Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-1176/2022 по иску Олиферчука Сергея Савковича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Олиферчук С.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Нефтеюганске (межрайонного) (далее УПФР в г..Нефтеюганске) от 21 мая 2021 года N N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; возложении обязанности засчитать в специальный стаж по Списку N 2 период работы с 01 января 1998 года по 31 декабря 2000 года в качестве слесаря-ремонтника, непосредственно занятого на объектах добычи нефти 5 разряда; зачесть в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды работы с 10 ноября 1989 года по 13 сентября 1990 года в Строительно-монтажном управлении N 4 Нефтеюганского строительно-монтажного треста ПО "Юганскнефтегаз" в качестве бульдозериста 5 разряда, с 15 сентября 1990 года по 30 октября 1991 года в кооперативе "Пыть-Ях" в качестве бульдозериста 6 разряда; с 01 ноября 1991 года по 25 сентября 1992 года в Малом предприятии "Мысль" в качестве бульдозериста 6 разряда; с 16 марта 1993 года по 30 декабря 1993 года в кооперативе "Интеграл" в качестве водителя 3 класса; с 03 января 1994 года по 28 декабря 1995 года в Строительно-монтажном управлении N 4 в качестве водителя 3 класса; с 09 октября 2017 года по 15 ноября 2017 года в ООО "Арсенал" по договорам подряда N 188, N 210 по ремонту секций УЭЦН; зачесть в страховой стаж и в стаж работы местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы в ООО "Мамонтовский КРС" в качестве слесаря-ремонтника, непосредственно занятого на объектах добычи нефти 5 разряда с 14 мая 2002 года по 03 июня 2002 года; признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости с 31 июля 2019 года, возложив на ответчика обязанность назначить указанную пенсию с момента обращения, т.е. с 31
июля 2019 года.
В обоснование требований указал на то, что 31 июля 2019 года обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако пенсионным органом в назначении пении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 и пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано в связи с отсутствием специального стажа работы по Списку N 2. С решением не согласен, поскольку в спорные периоды осуществлял трудовую деятельность в тяжелых условиях труда, спорные периоды необоснованно не включены в специальный стаж.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2022 года исковые требования Олиферчука С.С. удовлетворены частично. Решение УПФР в г. Нефтеюганске от 21 мая 2021 года N 337095/19 признано незаконным. На ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (правопреемника УПФР в г. Нефтеюганске) возложена обязанность засчитать в специальный стаж Олиферчука С.С. по Списку N 2 период работы с 01 января 1998 года по 31 декабря 2000 года (2 года) в качестве слесаря-ремонтника, непосредственно занятого на объектах добычи нефти 5 разряда; засчитать в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды работы с 10 ноября 1989 года по 13 сентября 1990 года, с 03 января 1994 года по 28 декабря 1995 года (всего 02 года 09 месяцев 27 дней), с 15ентября1990 года по 30 октября 1991 года (01 год 01 месяц 15 дней), с 01 ноября 1991 года по 25сентября 1992 года (10 месяцев 25 дней), с 16 марта 1993 года по 30 декабря 1993 года (09 месяцев 14 дней), с 14 мая 2002 года по 03 июня 2002 года (21 день) в ООО "Мамонтовский КРС" в качестве слесаря-ремонтника, непосредственно занятого на объектах добычи нефти 5 разряда. За истцом признано право на досрочную пенсию по старости с 31 июля 2019 года, на ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность назначить Олиферчуку С.С. досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 31 июля 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2022 года решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации переименован в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, соответственно ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с 01 января 2023 года переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований Олиферчука С.С. о включении в специальный стаж периода работы с 01 января 1998 года по 31 декабря 2000 года, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что Списком N 2 от 26 января 1991 года, разделом XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", подразделом 2 "Добыча" (позиция 2130200а-18559) предусмотрены слесари-ремонтники, непосредственно занятые на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата. Таким образом, не все слесари-ремонтники пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение, а только те, которые работают непосредственно на объектах добычи нефти, что должно быть подтверждено документально. Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие факт работы Олиферчука С.С. непосредственно на объектах добычи нефти, в связи с чем его требования о включении в специальный стаж указанного периода удовлетворены необоснованно. При этом, как суд первой инстанции, так и суд апелляционной инстанции не обосновали свои выводы, доводы ответчика оставлены без внимания. Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций не рассматривается Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 01 января 2002 года, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 246п, в соответствии с которым территориальный орган вправе произвести корректировку сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Кроме того, в материалах дела имеется архивная справка, выданная представительством ПАО "НК "Роснефть" в Ханты-Мансийском автономном округе от 03 сентября 2019 года N РН/14-20-0-39, из которой следует, что в спорный период Олиферчук С.С. не трудился непосредственно на объектах добычи нефти, а работал слесарем-ремонтником в цехе подготовки производства. Судебными органами место фактического выполнения Олиферчуком С.С. работы в качестве слесаря-сантехника не выяснялось. Непосредственно на объектах добычи нефти Олиферчук С.С. работал с 01 января 2001 года. Полагает, что выводы судов построены на формальных основаниях и не соответствуют нормам материального права. Кроме того, судами допущены нарушения норм процессуального права, поскольку в нарушение статей 67, 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебных постановлениях не отражены результаты оценки доказательств, не приведены мотивы, по которым были отвергнуты доводы ответчика.
В письменных возражениях на кассационную жалобу истец просит судебные постановления оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
Истец Олиферчук С.С, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Олиферчук С.С, 14 февраля 1966 года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 11 мая 1999 года.
25 августа 2021 года Олиферчук С.С. обратился в УПФР в г. Нефтеюганске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 и части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Нефтеюганске от 21 мая 2021 года N 337095/19 Олиферчуку С.С. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием специального стажа работы по Списку N 2.
По имеющимся документам и данным индивидуального (персонифицированного) учета стаж Олиферчука С.С. на дату подачи заявления (31 июля 2019 года) составил: страховой - 25 лет 04 месяца 06 дней; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 23 года 01 месяц 25 дней, специальный стаж по Списку N 2 - 03 года 09 месяцев 16 дней (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П - 04 года 03 месяца 17 дней); требуется для назначения досрочной страховой пенсии по Списку N 2 - 06 лет 03 месяца.
Согласно указанному решению пенсионным органом в стаж Олиферчука С.С. не засчитаны периоды работы:
- в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - с 10 ноября 1989 года по 13 сентября 1990 года, 15 сентября 1990 года по 30 октября 1991 года, с 01 ноября 1991 года по 25 сентября 1992 года, с 03 января 1994 года по 28 декабря 1995 года, так как печати, которыми заверены сведения о работе, не читаются. Стаж работы в кооперативе "Интеграл" засчитан по архивной справке от 07 августа 2019 года N 431 с 21 октября 1992 года по 15 марта 1993 года;
- в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 21 день в 2002 года, с 05 по 06 октября 2015 года, 22 марта 2016 года - отпуск без сохранения заработной платы; с 09 по 29 августа 2002 года - в выписке из индивидуального (персонифицированного) учета не указан код территориальных условий;
- в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и в стаж по Списку N 2 - период с 23 по 25 декабря 2008 года, так как согласно справке архивного учреждения истцу был предоставлен отпуск по коллективному договору;
- в специальный стаж по Списку N 2 - период работы с 12 апреля 1996 по 31 декабря 2000 года, так как согласно архивной справке от 03 сентября 2019 года N РН/14-20-О-39, выданной ПАО "НК "Роснефть" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, не подтверждается непосредственная занятость в качестве слесаря-ремонтника на объектах добычи нефти и газа. Сведения индивидуального лицевого счета за период с 01 января 1998 года по 31 декабря 2000 года приведены в соответствие с документами.
Решением УПФР в г. Нефтеюганске от 30 мая 2021 года N 66746/21 произведена корректировка индивидуального лицевого счета Олиферчука С.С. в части периода работы с 01 января 1998 года по 31 декабря 2000 года без указания кодов досочного пенсионного обеспечения. Основанием для корректировки сведений о стаже в указанный период явилась архивная справка от 03 сентября 2019 года N РН/14-20-О-39, выданная ПАО "НК "Роснефть" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
С учетом положений части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции являются судебные решения суда первой и апелляционной инстанций в части включения в специальный стаж Олиферчука С.С. периода работы с 01 января 1998 года по 31 декабря 2000 года.
В остальной части вышеуказанные судебные акты предметом проверки суда кассационной инстанции не являются, поскольку их законность сторонами не оспаривается.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования Олиферчука С.С. в части включения в специальный стаж периода работы с 01 января 1998 года по 31 декабря 2000 года, суд первой инстанции, проанализировав сведения о характере работы истца, отраженные в архивной справке от 03 сентября 2019 года N РН/14-20-О-39, выданной ПАО "НК "Роснефть" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, согласно которой истец был переведен слесарем-ремонтником 5 разряда, непосредственно занятым на объектах добычи нефти, с 01 января 2021 года, а в спорный период работал слесарем-ремонтником в цехе подготовки производства, учитывая, что льготный характер работы Олиферчука С.С. в спорный период был подтвержден в установленном законом порядке работодателем путем направления в пенсионный орган отчетов по форме АДВ-6-1, СЗВ-К, в связи с чем в лицевой счет застрахованного лица были внесены сведения о льготном характере работы истца с 01 января 1998 года по 31 декабря 2000 года с указанием кода особых условий труда (ЗП12Б, 2130200Л-18559), при этом представленные работодателем отчеты были проверены пенсионным органом в 2011 году, о чем был составлен акт N 25 от 31 октября 2011 года, пришел к выводу о незаконности решения ответчика об отказе во включении этого периода работы в специальный стаж.
Кроме того, суд отметил, что факт льготной работы истца в спорный период, как на момент подачи заявления о назначении пенсии, так и на момент принятия решения об отказе в установлении истцу пенсии подтверждался сведениями, указанными в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-НВП), расчетными листками за период с 01 января 1998 года по 31 декабря 2000 года, из которых следует, что в спорные периоды истцу производилась компенсация за питание (код оплаты 242), доплата за вредность (код оплаты 37), а также предоставлялись дополнительные дни к ежегодному отпуску за вредность, иными документами, имеющимися в распоряжении пенсионного органа.
Удовлетворив заявленные требования в указанной части и учитывая, что с учетом включенных периодов истец имел право на досрочное назначение страховой пенсии, суд первой инстанции признал за истцом право на указанную пенсию с 31 июля 2019 года и возложил на ответчика обязанность по назначению истцу досрочной пенсии с момента обращения - с 31 июля 2019 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону).
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Подразделом 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены слесари-ремонтники, непосредственно занятые на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата (позиция 2130200а-18559).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрен Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (статья 3 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно статье 8.1 указанного закона Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (абз. 5 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Изучение материалов дела показывает, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие факт работы Олиферчука С.С. непосредственно на объектах добычи нефти, в связи с чем его требования о включении в специальный стаж указанного периода удовлетворены необоснованно, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку действующее законодательство предусматривает подтверждение страхового стажа, в том числе дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании предоставленных страхователями (работодателями) сведений, такая выписка из индивидуального лицевого счета в отношении истца содержит коды досрочного пенсионного обеспечения по спорному периоду работы.
При этом достоверность ранее представленных работодателем истца сведений в отношении спорного периода работы ничем не опровергнута. Из ответа представительства ПАО "НК "Роснефть" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре от 17 июня 2020 года следует, что результаты аттестации рабочего места или оценки условий труда, характеристика (описание) работ, описание технологических операций на хранении отсутствуют. Тогда как, представленная истцом копия приказа от 30 мая 2000 года N 71-к подтверждает факт работы истца непосредственно на объектах добычи нефти.
Доводы жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций не рассматривается Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 01 января 2002 года, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 246п, в соответствии с которым территориальный орган вправе произвести корректировку сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, являются несостоятельными.
В соответствии с названным Порядком корректировки (действовавшего до 28 декабря 2019 года) корректировка территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц проводится в целях обеспечения достоверности и полноты сведений о трудовом (страховом) стаже за период до 01 января 2002 года в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, своевременного и обоснованного установления трудовых пенсий на основании законодательства Российской Федерации (пункт 2).
Под корректировкой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений персонифицированного учета в части зачета в трудовой (страховой) стаж периодов работы и иной деятельности застрахованного лица до 01 января 2002 года понимается изменение и дополнение индивидуальных сведений, ранее представленных страхователями и внесенных в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Под уточнением индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц понимается выполнение в установленном порядке процедур по включению уточненных сведений о трудовом (страховом) стаже до 01 января 2002 года в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц на основании форм документов персонифицированного учета, подготовленных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3).
Корректировка территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется в случаях:
обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 01 января 2002 года;
непредставления страхователем уточненных сведений о трудовом (страховом) стаже в 2-недельный срок после уведомления его территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации о необходимости устранения расхождений между представленными сведениями о трудовом (страховом) стаже за период до 01 января 2002 года и сведениями, выявленными проверками;
отказа страхователя от представления уточненных сведений в части трудового (страхового) стажа за период до 01 января 2002 года после уведомления его территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации о выявленных в результате проверок расхождениях и необходимости их устранения;
представления государственным (муниципальным) органом и (или) страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительных документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж застрахованного лица за период до 01 января 2002 года.
Согласно действующему в настоящее время Порядку осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 года N 519п, в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
Каких-либо доказательств проведения проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, исследования документальных материалов о характере работы истца за спорный период, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение пенсии, как это предусмотрено пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 01 апреля 2019 года N 48-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу;
Аналогичная норма предусмотрена действующей редакцией указанной статьи.
Согласно пункту 38 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года N 766н, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Пунктом 39 указанной Инструкции предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из указанных положений также следует, что представленные страхователем сведения в отношении работающих у него застрахованных лиц могут быть откорректированы страхователем самостоятельно, а также территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в случае обнаружения в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий либо при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на лицевых счетах, на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
В этой связи ссылка ответчика на архивную справку ПАО "НК "Роснефть" в Ханты-Мансийском автономном округе от 03 сентября 2019 года N РН/14-20-0-39, из которой следует, что в спорный период Олиферчук С.С. не трудился непосредственно на объектах добычи нефти, а работал слесарем-ремонтником в цехе подготовки производства, не может быть принята, поскольку данная справка выдана по прошествии длительного времени (более 19 лет) после представления работодателем в отношении истца индивидуальных сведений, содержащих коды льготы в отношении спорного периода работы, при этом доказательств того, что непосредственно в момент их предоставления в пенсионный орган работодатель не располагал первичными учетными документами, на основании которых указанные сведения были представлены, в материалах дела не содержится.
Не могут быть признаны обоснованными доводы жалобы о том, судебными органами место фактического выполнения Олиферчуком С.С. работы в качестве слесаря-сантехника не выяснялось, непосредственно на объектах добычи нефти Олиферчук С.С. работал с 01 января 2001 года.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, указанная норма конкретизирует положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
С учетом характера возникших правоотношений, предмета и оснований иска, доводов сторон, именно на ответчике лежала обязанность представить доказательства обоснованности произведенной корректировки в отношении спорного периода работы истца, которые суду не представлены.
Доводы ответчика о том, что судами допущены нарушения норм процессуального права, поскольку в нарушение статей 67, 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебных постановлениях не отражены результаты оценки доказательств, не приведены мотивы, по которым были отвергнуты доводы ответчика, основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений являться не могут. При этом в судебных актах выражена позиция о подтверждении стажа для назначения пенсии, в том числе досрочной сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, представленными работодателями (страхователями) в соответствующие периоды работы застрахованных лиц.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как, кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции таким правом не наделен.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.