Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Ложкарёвой О.А, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1-967/2022 по иску Ванькиной Татьяны Владимировны к Управлению социальной политики N 3 о признании решения незаконным, признании права на ежемесячную выплату, назначении и выплате ежемесячной выплаты на ребенка, по кассационной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 3 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ванькина Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной политики N 3 по Свердловской области, с учетом уточнений, о признании решения от 11 апреля 2022 года N 1853870824 незаконным, признании права на ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года за N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", назначении данной выплаты с 01 апреля 2022 года, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Ванькина Т.В. сослалась на то, что имеет двоих детей в возрасте от трех до семи лет. 01 апреля 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением на осуществление денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет. Решением Управления социальной политики N 3 по Свердловской области от 26 апреля 2022 года в предоставлении государственной услуги ей отказано по причине наличия в ее собственности земельных участков, суммарная площадь которых больше 0, 25 га. Полагает отказ незаконным, поскольку проживает в д. Полдневая Артинского района, которая относится к сельском населенному пункту, в связи с чем при определении права на ежемесячную выплату ответчику следовало учитывать, что лицам, имеющим в собственности земельные участки суммарной площадью менее 1га проживающим в сельском населенному пункте, ежемесячная выплата назначается.
Представитель Управления социальной политики N 3 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, сославшись на законность решения от 11 апреля 2022 года об отказе в назначении истцу ежемесячной выплаты, поскольку она имеет в собственности земельный участок, площадь которого превышает 0, 25 га; д. Полдневая, в которой проживает истец входит в состав Артинского городского круга.
Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 19 сентября 2022 года Ванькиной Т.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2022 года решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 19 сентября 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет признано незаконным; на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 3 возложена обязанность назначить Ванькиной Т.В. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года за N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" по заявлению от 01 апреля 2022 года N Д/18.
В кассационной жалобе Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 3 ставит вопрос об отмене апелляционного определения, поскольку она вынесено при неправильном применении норм материального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Ванькина Т.В. просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Ванькина Т.В. является матерью "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения.
Местом жительства Ванькиной Т.В. является д. Полдневая Артинского района Свердловской области.
01 апреля 2022 года Ванькина Т.В. через Единый портал государственных и муниципальных услуг обратилась в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 3 с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199.
Ванькиной Т.В. на праве собственности на момент обращения с заявлением принадлежало следующее имущество: жилое здание с кадастровым номером N "данные изъяты", расположенное по адресу: "данные изъяты", площадью 75, 3 кв.м, назначение объекта недвижимости - жилое помещение; земельный участок с кадастровым номером N "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты" площадью 5 200 кв.м, категория земель- земли населенных пунктов.
Решением Территориального отраслевого исполнительногой органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 3 от 11 апреля 2022 года Ванькиной Т.В. отказано в назначении ежемесячной выплаты по причине наличия у нее в собственности земельного участка, площадь которого превышает 0, 25 га
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 (в редакции, действующей на дату рассмотрения заявления Ванькиной Т.В.), Закона Свердловской области от 12 октября 2004 года 88-ОЗ "Об установлении границ муниципального образования Артинский район и наделении его статусом городского округа", приложения N 3 к Закону Свердловской области от 20 июля 2015 года N 95-ОЗ "О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", исходил из того, что д. Полдневая, в которой проживает истец, включена в границы Артинского городского округа, в связи с чем не является территорией сельских поселений; площадь земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, превышает 0, 25 га, что исключает возникновение у нее право на ежемесячную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, в связи с чем пришел к выводу о правомерности отказа Ванькиной Т.В. в назначении данной выплаты.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом суда первой инстанции. Отменяя решение суда и принимая новое об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Свердловской области от 20 июля 2015 года N 95-ОЗ "О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", пунктом 37 Приложения 3 к Закону Свердловской области "О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", исходил из того, что включение сельского населенного пункта в состав территории соответствующего поселения или округа само по себе не влечет изменения статуса с сельского на городской, в связи с чем пришел к выводу, что д. Полдневая, в которой проживает истец, является сельским населенным пунктом, в ее собственности находятся земельный участок, площадь которого не превышает 1га, соответственно отказ ответчика в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно по основанию, приведенному в решении, является незаконным.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (утратил силу с 01 января 2023 года) с 01 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 (в редакции, действующей на дату рассмотрения возникновения спорных правоотношений) основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются наличие в собственности у заявителя и членов его семьи: земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых превышает 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
В соответствии с разъяснениями, изложенным в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 мая 2021 года, учитывая количество вопросов, связанных с учетом площади земельных участков, Минитруд России считает возможным рекомендовать субъектам Российской Федерации определять площадь участков, в том числе предел их суммарной площади, исходя из места жительства заявителя или места его пребывания - в случае отсутствия подтвержденного места жительства.
Согласно подпункту 8 пункта 2 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановление Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N 1004-ПП, условием назначения ежемесячной денежной выплаты является отсутствие у лица, обратившегося за назначением ежемесячной денежной выплаты, и (или) членов его семьи зарегистрированных на них в собственности земельных участков (за исключением земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, которые предоставлены уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки многодетной семьи или стоимость приобретения которых в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества, и земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых определяется по месту жительства (пребывания, фактического проживания) на территории Свердловской области лица, обратившегося за назначением ежемесячной денежной выплаты, и не превышает 0, 25 га, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 га.
Согласно статье 2 Закона Свердловской области от 12 октября 2004 года N 88-ОЗ "Об установлении границ муниципального образования Артинский район и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование Артинский район наделено статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 37 приложения 3 к Закону Свердловской области "О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" о 20 июля 2015 года N 95-ОЗ в состав территории Артинского городского округа входят населенные пункты: поселок городского типа Арти, деревня Андрейково, деревня Артя-Шигири, деревня Афонасково, деревня Багышково, деревня Байбулда, деревня Бакийково, деревня Берёзовка, деревня Биткино, деревня Бихметково, деревня Верхние Арти, деревня Верхний Бардым, деревня Волково, деревня Волокушино, деревня Головино, деревня Дружино-Бардым, деревня Евалак, деревня Журавли, деревня Ильчигулово, деревня Кадочниково, деревня Комарово, деревня Конёво, деревня Кургат, деревня Малая Дегтярка, деревня Малые Карзи, деревня Мараканово, деревня Нижний Бардым, деревня Омельково, деревня Пантелейково, деревня Полдневая, деревня Попово, деревня Рыбино, деревня Сенная, деревня Соколята, деревня Стадухино, деревня Токари, деревня Турышовка, деревня Усть-Кишерть, деревня Усть-Манчаж, деревня Чекмаш, деревня Черепаново, деревня Черкасовка, деревня Широкий Лог, деревня Югуш, поселок Усть-Югуш, село Азигулово, село Бараба, село Большие Карзи, село Курки, село Малая Тавра, село Манчаж, село Новый Златоуст, село Поташка, село Пристань, село Сажино, село Свердловское, село Симинчи, село Старые Арти, село Сухановка.
Аналогичные положения содержаться в Уставе Артинского городского округа, принятого решением районного Совета муниципального образования Артинский район от 14 июня 2005 года N 94.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 7 Закона Свердловской области "Об административно-территориальным устройстве Свердловской области" от 13 апреля 2017 года N 34-ОЗ1 под населенным пунктом понимается часть территории Свердловской области в фиксированных границах, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, в пределах которых находятся жилые дома, объекты производственной, инженерно-технической, транспортной и социальной инфраструктур, предназначенная для постоянного проживания граждан, осуществления экономической и иной деятельности, обладающая собственным наименованием.
Категориями населенных пунктов являются: 1) городские населенные пункты; 2) сельские населенные пункты.
Под городским населенным пунктом в настоящем Законе понимается населенный пункт, большинство жителей которого занято в промышленности, науке, торговле и (или) связанных с ними отраслях, обладающий индустриальным потенциалом.
Видами городских населенных пунктов являются: 1) город; 2) поселок городского типа.
Под сельским населенным пунктом в настоящем Законе понимается населенный пункт, большинство жителей которого занято в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и (или) связанных с ними отраслях.
Видами сельских населенных пунктов являются: 1) поселок; 2) село; 3) деревня; 4) хутор.
Из приведенных норм права следует, что сельский населенный пункт и сельское поселение различаются как по территории, так и по своему статусу. Сельское поселение - это самостоятельное муниципальное образование, состоящее из одного или нескольких объединенных одной территорией населенных пунктов, имеющее органы местного самоуправления.
Деревня Полдневая является сельским населенным пунктом, входящим в состав городского округа, а не сельским поселением. В соответствии с подпунктом "г" пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, подпунктом 8 пункта 2 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановление Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N 1004-ПП, условием назначения данной выплаты является отсутствие в собственности лица, обратившегося за назначением ежемесячной выплаты, земельного участка площадью более 1га именно на территории сельского поселения Свердловской области.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что истец, проживая в населенном пункте, отнесенном к городскому округу, имея в собственности земельный участок площадью более 0, 25га, пришел к правильному выводу об отсутствии у нее права на такую выплату.
Ссылки суда апелляционной инстанции на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 609-О нельзя признать обоснованными, поскольку в данном определении высказана правовая позиция относительно населенных пунктов, а не сельских поселений.
При указанных обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене, поскольку принято при неправильном применении норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 19 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.