Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федоровой Т.А, действующей в интересах Управления Федеральной службы государственной регистрации по Ростовской области, на решение Ростовского областного суда от 19 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения учувствовавших в судебном заседании с использованием видео-конференц-связи представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации по Ростовской области по доверенности Козлова А.Г, представителя департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону по доверенности Шварцкоп М.С, представителя Даллари Р.О. по доверенности Климовой В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону обратился в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 18 февраля 2022 года об удовлетворении заявления Даллари Р.О. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Решением Ростовского областного суда от 19 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации по Ростовской области по доверенности Федоровой Т.А, в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 6 декабря 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 13 января 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения учувствовавших в судебном заседании с использованием видео-конференц-связи представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации по Ростовской области по доверенности Козлова А.Г, представителя департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону по доверенности Шварцкоп М.С, представителя Даллари Р.О. по доверенности Климовой В.В, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Даллари Р.О. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 15 февраля 2017 года в размере 34 526 699 рублей 61 копейка.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 февраля 2017 года.
Представитель Даллари Р.О. 7 февраля 2022 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости, представив отчет об оценке и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" от 31 января 2022 года на указанный отчет об оценке.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулировавшего вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжающего применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263.
Пунктом 20 указанного Порядка на комиссию возложена обязанность проверки содержания и оформления отчета об оценке на соответствие его требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
По результатам рассмотрения заявления Даллари Р.О. от 7 февраля 2022 года комиссией установлено отличие кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N от рыночной стоимости на 30, 1 %, а так же соответствие оформления и содержания представленного отчета об оценке требованиям действующего законодательства, в связи с чем решением от 18 февраля 2022 года заявление о пересмотре кадастровой стоимости удовлетворено.
Судами указано, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных комиссии полномочий, с соблюдением процедуры, предусмотренной Порядком создания и работы комиссии, вместе с тем не может быть признано законным и обоснованным ввиду следующего.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта (статья 11 Закона об оценочной деятельности). Названной нормой установлены требования к содержанию и составлению отчета об оценке, согласно которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
В рамках настоящего дела судом первой инстанции по делу проведена судебная оценочная экспертиза на предмет проверки соответствия отчета об оценке требованиям законодательства, а также подтверждения рыночной стоимости земельного участка.
Из заключения эксперта ФБУ Южный РЦСЭ Минюста России от 6 июня 2022 года следует, что отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, а именно пункту 5 Федерального стандарта оценки N 3, пункту 22 Федерального стандарта оценки N 7. Имеющиеся несоответствия, влияющие на итоговую стоимость объекта оценки, заключаются в применении оценщиком корректировок (на торг, на расположение относительно красной линии), значение которых были приняты по не актуальным на дату определения стоимости объекта оценки (15 февраля 2017 года) данным Справочника оценщика недвижимости - 2017 под ред. Лейфера Л.А. "Земельные участки. Корректирующие и территориальные коэффициенты, скидки на торг, коэффициент капитализации", а также ошибочного и необоснованного принятия корректировок в отношении всех объектов-аналогов по элементу сравнения - расположение относительно красной линии (в размере -22, 48 %). Имеющиеся несоответствия, в своей совокупности, характеризуют отчет об оценке как не отвечающий критериям по недопущению неоднозначного толкования или введения в заблуждение, что предусмотрено статьей 11 Закона об оценочной деятельности.
Итоговая рыночная стоимость земельного участка, определенная в отчете об оценке не подтверждается содержанием отчета, то есть не обосновывается оценкой земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 15 февраля 2017 года.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судебной экспертизы не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, заключению судебной экспертизы дана всестороння правовая оценка с изложением обоснованных выводов. При производстве судебной экспертизы не допущены нарушения, свидетельствующие о недопустимости данного доказательства. Заключение соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований административного иска.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского областного суда от 19 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 7 февраля 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.