Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808. В этой связи действия Росфинмониторинга по предоставлению данной информации, суд признал правомерными, не найдя повода считать ее недостоверной.
Судом первой инстанции признан законный характер действий Роскомнадзора, основанный на компетенции данного органа государственной власти, закрепленной в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 и Соглашением "Об информационном взаимодействии между Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" от 30.04.2021, в рамках которого между сторонами осуществляется информационное взаимодействие, в том числе по вопросам распространения в Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, его функции иностранного агента и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений прав, свобод и законных интересов Ковина В.С. действиями Росфинмониторинга и Роскомнадзора, признанных законными.
Судом учтено, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлены факты распространения Ковиным В.С. как лично, так и путем опубликования ссылок на информационные материалы, расположенные на различных ресурсах и принадлежности социальной сети, а равно получение денежных средств от иностранных источников.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных выше, применительно к положениям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия кассационного суда не находит. Они основаны на анализе исследованных доказательств и являются мотивированными.
Довод кассационной жалобы о неполучении административным истцом иностранного финансирования, был предметом правильной правовой оценки нижестоящих судов, указавших, что имеющиеся в деле материалы не свидетельствуют о недостоверности и недопустимости сведений, поступающих в Минюст России из Росфинмониторинга, и не опровергают получение административным истцом опосредованного финансирования из иностранных источников. Данный довод по существу направлен на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Приводимый в жалобе довод о вмешательстве в частную жизнь административного истца в связи с возложением дополнительных обязанностей иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, при установленных выше обстоятельствах на законность обжалуемых судебных актов не влияет и их отмену не влечет.
Как верно указано судами нижестоящих инстанций, оспариваемое распоряжение Минюста России, действия Росфинмониторинга и Роскомнадзора, а также их последствия, с точки зрения соблюдения публичных интересов и степени адекватности вмешательства в права административного истца, не являются дискриминирующими, не нарушают в адекватной степени его права на свободу слова и распространение информации, гарантированной статьей 29 Конституции Российской Федерации, а также право на прикосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и доброго имени, охраняемые статьей 23 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими им положениями статей 8, 10 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Доводы жалобы об отказе суда первой инстанции в принятии уточненного административного искового заявления, а также иные доводы о процессуальных нарушениях, допущенных судами, не влекут отмену судебных актов, поскольку нарушение норм процессуального права является основанием для отмены судебных актов, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ковина Виталия Сергеевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции)
Мотивированное определение изготовлено 26 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.