Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-663/2022 по иску Сорокина Дмитрия Анатольевича к Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании права на выплату районного коэффициента, возложении обязанности
по кассационной жалобе Сорокина Дмитрия Анатольевича на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сорокин Д.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу), в котором просил признать за ним право на выплату районного коэффициента как лицу, прослужившему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет, с 1 марта 2021 г, возложить на ответчика обязанность возобновить выплату районного коэффициента как лицу, прослужившему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет, с 1 марта 2021 г.
В обоснование заявленных требований Сорокин Д.А. ссылался на то, что с 17 октября 2011 г..приказом начальника УТ МВД России по УрФО N 1027 л/с от 17 октября 2011 г..уволен из ОВД в звании подполковника внутренней службы по пункту "В" статьи 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), и на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1) является получателем пенсии за выслугу лет. В соответствии с приказом начальника УТ МВД России по УрФО N 1027 л/с от 17 октября 2011 г..выслуга лет истца по состоянию на 17 октября 2011 г..составляет в календарном исчислении 19 лет 00 месяцев 18 дней, в льготном исчислении - 27 лет 06 месяцев 05 дней. Согласно выписке из личного дела о стаже в органах внутренних дел от 13 октября 2011 г..N 9579, выслуга истца в районах Крайнего Севера составляет 15 лет 00 месяцев 21 день. Указывал, что неоднократно обращался в УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу, в органы прокуратуры по вопросу признания за ним права на возобновление выплаты районного коэффициента в соответствии с частью 2 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1, которая была прекращена 1 марта 2021 г..по причине не проживания по месту регистрации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществления трудовой деятельности в г..Москве, до возобновления фактического проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, однако положительного решения этого вопроса не последовало.
Из ответа ответчика от 9 марта 2021 г..узнал о том, что период его работы с 11 июня 1999 г..по 11 сентября 1999 г..стажером по должности инспектора службы ООП Ямбургского ЛОВД на ст. Новый Уренгой до дня присвоения специального звания - старший лейтенант милиции, исключен из подсчета стажа службы в районах Крайнего Севера, вследствие чего выслуга лет в районах Крайнего Севера составила 14 лет 09 месяцев 26 дней. Полагает, что законодательство, регулирующее прохождение службы в органах внутренних дел, не содержит исключений для включения в стаж службы в районах Крайнего Севера периода нахождения в статусе стажера, тем более, что этот период в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 включен в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2022 г, исковые требования Сорокина Д.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Сорокин Д.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
От УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2023 г. ходатайство представителя Сорокина Д.А. - Пантелеева К.В. об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи было оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, Сорокин Д.А. в период с 11 июня 1999 г. по 11 сентября 1999 г. работал стажером по должности инспектора службы ООП Ямбургского ЛОВД на ст. Новый Уренгой до дня присвоения специального звания - старший лейтенант милиции.
Приказом начальника Управления на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу от 17 октября 2011 г. N 1027л/с Сорокин Д.А. уволен со службы в органах внутренних дел в звании подполковника внутренней службы по пункту "В" статьи 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
17 октября 2011 г. старшим инспектором ОК УРЛС УТ МВД России по УрФО произведен расчет выслуги лет на пенсию, где указано, что выслуга лет истца составляет в календарном исчислении - 19 лет 00 месяцев 18 дней, выслуга в льготном исчислении - 27 лет 4 месяца 19 дней.
В расчете выслуги лет не указан период службы истца в районах Крайнего Севера, но имеется рукописная запись, согласно которой выслуга лет в календарном исчислении в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 6 месяцев 26 дней.
В результате проведенной проверки была установлена ошибка в сроках военной службы по призыву, данная ошибка исправлена, и календарный срок службы в районах Крайнего Севера составил 14 лет 9 месяцев 26 дней.
В расчет выслуги лет период службы в органах внутренних дел Сорокина Д.А. работа стажером по должности инспектора службы ООП Ямбургского ЛОВД на ст. Новый Уренгой с 11 июня 1999 г. по 11 сентября 1999 г. исчислен календарно.
20 октября 2022 г. Сорокин Д.А. обратился с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет на имя начальника ЦПО УМВД России по Свердловской области, указав адрес места проживания в г. Москве.
Заключением о назначении пенсии за выслугу лет, утвержденным начальником ЦФО ГУ МВД России по Свердловской области 16 ноября 2011 г. N 74/7952, Сорокину Д.А. назначена пенсия за выслугу лет в размере 71% денежного довольствия в сумме 8 640 руб. 35 коп. в месяц. С учетом предусмотренных надбавок и повышений, увеличение суммы пенсии на районный коэффициент не предусмотрено.
9 ноября 2011 г. пенсионное дело Сорокина Д.А. было направлено в ЦПО ЦФО ГУ МВД России по г. Москва по фактическому месту жительства истца.
По данным лицевого счета о выплаченных суммах пенсионного довольствия Сорокину Д.А. за период с ноября 2011 г. по январь 2012 г, ежемесячный платеж составлял 9 640 руб. 35 коп, с февраля 2012 г. по октябрь 2012 г. размер пенсии составил 14 856 руб. 75 коп, с чем последний был согласен по состоянию на 2011-2012 гг, какие-либо требования к ОПО ЦФО тыла ГУ МВД России по Свердловской области и ЦПО ЦФО ГУ МВД России по г. Москва о применении районного коэффициента не предъявлял.
18 сентября 2012 г. Сорокин Д.А. обратился с заявлением на имя начальника ЦПО ГУ МВД России по г. Москва о направлении его пенсионного дела в УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу по месту регистрации в г. Новый Уренгой.
В связи с поступлением пенсионного дела Сорокина Д.А. в ЦФО УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу и проживанием на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, размер пенсии истцу стал исчисляться с учетом районного коэффициента предусмотренного на территории данного округа.
В последующем сотрудниками ОПО ЦФО УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу было установлено, что Сорокин Д.А. не проживает в Ямало-Ненецком автономном округе, находится и осуществляет свою трудовую деятельность в г. Москве.
Поскольку выслуга в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 9 месяцев 26 дней, фактически Сорокин Д.А. проживает за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, выплата районного коэффициента истцу прекращена, о чем указано в уведомлении от 9 марта 2021 г. N 74/11-577.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец основываел свои требования на том, что имеет право на получение районного коэффициента к пенсии как лицо, прослужившее в районах Крайнего Севера не менее 15 лет с учетом периода работы стажером.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 15, 46, 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1, статей 1, 10, 24, 38, Федерального закона от 30 ноября 2011 г..N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 25, 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 г..N 3-ФЗ "О полиции", Положением о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г..N 4202-1, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", исходил из того, что в периоды с 11 июня 1999 г..по 11 сентября 1999 г..истец не являлся сотрудником органов внутренних дел, поскольку не проходил службу на должности рядового или начальствующего состава органов внутренних дел с присвоением специального звания, в то время как условием сохранения за пенсионером права на исчисление пенсии с применением районного коэффициента при выезде на новое постоянное место жительства является именно прохождение службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, то есть служба на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел
с присвоением специального звания.
Вышеназванный период, согласно выводам судов, подлежал включению в стаж службы (выслуги лет) истца на основании пункта 11 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в календарном исчислении, в то время как в силу подпунктов "в" и "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются на льготных условиях периоды службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами правильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, судами не допущено.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
В соответствии со статьей 48 указанного Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для признания за истцом права на выплату районного коэффициента как лицу, прослужившему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет повторяют правовую позицию стороны истца в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку основаны на ошибочном толковании истцом норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам жалобы, само по себе включение периода работы стажером до присвоения специального звания в стаж выслуги лет для назначения пенсии не влечет включение данного периода в стаж фактической службы в органах внутренних дел на определенной должности с присвоением специального звания с целью определения права на получение пенсии с районным коэффициентом в связи со службой в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.
В период службы истца в качестве стажера по соответствующей должности с 11 июня 1999 г. по 11 сентября 1999 г. действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.
Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Поскольку в период стажировки истец не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанный период он не являлся. Период службы в качестве стажера по соответствующей должности являлся трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.
Аналогичная правовая позиция указана в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 декабря 2022 г.
Установив из материалов дела, что календарная выслуга лет истца в районах Крайнего Севера (без учета периода стажировки) составляет менее 15 лет, в связи с чем суды обоснованно пришли к выводу о том, что права на исчисление пенсии с применением соответствующего коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 истец не имеет.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сорокина Дмитрия Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.